Конспект урока по русскому языку Правописание приставок, оканчивающихся на з-, с-.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО: Тютрюмова Елена Валентиновна
Место работы: МКОУ «Лодейнопольская начальная общеобразовательная школа»
г.Лодейное Поле
Должность: учитель начальных классов
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема и номер урока: № 27 «Правописание приставок»
Учебные пособия.
Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.- 3-е изд., перераб. – М.: Вентана Граф, 2012. – 192 с.: ил.
Пишем грамотно: : 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных организаций/ М.И.Кузнецова - 4-е изд., испр. и доп.. – М.: Вентана Граф, 2015. – 64 с.: ил.
Тип урока: изучение нового материала
Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, дидактический материал (карточки), сигналы для обратной связи «да-нет», «веер» согласных.
Цель: формировать знания о написании букв з-, с- на конце приставок, формировать умение применять правило на практике.
Задачи урока:
Предметные:
формировать умение определять условия выбора букв з–с на конце приставок;
формировать умение применять правило «Буквы з–с на конце приставок».
Личностные УУД:
проявлять познавательный интерес и готовность к сотрудничеству;
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы после завершения действий;
совместно с учителем и самостоятельно давать оценку своей деятельности на уроке4 осуществлять самоконтроль; ориентироваться в своей системе знаний (что уже усвоено, а что еще нет).
Познавательные УУД:
преобразовывать информацию из одной формы в другую,
добывать новые знания, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию , полученную на уроке.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других.
Конспект урока
Этап урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент. -Урок русского языка. Проверьте готовность к уроку. Ничего лишнего на парте не должно быть.
-Мы продолжаем наше путешествие по океану Знаний. Ученики проверяют, как они подготовились к уроку.
Актуализация знаний. Орфографическая минутка.
1.Записать слова под диктовку.
Ракета, пирог, остров, малина, песок, гигант.
-Подчеркнуть слова, которые начинаются с буквы звонкого согласного.
- Дать характеристику последнего звука в слове пирог;
1 звука в слове остров.
2. В какой части слова «спряталась» орфограмма в этих словах?
-Какие части слова знаете ещё?
- Без какой части не может быть слова?
- Для чего служат приставки и суффиксы?
- Какие орфограммы приставок знаете?
3. Как бы вы распределили эти слова на группы?
(на интерактивной доске слова)
доучить, заучить, прописать, научить, описать, подписать, надписать, безопасный, бесполезный
-Какие слова оказались лишними? Почему?
- Кто догадался, о чём будем говорить на уроке?
- Как проверить правильно ли мы определили тему урока?
- Найдите в учебнике урок 27.
Назовите блок, по которому будем работать.
Прочитайте тему урока.
Чему должны научиться?
Оформление работы.
Ученики записывают слова в тетрадь.
По записи на интерактивной доске проверяют свою работу и сигналят (правильно-неправильно).
Подчеркивают слова, называют их, сигналят (праильно-неправильно)
В корне.
Основа, приставка, суффикс, окончание.
Без корня.
Для образования новых слов.
Приставки с гласной «а» и «о».
Ученики обсуждают в парах, затем на доске распределяют слова по столбикам (двигают). Остальные сигналят (правильно-неправильно)
Лишние слова «безопасный», «бесполезный», потому что приставки на другое правило. Мы его не знаем.
О правописании новых приставок.
По учебнику.
Учащиеся открывают учебник.
Правописание.
Правописание приставок.
Писать приставки, которые оканчиваются на з-,с-.
Открытие нового знания. 1.Наблюдение над написанием приставок на з-, с- по плану.
- Станем исследователями.
На доске материал для наблюдений (слова), а на партах план наблюдения. Будете работать в парах.
-К какому выводу пришли после наблюдений?
- Как можно проверить правильность наших выводов?
2. Составление алгоритма.
- Открытие мы совершили? А какое? И сейчас полученные знания мы отработаем на практике. Чтобы вы всё хорошо запомнили, составим алгоритм.
-Будем работать в парах.
На интерактивной доске слова.
безопасный бесполезный
развеять распилить
избежать искусать
На карточке план наблюдений.
Прочитайте слова.
По какому принципу распределили слова в 2 столбика.
С какого звука начинается корень слова?
Какая буква пишется в приставке (з- или с-)?
Сделайте вывод.
Дети делают вывод.
Можно проверить по учебнику. Условный значок «ключик» - правило.
На партах полоски с пунктами алгоритм. Двигая их, дети составляют алгоритм своих действий при написании приставок.
Посмотрю на первую букву корня.
Вспомню правило.
Выберу приставку.
Проверка на интерактивной доске (двигают полоски с пунктами алгоритма)
Сигналят (правильно- неправильно)
Первичное закрепление. 1.Устные упражнения.
- Объясним правописание приставок по алгоритму.
2.Работа в «сменных парах».
-Учим друг друга.
Всё ли вам понятно? Как же будете действовать, если встретите такие слова? А теперь попробуйте сами.
3.Работа в тетради «Пишем грамотно».
Тетрадь с.21 упр.2.
-Прочитайте задание. Всё ли понятно?
Итог (как справились)
4. Работа по учебнику.
С.66 упр.1
- Прочитайте задание. Всё ли понятно? Образец ответа.
Избежать –корень начинается с буквы звонкого согласного, значит напишу приставку из-.
Рассказывают друг другу правописание приставок по образцу.
бе…шумный
бе…опасный
бе…дельнкра…бежалсяи…править
Дети выполняют упражнение.
Проверка по «цепочке» (читают слова, называют приставки). Сигналят (правильно – неправильно).
Проверка по «вееру» согласных.
Я читаю слова, дети показывают на «веере» букву з- или с-.
Закрепление. Тест.
- Пришло время подводить итоги.
Я буду называть слова, а вы напишите букву з- или с-, которая должна быть в приставке.
Беззаботный, расследование, расцвел, раздался, исследовать, разговорчивый, разжечь, безводный, известный.
Итог. Проверка по записи на интерактивной доске.
З С С З С З З З ЗСигналят (правильно – неправильно)
Рефлексия. - Мы много сегодня узнали. Тема трудная, слух нас иногда обманывает. Но правило и алгоритм остаётся у вас, пользуйтесь им при затруднениях.
-Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему?
-Как теперь оцените свои знания о правописании приставок, которые оканчиваются на з-, с-:
- всё понял, могу помочь другим
- понял, но хочу ещё потренироваться
- ничего не понял
Кто доволен своей работой на
уроке? Домашнее задание.Стр.67 упр.2