Конспект экологического занятия Мир вокруг нас (живая газета).


Конспект занятия по экологии
ЖИВАЯ ГАЗЕТА «Мир вокруг нас»
ЦЕЛЬ: Обобщить знания учащихся об окружающем мире, о влиянии человека на этот мир.
Задачи:
Обучающие: обобщение знаний об окружающем мире, о правилах поведения в природе, об экологических проблемах.
Развивающие: развитие монологической речи, памяти, зрительного восприятия при работе со схемами, расширение кругозора.
Воспитывающие: воспитание нравственных качеств, формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.
Оборудование: Презентация «Мир вокруг нас», костюмы рыбок, иллюстрации растений, занесённых в Красную книгу, воздушные шарики.
Ход занятия.
- Ребята! Мы с вами живём в век удивительных открытий и приключений. Каждый день в мире происходит что-то новое, случаются важные события.
- А откуда можно узнать о новостях в мире и стране?
- Правильно, человек узнаёт о различных событиях из программ телепередач, а также из газет.
- И на нашем сегодняшнем мероприятии вы познакомитесь с необычной газетой. Это живая газета « Мир вокруг нас». (Презентация).
- Взгляните на экран. На экране вы видите несколько кругов разного цвета, располагающиеся друг в друге. А в самом центре мы видим лицо человечка.
- Какое выражение лица у него? (Грустное).
- А как вы думаете, почему он грустит? (Он грустит потому, что наша природа в опасности).
- И так внимание на экран. Нашего человечка окружает пространство в круге голубого цвета. Вот об этом голубом поле я и буду говорить. А вы должны догадаться, о чём пойдёт речь. Для подсказки послушайте загадку:
Ученик: Через нос проходит в грудь,
И обратно держит путь.
Он невидимый и всё же
Без него мы жить не можем.
- Правильно! Речь пойдёт о воздухе. Мы живём в воздушном океане, который называется атмосферой. Мы привыкли воздушный океан называть небом.
Давайте послушаем стихотворение о нём.
Ученик: Выше леса, выше гор
Расстилается ковёр.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной.
То он серый, то он синий,
То он светло- голубой.
- Всё живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым.
- Давайте вдохнём воздух. Куда он попал? ( В нос). После этого он опускается в горло, дыхательную трубочку, затем через бронхи поступает в лёгкие.
- Давайте проведём небольшой опыт. Надуйте шарики, а теперь выпустите воздух из них. Вот так работают наши лёгкие. Наши лёгкие трудятся постоянно, и мы должны заботиться о них: стараться дышать чистым воздухом и не простужаться.
- Ребята, а что было бы, если бы воздух исчез? (Наши лёгкие висели бы, как сдутые шарики. Мы не смогли бы жить).- Но, к сожалению, воздух не всегда бывает чистым. Знаете ли вы, что в воздухе содержаться микробы – очень маленькие живые существа. Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например грипп.
- Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются.
- Что же нужно делать, чтобы микробов стало меньше? (Ответы детей).
- Проветрили комнату, стёрли пыль влажной тряпкой – убрали микробов с голубого поля.
– Ребята, а почему часто воздух бывает загрязнённым, особенно в городах?
( Ответы детей).
- Очень хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые оказываются вместе с дымом фабрик и заводов, с выхлопными газами от автомобилей. Поэтому в больших городах должно быть много зелени. Ведь мы дышим кислородом, а кислород нам дают растения.
- Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое и голубое.
- Если мы сумеем очистить все поля, наш человечек будет улыбаться.
- Сейчас мы переходим на синюю страничку. Ученик: - Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И, поэтому, всегда, всем везде нужна вода. Ведущий: Эта страничка о воде. – Ребята, где больше всего воды на Земле? (в океане) - А где еще находится вода? (в морях, реках, озерах, ручьях) Правильно, а еще в чем мы можем увидеть воду?.. Снег – это вода?.., облака – это тоже вода?.. Посмотрите на экран, как прекрасна вода во всех своих проявлениях. (Презентация). Для растений и животных не всякая вода годиться. В океане какая вода? – соленая… А чтобы напиться или умыться нам нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говорят:
Ученик: Водичка, водичка, умой моё личко,
Чтобы щёчки краснели, чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
- Конечно это о чистой воде, ведь грязную воду пить нельзя и умываться ей тоже нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, и её надо беречь! А как?.. (ответы детей). (Презентация) - Во-первых, надо экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми;
- Во-вторых, беречь воду от загрязнения.
- Посмотрите на воду, т.е. на синее поле. На нем пятна – это загрязнения. Откуда же они взялись? Сейчас мы вам покажем небольшую сценку «Разноцветная река» и вы все поймете, смотрите внимательно. Сценка «Разноцветная река».
Оборудование: плакат с изображением разноцветной реки, маски рыбок.
Ведущий: Плачет малая речонка
Одолел речонку страх.
