Программа развития физической культуры, спорта и олимпийского образования Спорт для всех


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда гимназия №32
Программа по развитию физической культуры и спорта, олимпийского образования
«Спорт для всех»
217551016764000
Автор-разработчик:
Боренко И.Н.,.
учитель физической культуры
МАОУ гимназии №32

г. Калининград
2014 год
Программа по развитию физической культуры и спорта, олимпийского образования «Спорт для всех»
Сроки реализации: 2014 – 2017 гг., (2014-2015, 2015-2016, 2016-2017 уч. годы) алгоритм программы рассчитан на учебный год.
Физкультурно-спортивное воспитание – это стратегический ресурс развития России, так как только здоровая нация может нести ответственность за прогресс своей страны; только талантливые, одаренные, физически здоровые дети, подростки, молодежь являются мощным ресурсом, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического инновационного преобразования. Роль физической культуры и спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, состояние здоровья населения и успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: «Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни».
Физическая культура - предмет один из важнейших, необходимых для социальной интеграции личности, воспитания ее общей культуры, творческого мышления, нравственных характеристик.
Реализация программы может способствовать не только укреплению здоровья обучающихся, но и формированию нравственного мира человека и таких важных качеств как: гражданственность, нравственность, патриотизм, стремление приумножить славу России. А через все это и способность к защите нашей Родины.
Гимназия, как социокультурная среда, в которой дети находятся значительное время, способна с начальной ступени образования воспитывать в детях желание вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, изучать историю спорта, спортивных традиций и символики, знакомить обучающихся с Олимпийским и Паралимпийским движением в нашей стране и мире.
Цель программы:
совершенствование условий для укрепления здоровья школьников путем модернизации инфраструктуры спорта в школе;
формирование у учащихся осознанного, мотивированного отношения к улучшению и сохранению своего здоровья средствами физической культуры и спорта в процессе приобщения к идеалам и ценностям олимпийского движения,
популяризации массового спорта и приобщение школьников и родителей к регулярным занятиям физической культурой и спортом с целью успешной подготовки к сдаче норм ГТО;
внедрение инновационных образовательных программ;
развитие инновационной системы физкультурно-спортивного и олимпийского образования и воспитания в гимназии через реализацию программы « Спорт для всех».
Задачи программы:
1. повышение интереса школьников к занятиям физической культурой и спортом и привлечение максимального количества обучающихся, родителей и педагогов к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
2. совершенствование системы общешкольных внеклассных мероприятий в рамках физкультурно - оздоровительной и спортивно – массовой деятельности гимназии;
3. модернизация материально-технической базы для занятий массовым спортом в школе;
4. пропаганда Олимпийского движения;
5. создание условий для педагогического творчества;
6. развитие сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования детей в рамках данного направления деятельности;
7. гармонизация межэтнических взаимоотношений, пропаганда дружбы народов;
8. модернизация деятельности социо-валео-психологической службы гимназии;
9. выявление одаренных и способных учеников, для их дальнейшей целенаправленной подготовки в спортивных школах.
Актуальность и инновационность программы заключается в таких характеристиках, как интегральность и комплексность. Программа направлена на всех участников образовательного процесса, реализация программы осуществляется в ходе разнообразных форм деятельности, как учебной, так и в системе дополнительного образования, индивидуальных и коллективных общественно полезных, социально значимых делах.
Система организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе содержит несколько направлений:
• уроки физической культуры;
• работа спортивных секций;
• участие в олимпийском движении;
• спортивно-массовые мероприятия различного уровня;
• физкультурно-оздоровительные, массовые мероприятия;
• волонтерская деятельность;
• физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
• информационно-разъяснительная работа с родительской общественностью.
Целевая аудитория программы.
Во внедрение, апробацию программы гимназии «Спорт для всех» включены:
обучающиеся 1 – 11 классов школы любого уровня подготовленности и всех групп здоровья;
педагогический коллектив образовательного учреждения, специалисты, прочий персонал;
родители обучающихся;
жители микрорайона, выпускники - спортсмены, курирующие работу физкультурно – спортивной направленности на общественных началах,
учреждения и организации – партнеры ОУ по реализации программы: СДЮСШОР №4 по легкой атлетике, СДЮСШОР №9 по баскетболу, СДЮСШОР №10 по волейболу ГБОУ ДОД КО ДЮСШ по шахматам, ДКБФ.
