Тема урока: «Правописание приставок, оканчивающихся на –з и –с» 1 урок.


Конспект урока.
Урок составлен в рамках деятельностного подхода с учётом необходимости формирования универсальных учебных действий, обозначенных во ФГОСе.
Учащиеся вовлекаются в деятельность различного рода: работу в группе, самостоятельную и коллективную работу, уточнение своих знаний и незнаний, в постановку целей и задач, исследование, выполнение разноуровневых заданий, выполнение рефлексии, инсценирование, оценочную деятельность и др.
ФИО: Давыдова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы
Место работы: МБОУ СОШ №2, п. Краснооктябрьский, Майкопский район
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема и номер урока: «Правописание приставок, оканчивающихся на –з и –с»; 1 урок.
Учебно-методическое обеспечение: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. Русский язык 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений, М.: «Просвещение», 2013
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: коллективная и самостоятельная работа, работа в группе, инсценирование, наблюдение и исследование.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, лист контроля, дидактический материал (карточки, орфографический словарь).
Цель урока: организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:.Целевые установки на достижение результата:
Личностные результаты: у обучающихся будут сформированы (в рамках ценностно-эмоционального компонентов) уважение к личности и ее достоинствам; потребность в самовыражении и самореализации; социальном признании;
Ученик получит возможность: для формирования устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: ученик научится целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;Ученик получит возможность научиться: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД: ученик научится: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять оценку действий партнера, уметь убеждать; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
Ученик получит возможность: ставить проблему, аргументировать ее актуальность; самостоятельно поводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; развивать навыки самоконтроля.
Познавательные УУД: ученик научится делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Ученик получит возможность: ставить проблему, аргументировать ее актуальность; самостоятельно проводить исследование на основе применения метода наблюдения.
Предметные результаты: ученик усвоит правило написания –з и –с на конце приставок, научится: применять знания и умения по орфографии в практике правописания; соблюдать орфографические нормы в процессе письма; объяснять выбор написания в устной и письменной форме; обнаруживать и исправлять орфографические ошибки; совершенствует навык различения согласных звонких и глухих; выявит и освоит способы действия при выборе согласных –з и –с на конце приставок; обозначать приставки в словах.
Структура и ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащегося (познавательная, коммуникативная, регулятивная)
1.Организационный
момент. Слайд №1
( 1 минута) Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку, создает благоприятный психологический климат. Приветствуют учителя, настраиваются на работу.
2. Диагностико-мотивационный этап.
(3 минуты) Учитель осуществляет проверку домашнего задания через выявление затруднений учащихся, возникших в ходе выполнения (употребление неизменяемых приставок) Индивидуальная работа по карточкам.
Ученики называют слова, вызвавшие затруднение, обсуждают, исправляют ошибки.
3. Актуализация знаний
(5 минуты)
Слайд №2,3 Записать слова (даны на экране) с пропущенными согласными в приставках. Сгруппировать, вставить пропущенные буквы, в случае сомнения оставлять в словах «пустое место», выделить приставку.
О…дать, ра..смотреть, с..здавать, ра..жигать, бе..конечный, з…править, в…шел, …делать, в…бираться, и…пугаться, бе…вкусный, по…держать.
- Слова с какими приставками вы записали в первый столбик?
- Изменяются ли они на письме?
Учитель подводит учащихся к проблеме: есть приставки, правила написания которых пока неизвестно. Обращает внимание на приставки слов второго столбика. Осуществляет фронтальную беседу по вопросам:
- Что объединяет приставки слов второго столбика?
- Стоит ли их выделять в отдельную группу и учиться писать?
- Есть ли еще слова с этими приставками? Приведите примеры.
-Надо постараться разрешить возникшее положение? Коллективная работа. Распределение слов в два столбика. Группировка слов (с учетом собственных знаний о правописании приставок), вставляют пропущенные буквы и выделяют приставку.
Ученики под руководством учителя формулируют проблему: есть приставки, ,правило написания которых пока неизвестно. Участвуют в беседе, вступают в диалог, высказывают свое мнение, приводят аргументы.
отдать,
создавать,
заправить,
вошел,
сделать,
поддержать рассмотреть,
разжигать,
бесконечный,
взбираться,
испугаться,
безвкусный.
4. Наблюдение над новой темой, исследование.
(5 минут)
Слайд № 3. Учитель предлагает исследовательскую работу с новым материалом, записать ряд слов (даны на экране) с пропущенными согласными в пристав-ках. Дает задание сгруппировать по отличитель-ным признакам в приставках. рассмотреть, разжигать, бесконечный, взбираться, испугаться, безвкусный.