Стала речка тонкой – тонкой
Обмелела на глазах.
(Появляются дети в масках рыбок)
Ведущий: Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.
Желтая рыбка: Соседка, ты почему такая красная?
Красная рыбка: На берегу нашей реки построили завод и провели к нему 2 трубы. Одна труба берет из реки чистую воду, а другая сливает в реку грязную. Вот я и стала красной. А ты почему желтая как лимон?
Желтая рыбка: Жила я на мелководье: плескалась, играла, плавала с подружками. Но вот прошел сильный дождь. Ручей принес с берега мутный поток. Чего там только не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь, и я тоже. А ты, подружка, почему такая фиолетовая?
Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне лежал груз. Банки, бревна, даже колеса. От такой натуги я и краснела, и зеленела, и синела. Вот и стала фиолетовой. Еле-еле выбралась из- под мусора. Ой, смотрите, кто это?
Черная рыбка: Не пугайтесь, подружки, я такая же рыбка, как и вы. Черная пленка покрыла воду, стало нечем дышать, нечего есть. А на берегу утки лежат и от нефти погибают.
Желтая рыбка: Что же нам делать, как дальше жить?
Ведущий: Ребята, вы внимательно слушали рыбок, вспомните, что же является источником загрязнения воды?
1. Сточные воды фабрик и заводов. 2. Разлив нефти. 3. Мусор.
- А что же нам с вами надо делать, чтобы сберечь воду?
- Экономить воду, закрывать кран. - Не выбрасывать в реки мусор. - Правильно. Давайте очистим нашу воду, уберем все загрязнения. Посмотрите, какое красивое, чистое поле – чистая вода. Берегите воду.
- Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и чистая вода.
- Следующая страничка нашей газеты зелёная. Зелёная страничка – это страничка жизни. А почему она зеленая?
- Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.
Ученик: Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг!
Человек природе друг!
- Только всегда ли человек относится к природе, как к другу? Посмотрите на это поле – на нем серые круги и чёрные квадраты. Под каждым из них растения или животные, которых осталось мало на нашей планете. Эти растения и животные занесены в Красную книгу.
Красная книга (Презентация)
Ученик: Красная книга – красная!                        
Значит, природа в опасности!
  Всё живое хранить зовёт.
Пусть зовёт не напрасно
Красная книга, красная
- Как вы думаете, почему Красную книгу назвали «красной»? Где вы еще встречались с красным цветом? Вспомните, что показывает красный цвет у светофора. Вот и Красная книга предупреждает нас об опасности. В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут.
- Серыми кругами закрыты фотографии красивых растений, которые занесены в Красную книгу Саратовской области.. Растения (Презентация)
Кувшинка или водяная лилия встречается в водоёмах. Её называют «дитя солнца», так как цветы раскрываются рано утром, а закрываются с наступлением сумерек.
Ученик: Кувшинка наклонилась тихонечко к воде.
И точно отразилась в нахлынувшей волне.
И это  отражение вдруг улыбнулось ей,-
То солнышко запуталось среди густых ветвей
И тоже отразилось в качнувшейся волне,
А блики прибежали мелодией ко мне.
Я запишу мелодию, её узнаешь ты,-
В ней  солнце улыбается с небесной высоты.
Колокольчик можно встретить на лугах, в лесах, степях. Название растения произошло от формы цветка в виде колокола. Исчезает из-за сбора в букеты.
Ученик: Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Темно-голубые? И о чем звените вы В день веселый мая, Средь некошеной травы Головой качая?
Тюльпан Геснера встречается в степях. Очень красивое растение с яркой, разнообразной окраской. Цветёт в мае. Имеет очень приятный запах. Исчезает из-за сбора в букеты, хотя в букете стоит не долго.
Ученик: Май, тепло и скоро лето. В зелень всё и вся одето. Словно огненный фонтан - Раскрывается тюльпан. 
Купальница встречается на сырых лугах. Имеет ярко-жёлтую окраску. Цветы купальницы особенно красивы на фоне ярко-голубого неба. Массовое цветение приходится на 6 июля. Этот день назван по народному поверью Аграфена Купальница. С этого дня было принято начинать купаться в реках и озёрах.
Ученик: Всё   громче   птичьи   голоса На   склонах   и   лугах. Купальниц   жёлтые   глаза – Улыбка   на   устах. Стоят,  качаясь   на   ветру, Бубенчиком   звеня...
Сквозь   вдохновенную   листву  Посланники  огня! Среди    небесной   тишины, Загадочно   маня, Сияют   чудо - огоньки  Оранжевого    дня!
- Мы сможем убрать серые круги, если правильно научимся вести себя в природе. Какие правила поведения в природе вы должны знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом?
Охрана растений.
- Не ломай ветки деревьев и кустарников.
- Не повреждай кору деревьев.
- Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения остаются в природе и радуют нас своей красотой.