органы исполнительной власти и местного самоуправления, Совет отцов.
План мероприятий
в рамках программы развития физической культуры и спорта, олимпийского образования «Спорт для всех»
№ Наименование мероприятия Срок исполнения
1. Нормативно-правовое и организационное обеспечение
1 Разработка годового календарного плана физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе ежегодно
2 Создание базы информационно-аналитического материала о состоянии и развитии физической культуры и спорта в школе. ежегодно (ноябрь, апрель)
3 Активизация работы органов ученического самоуправления Парламента гимназии (направление: физическая культура и спорт). систематически
2. Кадровое обеспечение
1 Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях, мастер-классах, способствующих повышению педагогического мастерства учителей физической культуры не менее 2 раз в год
2 Распространение педагогического опыта через проведение мастер-классов, выступление на педсоветах, публикаций не менее 1 раза в год
3. Научно-методическое, информационное обеспечение, агитация и пропаганда
1 Подготовка и распространение информационных и научно-методических листовок, плакатов по совершенствованию физической культуры и спорта через школьные средства массовой информации (школьные газеты «Летучка», «Веснушки») 1 раз в четверть
2 Подготовка материалов и информации по вопросам физической культуры и спорта для официального сайта школы. по мере поступления текущей информаци3 Привлечение выпускников-волонтеров Сочи к пропаганде идей олимпизма ежегодно
4 Создание банка данных одарённых детей в течение года
5 Создание и постоянное обновление содержания портфолио учащихся в течение года
4. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа, проведение мероприятий
1 Проведение общешкольных мероприятий по плану работы МО ежегодно
2 Проведение соревнований в рамках внутри гимназической спартакиады по параллелям ежегодно
3 Организация и проведение игровых спортивных праздников для детей начальных классов ежегодно
4 Участие в городской и областной спартакиадах «Президентские спортивные игры».в течение года
5 Участие в городском фестивале «Президентские состязания» ежегодно
6 Организация деятельности спортивных секций в течение года
7 Участие в акциях различного уровня, направленных на формирование принципов здоровьесбережения, привлечение к систематическим занятиям спортом в течение года
8 Организация мероприятий, направленных на внедрение Всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне» в течение года
5. Организация физического воспитания, олимпийского образования
1 Организация образовательного процесса по предмету «Физическая культура» постоянно
2 Формирование исследовательской и проектной культуры учащихся, направленной на изучение возможностей развития физических способностей учащихся, на изучение влияния физической культуры и спорта на формирование интеллектуальных данных учащихся разного возраста. постоянно
3 Организация деятельности по вопросу олимпийского образования в течение года
4 Организация деятельности спортивно-оздоровительного направления в работе школы на уроках и во внеурочное время (модули по выбору учащихся) постоянно
6. Развитие материально-технической базы спортивного зала и спортивных площадок
1 Организация инвентаризации и технического контроля спортивного зала и спортивных площадок ежегодно,
сентябрь, май
2 Приобретение оборудования и инвентаря, в том числе:
-для оснащения спортивного зала;
-для оснащения школьных спортивных площадок;
-для организации спортивной работы в летнем оздоровительном лагере. ежегодно
7. Диагностика и мониторинг состояния здоровья учащихся и учителей
1 Диагностика физического развития обучающихся. ежегодно октябрь, апрель
2 Анализ состояния здоровья учеников и педагогов. постоянно
3 Ведение мониторинга уровня физического развития обучающихся, с использованием КМД «Здоровый ребенок» постоянно
4 Анализ степени реализации индивидуального здоровьесберегающего образовательного маршрута обучающегося ежегодно, май
5 Анализ сформированности навыков здорового образа жизни ежегодно, май
8. Внеурочная деятельность
1 Работа спортивных секций: волейбол, баскетбол, ОФП, степ-аэробики, шахмат, стрельбы; проведение спартакиады, соревнований. по расписанию, в течение года
2 Традиционные спортивные праздники и мероприятия: Дни здоровья, Фестивали здоровьесберегающих идей, традиционные турниры «Летающий мяч», «Оранжевый мяч», Дни спорта, День гимназиста, «Мистер и Мисс гимназия». в течение года, по плану
3 Организация физкультурно-оздоровительной работы пришкольного лагеря «Алые паруса». во время каникул
9. Профилактическая оздоровительная работа
1 Тематические родительские собрания 2 раза в год (ноябрь, март)
2 Вовлечение родителей в спортивно-массовые мероприятия ежегодно
Планируемые результаты в образовательном процессе
1.В содержании образования:
В содержании учебных программ отражены вопросы олимпийской и паралимпийской тематики, разработана система здоровьеформирующего и физкультурно-спортивного воспитания, предусматривающая в том числе организацию олимпийского образования.
Реализацию Олимпийского образования можно проследить через урочную и внеурочную деятельность, в учебное и каникулярное время.
Она имеет несколько направлений.
К познавательно-теоретическому направлению отностятся Олимпийские уроки. Темы уроков: «Олимпийские игры», «Паралимпийские игры», «Ценности олимпийского и паралимпийского движения», «Талисманы Олимпийских игр», «Олимпийская карусель», «Наследие Олимпийских игр».
К творческим занятиям по олимпийскому образованию относятся работы с литературными и документальными источниками, периодической печатью, Интернет-сайтами, в подготовке школьных сочинений, рефератов, докладов, презентаций, в оформлении выставок, стен-газет, Интернет-страниц, стендов, «олимпийских уголков».
К занятиям коммуникативного характера по олимпийскому образованию относится организация встреч с олимпийцами, тренерами, выдающимися спортсменами, ветеранами спорта и другими деятелями спортивного и олимпийского движения, посещений музеев и выставок, экскурсий в физкультурно-спортивные учебные заведения, на спортивные объекты, обучения навыкам общения. В этой работе активное сотрудничество оказывают учреждения и организации – партнеры гимназии по реализации программы: СДЮСШОР №4 по легкой атлетика, СДЮСШОР№9 по баскетболу, СДЮСШОР№10 по волейболу, ГБОУ ДОД КО ДЮСШ по шахматам, ДКБФ.
К организации олимпийских конкурсов относятся конкурсы «Олимпийский эрудит», «Олимпийская мозаика», конкурсы рисунков на олимпийскую тематику, конкурсы кроссвордов, художественные смотр-конкурсы.
Проведения физкультурно-спортивных мероприятий. В начальной школе спортивные конкурсы «Олимпионики». В основной школе, 5-7 классы, «Олимпийские надежды» - комплексные соревнования, включающие в себя отдельные соревнования по легкой атлетике, мини-футболу, «пионерболу», спортивным конкурсам. В программу «Олимпийских надежд» среди команд 8-9 классов входят соревнования по основным базовым видам школьной программы: футболу, волейболу, баскетболу, легкой атлетике. 10-11 классы соревнуются по программе «Малые Олимпийские игры». В программу входят соревнования по футболу, легкой атлетике, баскетболу, волейболу, настольному теннису, плаванию (по договоренности), стрельбе.
Реализация программы олимпийского образования происходит на всех ступенях образования.
2.В методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса.
Программой предусматривается:
использование современных современного оборудования для проведения исследовательской деятельности КМД «Здоровый ребенок»;
использование информационных ресурсов и технологий нового поколения, позволяющих значительно повысить познавательную составляющую предмета;
использование методик мониторинговых исследований физического развития, физической подготовленности, состояния здоровья обучающихся позволит отследить динамику этих показателей и даст возможность эффективно осуществлять индивидуальный подход к физическому воспитанию каждого;
использование методики программно-алгоритмического обучения, направленную на повышение целенаправленности обучения и усиление мотивации занятий физической культурой и спортом.
предусматривается организация работы в разновозрастных группах на основе волонтерской деятельности, а также активная интеграция программ основного и дополнительного образования через организацию занятий в группах с помощниками - тьюторами, воспитанниками спортивных секций.
3.В формах и способах организации обучения и воспитания.
В рамках внедрения стандартов ФГОС НОО, ООО, СОО в гимназии с 2013-2014 учебного года введена новая система оценивания достижений планируемых результатов. Она носит ярко выраженный личностно ориентированный подход, так как позволяет оценить не только предметные, но и метапредметные умения и навыки, полученные как самостоятельно, так и в системе дополнительного образования. Эта система позволяет глубже дифференцировать результаты и достижения учащихся, выделить способных и одаренных детей с целью их привлечения к занятиям в специализированных спортивных школах и участию в предметной олимпиаде. Происходит активный процесс интеграции основного и дополнительного образования. Гимназия позиционирует себя, как единая образовательная среда. Отделение дополнительного образования предлагает варианты для выбора индивидуальных образовательных маршрутов обучающимися во второй половине дня в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Поэтому предполагается расширить деятельность через открытие новых спортивных секций и кружков физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной направленности. Гибкость структуры образовательного процесса основного и дополнительного образования позволит учесть потребности и возможности каждого ребенка, его интересы и индивидуальный темп продвижения по выбранной здоровьесберегающей образовательной траектории.
В воспитательной работе будут освоены такие новые способы организации: спортивное самоуправление; волонтерство: деятельность в нескольких направлениях «За здоровый образ жизни», «Флеш-мобы» - акции двигательной активности, социальное проектирование – лоббирование дизайн-проектов на конкурсах «Мистер и мисс гимназии», направленных на модернизацию материально-технического обеспечения образовательного процесса. Все это войдет в систему работы по просвещению и популяризации спорта и здорового образа жизни наряду с классными часами, организацией встреч с выдающимися спортсменами, подготовкой массовых спортивных праздников, освещением физкультурно - оздоровительной деятельности в школьной газете «Летучка».
4.В комплексной деятельности участников образовательного процесса: администрации, педагогов и обучающихся и их родителей.
Результатом реализации программы станет объединение всех участников образовательного процесса общей идеей внедрения олимпийского образования и просвещения.
Программа предусматривает привлечение родительской общественности к новым формам организации физкультурно-оздоровительной, физкультурно-спортивной деятельности, к внедрению Олимпийского образования. Привлечение родителей и педагогов, выпускников гимназии к совместному участию в спортивных мероприятиях, в тренировочных занятиях в спортивных секциях гимназии, к проведению Олимпийских уроков. Ведь некоторые из них являются Чемпионами мира по бодибилдингу, легкой атлетике, Чемпионами России по современному пятиборью, известными тренерами, Заслуженными работниками в области физической культуры и спорта. Знакомство с формами организации занятий физкультурно-оздоровительной направленности будет организованно через такие формы как «Фестиваль здоровьесберегающих идей», «Дней уроков здоровья», где родители смогут принять непосредственное участие в открытых занятиях студий, кружков, спортивных секций. Валеологическое просвещение родительской общественности планируется осуществлять через выступления на родительских конференциях, собраниях, через СМИ гимназии. В газете «Летучка» регулярно выпускать информацию о выступлениях команд гимназии в различных спортивных мероприятиях, о спортсменах гимназии, об итогах массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий, Днях здоровья, пропагандирующую ЗОЖ, информирующую о результатах конкурсов презентаций, стен-газет, интернет-страниц направленных на здоровьесбережение и пропаганду принципов ЗОЖ (см. приложения «Летучка»). По системе IP – телевидения гимназии демонстрация презентаций и видеороликов на олимпийскую тематику, о проведенных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях в гимназии или с участием гимназистов в спортивных турнирах, а так же, отснятые семьями видеоролики пропагандирующие ЗОЖ и направленные на укрепление здоровья и привлечение к систематическим занятиям спортом.
Ресурсное обеспечение программы.
3881755155321000Материально – техническая база гимназии постоянно модернизируется. Происходит постоянное зонирование образовательного пространства. Создаются новые зоны двигательной активности. Реализация программы позволит модернизировать имеющиеся спортивные объекты. Планируется установка уличных тренажеров на спортивной площадке гимназии, реконструкция футбольного поля, ямы для прыжков в длину. К сожалению, местоположение гимназии не позволяет построить новый современный многофункциональный комплекс, поэтому предполагается активно использовать возможности организаций–партнеров реализации программы
Спортивная база гимназии состоит:
спортивный зал 24 х 12, оснащенный современным спортивным оборудованием и инвентарем, позволяющим проводить занятия по основным базовым видам программы в полном объеме;
381952591503500футбольное поле 28 х 29, многофункциональная спортивная площадка 15х27, оснащенная баскетбольными щитами с кольцами, волейбольными стойками, спортивно-гимнастическим городком, центром двигательной активности младших школьников;
мягкий модульный центр;
репетиционный зал, для проведения занятий по внеурочной деятельности;
15811565151000полоса препятствий, для проведения занятий прикладной направленности. Внутренние зоны двигательной активности оснащены современным электронным интерактивным оборудованием, позволяющим активно применять современные образовательные ИКТ – технологии.
Наличие в школе комплекта учебного лабораторного оборудования (мини-лаборатории, цифровые датчики, КМД 12/2), позволяет организовать экспериментальную деятельность учащихся по здоровьесбережению
Участие и победы гимназии в различных проектах и конкурсах, позволили значительно усовершенствовать информационно–технологическую базу спортивного зала. На сегодняшний день она включает в себя:
•два компьютера, с выходом в локальные сети Интернет;
•многофункциональное лазерное устройство (принтер, цифровой копир, цветной сканер);
•плазменную панель d-102 см;
•DVD- проигрыватель;
•музыкальный центр с усилителем, колонками, микрофонами и микшерным пультом;
•цифровую видеокамеру;
•цифровой фотоаппарат;
•электронное табло.
В гимназии функционирует медицинский кабинет, укомплектованный современным медицинским оборудованием, прививочный кабинет. Активно ведет работу социо-валео-психологическая служба гимназии.
Кадровое обеспечение реализации программы осуществляют 3 учителя физической культуры, 3 педагога дополнительного образования организаций - партнеров по реализации проекта. Преподавательский штат укомплектован полностью.
№ п/п Ф.И.О.
Образование Категория Педагогический стаж Имеют звание «Почетный работник основного общего образования РФ» Участие в профессиональном конкурсе «Сердце отдаю детям» (победитель регион) Участие в конкурсе ПНП «Образование» (победитель, регион)
1 Алешина Валентина Петровна высшее высшая 36 да 2 Боренко Ирина Николаевна высшее высшая 22 да да да
3 Спиридонова Юлия Алексеевна высшее первая 15 4 Калугарева Светлана Юрьевна высшее высшая 27 да да
5 Горин Леонид Сергеевич высшее высшая 8 6 Канев Дмитрий Владимирович высшее первая 3 При организации поточных интерактивных занятий активно используется электронные и цифровые ресурсы информационно-библиотечного центра гимназии (ИБЦ). Также в ИБЦ имеются учебно-методические пособия (учебники, справочники, энциклопедии) по физической культуре, по олимпийскому образованию, здоровьесбережению (валеологической направленности).
Ожидаемые результаты реализации программы по развитию физической культуры и спорта, олимпийского образования «Спорт для всех»:
1. повышение эффективности работы школы в реализации программных мероприятий, направленных на развитие физкультурно-спортивного движения;
2. повышение роли дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности по вопросам формирования здорового образа жизни;
3. модернизация материально-технической базы спортивных площадок;
4. увеличение числа систематически занимающихся физической культурой и спортом;
5. реализация современных технологий обучения, развитие у обучающихся культуры самообразования, самоконтроля;
6. реализация инновационных проектов и программ;
7. повышение жизненной и социальной активности обучающихся через организацию волонтерского движения и участия в социально значимых акциях, направленных на формирование активной жизненной позиции в области здоровьесбережения;
8. увеличение видов спорта для большего охвата детей и подростков регулярными занятиями физической культурой и спортом;
9. повышение просвещенности участников образовательной деятельности по вопросам олимпийского движения;
10. повышение ответственности участников образовательного процесса к подготовке сдачи норм комплекса ГТО;
11. повышение уровня взаимодействия семьи и школы
12. противодействие распространению вредных привычек.
Показатели эффективности реализации инновационной образовательной программы
Результативность программы оценивается по следующим критериям:
Критерий Метод оценивания Планируемый результат.
Полнота охвата учащихся Анализ документации 100% учащихся 1-11 классов
Осознанное проектирование индивидуального здоровьесберегающего образовательного маршрута Экспертная оценка социального педагога, валеолога, классного руководителя. 77%
Степень реализации индивидуального здоровьесберегающего образовательного маршрута Самооценка учащегося 85%
Оценка реализации индивидуального здоровьесберегающего образовательного маршрута со стороны родителей учащихся Сопоставление самооценки и родительской оценки 75%
Сформированность навыков здорового образа жизни Метод наблюдения, анкетирование 77%
Доля учителей, освоивших и применяющих здоровьесберегающих технологий Метод наблюдения 100%
Включенность педагогов и персонала гимназии в работу по реализации инновационной общеобразовательной программы Метод наблюдения 100%
Успешность выступления в городской спартакиаде команд гимназии Занятые места итоговое место не ниже 3
Успешное личное выступление учащихся в городских, областных соревнованиях Количество победителей и призеров Не менее 10 человек
Успешное выступление в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре Занятые призовые места Не менее 5-7 человек
Успешная сдача норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса
«Готов к труду и обороне» Знаки ГТО Не менее 70 % от допущенных к сдаче
1265555-217170