- Какую закономерность вы видите в написанных словах?
-Проанализируйте следующий за приставками звук и установите закономерность в выборе буквы на конце приставки.
- Подчеркните двумя чертами согласную, которая стоит после приставки.
-Какие согласные вы подчеркнули, чем они отличаются друг от друга? Самостоятельная работа.
Ученик самостоятельно распределяет слова на две группы (с учетом собственных знаний о правописании приставок), выделяет приставку.
Проверка самостоятельной работы, сверяют с доской и проверкой в презентации.
Коллективное наблюдение над новой темой.
Оценивают свою работу в листе контроля.
рассмотреть бесконечный испугатьсяразжигать взбираться безвкусный
Оценивает себя в «Листе успеха». Самостоятельная работа(исследование 1)
5. Изучение нового материала.
Определение темы урока. (7минуты)
Постановка целей.
Слайд № 4-8. -Сформулируйте тему урока.
- Какие цели можно поставить на уроке?
Знакомство со сказкой о правописании приставок;
инсценирование учащимися (презентация). Напоминает правила работы в группе.
Правило: обращаться по имени, относиться друг к другу с уважением, устанавливать доверительные отношения; говорить спокойно, ясно, не выкрикивать, разговаривать в полголоса; если возникнет вопрос, который хотелось бы обсудить с ведущими вне группы, то можно обращаться.
Правило конфиденциальности:
означает, что все, о чем мы говорим в группе, останется между нами.
- При каком условии у фей появились новые друзья, ребята?
Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Ученики отвечают на вопрос, формулирует тему урока, приходит к выводу, что нужно выяснить, когда на конце приставок пишется –з, когда –с, потренироваться в написании слов с этими приставками.
Работа в группе. Ученики принимают правила, работая в группе. Ребятам выдается лист со сценарием. Они распределяют роли. Вспоминают что такое диалог. Инсценирование учащимися сказки (презентация).
Ученики анализируют сказку, отвечают на поставленный вопрос.
6. Закрепление изученного материала
(вторая исследовательская работа)
(5 минут)
Слайд №9
Слайд №10 1)- От каких условий зависит написание –з, -с в приставках? Кто попробует сформулировать правило о правописании приставок, оканчивающихся на –з и –с? (Перед согласными, обозначающими звонкий звук, пишется буква З, а перед согласными, обозначающими глухой звук, пишется буква С.)
Давайте проверим вашу догадку. Откройте учебник на странице 30. Прочитайте вслух правило. Правильно вы сформулировали правило о правописания приставок на –з и –с?
Учитель предлагает составить алгоритм изученной темы.
- Давайте составим алгоритм действий при написании слов с приставками на –з и –с.
- При составлении алгоритма я прошу вас работать в паре и помогать друг другу. Напоминает правила работы в паре.
Правило: обращаться по имени, относиться друг к другу с уважением, устанавливать доверительные отношения; говорить спокойно, ясно, не выкрикивать, разговаривать в полголоса.
Слайд № 10 2) Для решения поставленной задачи ученикам предлагается стать исследователями и самим постараться определить условия выбора согласных –з и –с на конце приставок.
Просит распределить слова записанные в презентации на 2 столбика ( на -З и на –С)
И…менить, и…печь, ни…падать, в…ходы, ни…вергаться, во…ход, во…радоваться, и…ходный, неи…вестный, во…действовать, во…стание, ни…ходящий, и…бежать, в…реветь, и…датель, и…пользование
Учитель, двигаясь от ученика к ученику, помогает учащимся соблюдать правила работы.
Учитель предлагает поменяться тетрадями, посмотреть презентацию и сделать проверку. Просит оценить соседа по парте в его «Листе успеха».
Ученики принимают правила, работая в паре, сотрудничают друг с другом, выполняя задание,
учатся работать в паре сообща.
Составление алгоритма.
Выдели в слове приставку.
Посмотри на букву согласного после приставки.
Глухой согласный 3. Звонкий согласный
В приставке пиши букву С В приставке пиши букву ЗУченики распределяют слова на два столбика.
Учащиеся анализируют примеры и формулируют правило правописания приставок, оканчивающихся на –з и –с. Учащиеся чётко, грамотно и последовательно излагают порядок действий с изучаемой орфограммой.
Оценивает работу соседа по парте в его «Листе успеха».
Самостоятельная работа(исследование 2)
7. Взаимопроверка и взаимооценка(3 минут) Проверяет работу в парах, просит оценить себя в «Листе успеха». Предлагает проверить себя по учебнику с. 30, к правильным ли выводам мы пришли в результате исследования и составили алгоритм нового правила. Ребята проверяют свои варианты ответа по презентации. Поправляют друг друга, отстаивают собственное мнение. Оценивают свою работу в группе в «Листе успеха» Работа в паре (составление алгоритма)Ученики обращаются к параграфу учебника (П.83), читают правило на стр. 30.
8.
Промежуточная рефлексия.
( 2 минуты) Учитель сообщает детям: Сейчас вы сделали маленькое, но важное открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определенный багаж теоретических знаний. Какие знания вас приблизили сегодня к открытию? Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось? Ученики отвечают на вопросы учителя, вспоминает ранее изученный материал, отмечают, что им помогло умение выделять приставки, т.е знание морфемики, знание глухих и звонких согласных, т.е. фонетические знания, изученные в начальных классах, которые повторяли в начале 5 класса.
8. Разминка. Динамическая пауза.
(1 минута) Учитель проводит разминку.
На зарядку пятый класс.
Мы присядем десять раз.
Высоко поднимем руки,
Будем жить всегда без скуки.
Повернемся вправо, влево,
Вновь работать будем смело. Ученики выполняют разминку.
9. Словарно - орфографическая работа
(4 минут)
Слайд №12,13
Этимология слова. Приставка «с» в начале слова
Сбивать, свести, свидание, своротить, сговор, сгореть, сгрести, сдача, сделать, сдружиться, сжать, сжевать. сжимать, сзади
«З» в начале слова
Здание, здесь, здешний, здоровый, здоровье, ни зги.
Фразеологизм “Ни зги не видно” значение:« Тьма египетская », «хоть глаза выколи», « тьма кромешная » и « ни зги не видно » – так обычно отзываются о непроглядной, густой тьме. Но немногие знают, что такое эта «зга», и почему ее никогда не видно. Даже сейчас языковеды спорят о происхождение этого слова. Первые считают, что «зга» – это металлическое кольцо на дуге у лошади, и что, когда говорили «ни зги не видно», имели в виду, что такая темнота стоит, что даже этого кольца не видно. Вторые доказывают, и не безосновательно, что «зга» – это слово «стьга», правда претерпевшее парочку изменений, а значило это слово на старорусском дорогу или тропу. И сейчас в некоторых наречиях употребляют слово «стега», в значении «дорога», а чаще его уменьшительное значение «стёжка». Вот и выходит, что это выражение означает: так темно, что даже дороги не видно, не разобрать». И сразу становится ясным смысл другой пословицы, значение которой, сторонники первой теории не могли объяснить: «Слепец слепца за собой водит, а оба зги не видят» . (от славянского
- От каких условий зависит написание «з», «с» в данных словах? Ученики под руководством учителя формулируют проблему: есть приставка, она не изменяема, в словах с приставкой с происходит фонетическое явление – озвончение согласной. Есть слова с начальной буквой з, она относится к корню.
Записывают по три слова и каждого столбика, обозначают орфограмму.
10. Творческое задание
(4 минут) Работа с учебником
С. 31, упр.441, Составьте предложения с данными словами и словосочетаниями. Учитель проверяет работу, просит оценить себя в «Листе успеха». Ученики зачитывают полученные предложения, объясняют выбор изученной орфограммы. Каждый ученик самостоятельно проверяет свою работу, слушая ответы учеников.
Оценивает себя в «Листе успеха».
11.Подведение итогов урока. Рефлексия.
(3 минуты) Учитель подводит итоги. Рефлексия по вопросам: Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему? Что было самым интересным на уроке? Чему научились? Кто доволен своей работой на уроке, нарисуйте солнышко, кому было что-то непонятно у солнышка не рисуйте лучики, кто вовсе ничего не понял - ничего не рисуйте. Выставляет оценки. Ученики отвечают на вопросы, высказывая свое мнение.
12. Домашнее задание. Слайд №14
(2 минуты) Запишите правило в виде схемы.Упр.444, подготовиться к словарному диктанту.
П.83, правило.
Слушают учителя, записывают домашнее задание
Приложения: 1. Карточки для индивидуальной работы.
Ф.И._________________________________________
Карточка. Вставь пропущенные буквы.
П.. смотреть, н.. рисовать, н.. дрезать, п.. дписать,
пр.. кормить, пр дед. П.. советовать другу, з.. платить за проезд, н.. топить печь, пр.. пустить вперёд, вспомнить о пр.. бабушке, п.. дсушить сено, от.. двинуть стол.Ф.И._________________________________________
Карточка. Вставь пропущенные буквы.
П.. смотреть, н.. рисовать, н.. дрезать, п.. дписать,
пр.. кормить, пр дед. П.. советовать другу, з.. платить за проезд, н.. топить печь, пр.. пустить вперёд, вспомнить о пр.. бабушке, п.. дсушить сено, от.. двинуть стол.Ф.И._________________________________________
Карточка. Вставь пропущенные буквы.
П.. смотреть, н.. рисовать, н.. дрезать, п.. дписать,
пр.. кормить, пр дед. П.. советовать другу, з.. платить за проезд, н.. топить печь, пр.. пустить вперёд, вспомнить о пр.. бабушке, п.. дсушить сено, от.. двинуть стол.Ф.И._________________________________________
Карточка. Вставь пропущенные буквы.
П.. смотреть, н.. рисовать, н.. дрезать, п.. дписать,
пр.. кормить, пр дед. П.. советовать другу, з.. платить за проезд, н.. топить печь, пр.. пустить вперёд, вспомнить о пр.. бабушке, п.. дсушить сено, от.. двинуть стол.Ф.И._________________________________________
Карточка. Вставь пропущенные буквы.
П.. смотреть, н.. рисовать, н.. дрезать, п.. дписать,
пр.. кормить, пр дед. П.. советовать другу, з.. платить за проезд, н.. топить печь, пр.. пустить вперёд, вспомнить о пр.. бабушке, п.. дсушить сено, от.. двинуть стол.Ф.И._________________________________________
Карточка. Вставь пропущенные буквы.
П.. смотреть, н.. рисовать, н.. дрезать, п.. дписать,
пр.. кормить, пр дед. П.. советовать другу, з.. платить за проезд, н.. топить печь, пр.. пустить вперёд, вспомнить о пр.. бабушке, п.. дсушить сено, от.. двинуть стол.Ф.И._________________________________________
Карточка. Вставь пропущенные буквы.
П.. смотреть, н.. рисовать, н.. дрезать, п.. дписать,
пр.. кормить, пр дед. П.. советовать другу, з.. платить за проезд, н.. топить печь, пр.. пустить вперёд, вспомнить о пр.. бабушке, п.. дсушить сено, от.. двинуть стол.Ф.И._________________________________________
Карточка. Вставь пропущенные буквы.
П.. смотреть, н.. рисовать, н.. дрезать, п.. дписать,
пр.. кормить, пр дед. П.. советовать другу, з.. платить за проезд, н.. топить печь, пр.. пустить вперёд, вспомнить о пр.. бабушке, п.. дсушить сено, от.. двинуть стол.2. Лист достижений.
Лист успеха ученика 5 класса по теме: «Правописание приставок на –з и –с»
Ф.И.___________________________________ Оценка: !- отлично, хорошо, уверен;
?- возникли трудности, сомнения,
+ выполнил правильно,
- не справился с заданием,
+- были ошибки
Самостоятельная работа(исследование 1) Работа в группе (исследование 2) Работа в паре (составление алгоритма) Творческое задание по упр. 441 3. Физкультминутка.
На зарядку пятый класс.
Мы присядем десять раз.
Высоко поднимем руки,
Будем жить всегда без скуки.
Повернемся вправо, влево,
Вновь работать будем смело.
Афиша:
Два ведущих.
Три приставки.
Буква «С».
Сказка о правописании при ставок на –з и-с.
В одном из лесов страны Морфемики жили феи. Были они весёлыми, шумными приставками, любили петь и танцевать, поэтому дружили только со звонкими согласными: Б, В, Г, Д, Ж, З, М, Н, Р, Л, с которыми всегда ходили вместе.
Но феи были любопытны. Однажды приставка Из- предложила:
-Давайте отправимся в путешествие в соседний город?
-Я думаю, мы подружимся с ними.
В нем жили только глухие согласные. Вдруг откуда-то появилась буква – буква «С». Она спросила:
-Зачем вы пришли в наш город, прекрасные приставки?
-Милости просим. Но в нашем городе живут только глухие согласные. Боюсь, Вам не понять друг друга.
-Что же делать?
-Я, кажется, придумала. Давайте, я встану вместо буквы З, и тогда все увидят, что с вами можно дружить.
Но при встрече с глухими согласными сестры НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ-, БЕЗ- меняют букву З на С и превращаются в приставки: НИС-, ВОС-, ИС-, РАС-, ЧРЕС-, БЕС-
С тех пор феи НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ-, БЕЗ- подружились с глухими согласными.
Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз -, из -,через -, раз -, и без –
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой С.
Глухие звуки – это непоседы!
Они спокойно не желают жить,
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Ты запомни, что приставки
Раз-, из-, воз-, низ-, без- и через-
Перед согласными глухими
Всегда меняют З на С.
Феи согласились и вошли в город, но при каком условии ребята?
Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.