Загадки
Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)
Красна, сладка, душиста.
Растёт низко, к земле близко. (Земляника)
Видел я такой цветок –
Золотистый ободок.
Долго он в траве сидел
Стал седым и улетел. (Одуванчик)
В посевах ржи, пшеницы и овса
Стоит цветочек – синяя краса.
Хоть сорняком его и называют.
Цветок тот нашу землю украшает. (Василёк)
Видеоролик с песней Ю. Антонова «Не рвите цветы».
Игра «Если я приду в лесок»
- Я буду говорить вам действия, а вы отвечать. Если хороший поступок – ответ «да», если плохой поступок – ответ «нет».
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю, а убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
- Мы знаем, как вести себя в природе по отношению к растениям. Убираем серые круги, и наши растения украсили зелёную страничку газеты. Точно так же эти растения украшают нашу планету.
- Но страничку портят чёрные квадраты, под ними находятся фотографии животных, которые особенно пострадали от человека и занесены в Красную книгу Саратовской области.
Животные (Презентация)
Лебедь. Эти грациозные белоснежные птицы, во все времена привлекали людей своей строгой красотой. С давних времён служили символом весны и тепла. Их образ являлся олицетворением красоты, нежности, романтики, поэзии и верности. Но восторг красотой, не мешал людям охотится на этих птиц ради мяса, пуха и пера. Так что к настоящему времени многие виды лебедей находятся под угрозой.
Ученик: Не стреляйте в белых лебедей, На планете нашей каждый знает, Что любви нет крепче и верней, Чем у птицы в лебединой стае.
Бабочка Павлиний глаз. Пожалуй, в нашей средней полосе нет красивее бабочки, чем «Павлиний глаз». Ее латинское название включает в себя имя речного бога Инаха и его дочери Ио из древнегреческой мифологии. Она запоминается своими огромными «глазами» — четырьмя яркими пятнами, которые напоминают пятна на перьях хвоста павлина. Они не просто украшение, а предназначены для отпугивания главных врагов — птиц. Завидев птицу, бабочка резко взмахивает крыльями, «глаза» раскрываются, птица пугается, и бабочка успевает улететь.
Ученик: На  ромашке первоклашка потеряла бантик? Или кто-то обронил разноцветный фантик? Вспыхнул яркий огонёк? Или тлеет уголёк? Может, зверь какой сидит, Четырьмя на нас глядит? Бабочка - Павлиний глаз Птицам  всем дает наказ: Вот  на крылышках - глаза. Птицы, есть меня нельзя!
Ёж ушастый. От обыкновенных ежей, он отличается большими ушами. Места обитания ушастых ежей – полупустыни и степи. Активную жизнь ушастый еж ведет ночью, а днем «отсиживается» в норе. Часто использует временные убежища – углубления под кустами, камнями, корнями. За лето ушастые ежи накапливают жиры и залегают в спячку в конце октября, просыпается в конце марта.
Ученик: - Что ж ты, Ёж, такой колючий? - Это я на всякий случай: Знаешь, кто мои  соседи? Лисы, волки и медведи!
Уж водяной. Ночь проводит на суше, утром прогревается на солнце и отправляется в воду на охоту. Главными врагами ужей являются хищные птицы и млекопитающие.
Водяной уж неагрессивен, при виде человека он обычно старается скрыться в воде или в укрытии. Однако это не мешает местному населению и туристам активно истреблять водяных ужей, называя их «шахматными гадюками», ошибочно считая ядовитыми.
Ученик: – Я по совести скажу: Плохо, плохо мне, УЖУ, – Очень гадок я на вид... А ведь я – не ядовит!
- Какие правила поведения в природе вы должны знать, чтобы животным жилось в нашем мире хорошо?
Охрана животных
- Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
- Не лови диких животных и не уноси их домой.
- Не разоряй муравейники.
- Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.
- Не шуми в лесу.
- Мы знаем, как вести себя в природе по отношению к животным. Убираем чёрные квадраты, и на нашей зелёной страничке появились прекрасные животные. Точно так же животные украшают нашу планету.
- Какое красивое зелёное поле! Конечно, не обо всех животных и растениях мы смогли сегодня поговорить. Ещё очень многие из них нуждаются в охране. Но если мы будем знать и соблюдать правила поведения в природе, мы поможем многим.
- А сейчас посмотрите на нашего человечка. Человечек улыбается – ему хорошо в чистом мире. Он весел и здоров. Здоровье человека – это тоже богатство природы, его надо беречь.
1 ученик: Есть одна планета – сад.
В этом космосе холодном.
2 ученик: Только здесь леса шумят.
Птиц, скликая перелётных.
3 ученик: Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной.
4 ученик: И стрекозы только тут
Смотрят в речку удивлённо.
Все: Береги свою планету
Ведь другой похожей нету!
Видеоролик «Сохраним природу детям».
- Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко.