Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание корней с чередованием гласных. Повторение».


Урок русского языка в 5 классе.
Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Повторение».
Цель: закрепить правила написания чередующихся гласных в корне слова.
Задачи:
-научить различать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением;
-активизировать мыслительную деятельность через выполнение творческих заданий;
-воспитывать чувство патриотизма, чуткое отношение к слову.
Оборудование: раздаточный материал, компьютер, видеоролики, презентация.
Ход урока.
I. Организационно – психологический момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Поздоровайтесь с гостями, которые пришли сегодня познакомиться с вами.
- А теперь улыбнитесь, начинаем урок.
II. Вступление.
- Перед вами кроссворд. Если вы правильно впишите слова в клеточки по горизонтали, то в выделенных клеточках по диагонали прочитаете слово с изучаемой орфограммой. (Растения)
- Ребята! Из каких частей состоит растение? А без чего растения (цветок, дерево) существовать не могут? (Без корня).
- Так и человек без «корней», то есть без семьи, родовой памяти, не выживет в мире, будет совершенно одиноким.
- Слова как люди. В них главной частью является именно корень. Почему? (В корне содержится главное, что есть в слове, - его лексическое значение).
- Прочтите слова, написанные на доске (экране), найдите лишнее. Аргументируйте свой ответ.
Излагать, росток, собираю, роскошный.
III. – Попробуйте сформулировать тему урока. Запишем число, тему урока в тетрадь. («Правописание корней с чередованием гласных»).
- А какова цель урока? ( Повторить и закрепить знания по теме)
IV.  Работа над темой урока.
«УГЛЫ». Работа в группах
Ребята получают карточки со словами и подходят к табличкам (см. приложение).
От чего зависит написание гласной в вашем слове?
Учащиеся делятся на группы.
Группа №1. Правописание чередующейся гласной зависит от ударения (-гар-, -гор- и т.д.).
Группа №2. Правописание чередующейся гласной зависит от суффикса (-а-).
Группа №3. Правописание чередующейся гласной зависит от согласной в корне (-ст-,-щ-).
Группа №4. Правописание чередующейся гласной зависит от значения (-равн-, -ровн-)
А теперь проверим, как вы умеете применять свои знания на практике.
Закрепление правописания слов.
- Ребята, проверьте слова, которые написал для вас Незнайка, запишите в тетрадь без ошибок, графически выделите орфограмму:
Прилагательное, слажение, подростать, возложить, застелать, поджигал, вытиреть. (По одному ученику от каждой команды)
- Молодцы, помогли Незнайке исправить ошибки. Надеюсь, что он теперь будет писать слова правильно.

3. Выборочный диктант с последующей взаимопроверкой.
- Мы поработали со словами, в которых есть орфограмма – чередующиеся гласные в корне слова, а теперь перейдем к тексту.
(Панорама города Тюмени)
Перед вами панорама нашего любимого города. Это ваша малая родина, ваши исторические корни.
- Я буду читать текст. Вы внимательно послушайте его и выпишите только слова с чередующимися гласными в корне .Над городом заблестело утреннее солнце. Первые лучи, ярко блистая, осветили золотые купола церкви. Легкий туман еще клубился в зарослях кустарников, когда подрастающие тополя замерли, греясь под солнышком. Чудесной растительностью блистают поля, луга. На растениях сверкают капельки росы. Город, освещенный солнцем, представляет собой удивительное сочетание красок. Сердце замирает от восторга.
- О чем этот текст?
(О красоте нашего города).
- А чтобы он стал ещё лучше, вы должны заботиться о нем, беречь эту красоту.
Физминутка.
4. Задание «Рассортируй карточки» (Приложение)

5. Творческая работа
Составьте отдельные предложения или связный текст с этими словами, включая слова с чередующимися гласными в корне. (Работа в группах)
Чтение текстов, нахождение слов с чередующейся гласной. Запись этих слов на доске.
6. Проверочная работа
Разноуровневые задания (Билетик на выход)
7. Домашнее задание: повторить параграфы 49-52 («Теория»); подготовиться к контрольной работе
8. Итог урока. Рефлексия
 - Итак, над правописанием какой орфограммы мы работали?
- Чему научились?
- Оцените свои знания, полученные на уроке, сами, приклеивая на древо познания листочки
зеленые -
желтые - 
красные -   
– Прав был Козьма Прутков, воззвавший к нам, в том числе и к школьникам: «Зри в корень!» Если научиться видеть корень в каждом слове, знать его написание, то все слова можно произносить и писать грамотно.
– Если научиться быть верным самому себе, быть совестливым, верным своим корням, то станешь настоящим человеком.
Ведь
В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя есть. Вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
– Мне хочется, ребята, чтобы и вы дарили окружающим вас людям радость своими знаниями, а для этого необходимо много трудиться.
- Спасибо вам сегодня за работу на уроке.
        Урок окончен.
Приложение
Проверь себя (билетик на выход)
Уровень 1  Я умею правильно писать слова с чередованием
гласных о//а, е//и.
Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.
Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок, заг…рается звезда, выр...стить дерево, выл…жить на стол.
Уровень 2  Я умею образовывать и правильно писать новыеслова с чередованием гласных о//а, е//и в корне.
От данных глаголов образуйте с помощью приставок, указанных в скобках, по два однокоренных глагола.
О б р а з е ц: утирать – стереть, растирать.
Пол…жить (с-, от-), заг…реть (на-, пере-), накл…ниться (с-, по-), нат…рать (вы-, об-), отп…рать (за-, под-), наст…лать (пере-, под-), ум…рать (за-, вы-).
Уровень 3  Я умею правильно писать слова с чередованием
гласных о//а, е//и в корне, я могу отличить корень с чередованием
гласных от корня с проверяемой безударной гласной.
Спишите слова с пропущенными буквами в два столбика. В первый столбик запишите слова с пропущенными чередующимися гласными в корне, а во второй столбик запишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
Зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, отм…рающий элемент, высокая г…ра, девичья к…са, прик…снуться к стене, заг…реть на солнце, накл…ниться низко.
КАРТОЧКИ
загар перегореть зорюшка зарница
раскланяться поклон поклониться
слагать переложить прикасаться
прикоснуться подрасти наращение
отросла проскакать перескочить
забирать заберу блистать
блестеть удирать удеру
выжигать выжег замирать
замереть распирать распереть
застилать застелить утирать
утереть вычитание вычет
«УГЛЫ» (таблички)
№1. Правописание чередующейся гласной зависит от ударения.
№2. Правописание чередующейся гласной зависит от суффикса (-а-).
№3. Правописание чередующейся гласной зависит от согласной в корне.
№4. Правописание чередующейся гласной зависит от значения.