Программа развития физической культуры, спорта и олимпийского образования


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда гимназия №32
23279104318000
Программа по развитию физической культуры и спорта, олимпийского образования
«От массовости к мастерству»

Автор-разработчик:
Боренко И.Н.,
учитель физической культуры
МАОУ гимназии №32
г. Калининград
2012 год
Программа по развитию физической культуры и спорта, олимпийского образования «От массовости к мастерству»
Сроки реализации: 2012 – 2014 гг., алгоритм программы рассчитан на учебный год.
Физкультурно-спортивное воспитание – это стратегический ресурс развития России, так как только здоровая нация может нести ответственность за прогресс своей страны; только талантливые, одаренные, физически здоровые дети, подростки, молодежь являются мощным ресурсом, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического инновационного преобразования. Роль физической культуры и спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, состояние здоровья населения и успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: «Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом… Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни».
В преддверии проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи актуальными становятся вопросы внедрения олимпийской и паралимпийской тематики в учебный процесс, создания инновационной системы физкультурно-спортивного воспитания, предусматривающей организацию олимпийского образования.
Цель программы:
совершенствование условий для укрепления здоровья школьников путем модернизации инфраструктуры спорта в школе, популяризации массового спорта и приобщение школьников и родителей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, внедрение инновационных образовательных программ, развитие инновационной системы физкультурно-спортивного и олимпийского образования и воспитания в гимназии через реализацию программы «От массовости к мастерству».
Задачи программы:
1. повышение интереса школьников к занятиям физической культурой и спортом и привлечение максимального количества обучающихся, родителей и педагогов к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
2. совершенствование системы общешкольных внеклассных мероприятий в рамках физкультурно - оздоровительной и спортивно – массовой деятельности гимназии;
3. модернизация материально-технической базы для занятий массовым спортом в школе;
4. пропаганда Олимпийского движения;
5. создание условий для педагогического творчества;
6. развитие сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования детей в рамках данного направления деятельности;
7. гармонизация межэтнических взаимоотношений, пропаганда дружбы народов;
8. модернизация деятельности социо-валео-психологической службы гимназии;
9. выявление одаренных и способных учеников, для их дальнейшей целенаправленной подготовки в спортивных школах
Актуальность и инновационность программы заключается в таких характеристиках, как интегральность и комплексность. Программа направлена на всех участников образовательного процесса, реализация программы осуществляется в ходе разнообразных форм деятельности, как учебной, так и в системе дополнительного образования, индивидуальных и коллективных общественно полезных, социально значимых делах.
Система организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе содержит несколько направлений:
• уроки физической культуры;
• работа спортивных секций;
• участие в олимпийском движении;
• спортивно-массовые мероприятия различного уровня;
• физкультурно-оздоровительные, массовые мероприятия;
• волонтерская деятельность;
• физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
• информационно-разъяснительная работа с родительской общественностью.
Целевая аудитория программы.
В разработку, внедрение, апробацию программы гимназии «От массовости к мастерству» могут быть включены:
обучающиеся 1 – 11 классов школы любого уровня подготовленности и всех групп здоровья;
педагогический коллектив образовательного учреждения, специалисты, прочий персонал;
родители обучающихся;
жители микрорайона, выпускники - спортсмены, курирующие работу физкультурно – спортивной направленности на общественных началах,
учреждения и организации – партнеры ОУ по реализации программы: СДЮСШОР №4 по легкой атлетике, СДЮСШОР №9 по баскетболу, СДЮСШОР №10 по волейболу ГБОУ ДОД КО ДЮСШ по шахматам, ДКБФ.
органы исполнительной власти и местного самоуправления, Совет отцов.
Планируемые результаты в образовательном процессе
1.В содержании образования:
В содержании учебных программ будут отражены вопросы олимпийской и параолимпийской тематики, будет разработана система здоровьеформирующего и физкультурно-спортивного воспитания, предусматривающая в том числе организацию олимпийского образования.
Реализацию Олимпийского образования можно проследить через урочную и внеурочную деятельность, в учебное и каникулярное время. (См. приложение) Она имеет несколько направлений.
К познавательно-теоретическому направлению отностятся Олимпийские уроки. Темы уроков: «Олимпийские игры», «Паралимпийские игры», «Ценности олимпийского и паралимпийского движения», «Талисманы Олимпийских игр», «Подготовка и проведение XXII зимних Олимпийских игр и XI Паралимпийских игр», «Наследие Олимпийских игр».
К творческим занятиям по олимпийскому образованию относятся работы с литературными и документальными источниками, периодической печатью, Интернет-сайтами, в подготовке школьных сочинений, рефератов, докладов, презентаций, в оформлении выставок, стен-газет, Интернет-страниц, стендов, «олимпийских уголков».
-27051043434000К занятиям коммуникативного характера по олимпийскому образованию относится организация встреч с олимпийцами, тренерами, выдающимися спортсменами, ветеранами спорта и другими деятелями спортивного и олимпийского движения, посещений музеев и выставок, экскурсий в физкультурно-спортивные учебные заведения, на спортивные объекты, обучения навыкам общения. В этой работе активное сотрудничество оказывают учреждения и организации – партнеры гимназии по реализации программы: СДЮСШОР №4 по легкой атлетика, СДЮСШОР№9 по баскетболу, СДЮСШОР№10 по волейболу, ГБОУ ДОД КО ДЮСШ по шахматам, ДКБФ.
К организации олимпийских конкурсов относятся конкурсы «Олимпийский эрудит», «Олимпийская мозаика», конкурсы рисунков на олимпийскую тематику, конкурсы кроссвордов, художественные смотр-конкурсы.
Проведения физкультурно-спортивных мероприятий. В начальной школе спортивные конкурсы «Олимпионики». В основной школе, 5-7 классы, «Олимпийские надежды» - комплексные соревнования, включающие в себя отдельные соревнования по легкой атлетике, мини-футболу, «пионерболу», спортивным конкурсам. В программу «Олимпийских надежд» среди команд 8-9 классов входят соревнования по основным базовым видам школьной программы: футболу, волейболу, баскетболу, легкой атлетике. 10-11 классы соревнуются по программе «Малые Олимпийские игры». В программу входят соревнования по футболу, легкой атлетике, баскетболу, волейболу, настольному теннису, плаванию (по договоренности), стрельбе.
Реализация программы олимпийского образования происходит на всех ступенях образования.
2.В методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса.
Программой предусматривается использование современных современного оборудования для проведения исследовательской деятельности; использование информационных ресурсов и технологий нового поколения, позволяющих значительно повысить познавательную составляющую предмета; использование методик мониторинговых исследований физического развития, физической подготовленности, состояния здоровья обучающихся позволит отследить динамику этих показателей и даст возможность эффективно осуществлять индивидуальный подход к физическому воспитанию каждого; использование методики программно-алгоритмического обучения, направленную на повышение целенаправленности обучения и усиление мотивации занятий физической культурой и спортом. Предусматривается организация работы в разновозрастных группах на основе волонтерской деятельности, а также активная интеграция программ дополнительного образования через организацию занятий в группах с помошниками - тьюторами, воспитанниками спортивных секций.
3.В формах и способах организации обучения и воспитания.
В рамках внедрения стандартов ФГОС НОО, ООО, СОО в гимназии разрабатывается новая система оценивания достижений планируемых результатов, которая будет внедряться с 2013-2014 учебного года. Она носит ярко выраженный личностно ориентированный подход, так как позволяет оценить не только предметные, но и метапредметные умения и навыки полученные как самостоятельно, так и в системе дополнительного образования. Разрабатываемая система позволит глубже дифференцировать результаты и достижения учащихся, выделить способных и одаренных детей с целью их привлечения к занятиям в специализированных спортивных школах и участию в предметной олимпиаде. Происходит активный процесс интеграции основного и дополнительного образования. Гимназия позиционирует себя, как единая образовательная среда. Отделение дополнительного образования будет предлагать варианты для выбора индивидуальных образовательных маршрутов обучающимися во второй половине дня в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Поэтому предполагается расширить деятельность через открытие новых спортивных секций и кружков физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной направленности. Гибкость структуры образовательного процесса основного и дополнительного образования позволит учесть потребности и возможности каждого ребенка, его интересы и индивидуальный темп продвижения по выбранной здоровьесберегающей образовательной траектории.
В воспитательной работе будут освоены такие новые способы организации: спортивное самоуправление; волонтерство: деятельность в нескольких направлениях «За здоровый образ жизни», «Флеш-мобы» - акции двигательной активности, социальное проектирование – лоббирование дизайн-проектов на конкурсах «Мистер и мисс гимназии», направленных на модернизацию материально-технического обеспечения образовательного процесса. Все это войдет в систему работы по просвещению и популяризации спорта и здорового образа жизни наряду с классными часами, организацией встреч с выдающимися спортсменами, подготовкой массовых спортивных праздников, освещением физкультурно - оздоровительной деятельности в школьной газете «Летучка».
4.В комплексной деятельности участников образовательного процесса: администрации, педагогов и обучающихся и их родителей.
Результатом реализации программы станет объединение всех участников образовательного процесса общей идеей внедрения олимпийского образования и просвещения.
382524010414000Программа предусматривает привлечение родительской общественности к новым формам организации физкультурно-оздоровительной, физкультурно-спортивной деятельности, к внедрению Олимпийского образования. Привлечение родителей и педагогов, выпускников гимназии к совместному участию в спортивных мероприятиях, в тренировочных занятиях в спортивных секциях гимназии, к проведению Олимпийских уроков. Ведь некоторые из них являются Чемпионами мира по бодибилдингу, легкой атлетике, Чемпионами России по современному пятиборью, известными тренерами, Заслуженными работниками в области физической культуры и спорта. Знакомство с формами организации занятий физкультурно-оздоровительной направленности будет организованно через такие формы как «Фестиваль здоровьесберегающих идей», «Дней уроков здоровья», где родители смогут принять непосредственное участие в открытых занятиях студий, кружков, спортивных секций. Валеологическое просвещение родительской общественности планируется осуществлять через выступления на родительских конференциях, собраниях, через СМИ гимназии. В газете «Летучка» регулярно выпускать информацию о выступлениях команд гимназии в различных спортивных мероприятиях, о спортсменах гимназии, об итогах массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий, Днях здоровья, пропагандирующую ЗОЖ, информирующую о результатах конкурсов презентаций, стен-газет, интернет-страниц направленных на здоровьесбережение и пропаганду принципов ЗОЖ (см. приложения «Летучка»). По системе IP – телевидения гимназии демонстрация презентаций и видеороликов на олимпийскую тематику, о проведенных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях в гимназии или с участием гимназистов в спортивных турнирах, а так же, отснятые семьями видеоролики пропагандирующие ЗОЖ и направленные на укрепление здоровья и привлечение к систематическим занятиям спортом.
Ресурсное обеспечение программы.
Материально – техническая база гимназии постоянно модернизируется. Происходит постоянное зонирование образовательного пространства. Создаются новые зоны двигательной активности. Реализация программы позволит модернизировать имеющиеся спортивные объекты. Планируется установка уличных тренажеров на спортивной площадке гимназии, реконструкция футбольного поля, ямы для прыжков в длину. К сожалению, местоположение гимназии не позволяет построить новый современный многофункциональный комплекс, поэтому предполагается активно использовать возможности организаций–партнеров реализации программы
31680156413500Спортивная база гимназии состоит:
спортивный зал 24 х 12, оснащенный современным спортивным оборудованием и инвентарем, позволяющим проводить занятия по основным базовым видам программы в полном объеме;
футбольное поле 28 х29, многофункциональная спортивная площадка 15х27, оснащенная баскетбольными щитами с кольцами, волейбольными стойками, спортивно-гимнастическим городком, центром двигательной активности младших школьников; мягкий модульный центр;
репетиционный зал, для проведения занятий по внеурочной деятельности;
полоса препятствий, для проведения занятий прикладной направленности. Внутренниезоны двигательной активности оснащены современным электронным интерактивным оборудованием, позволяющим активно применять современные образовательные ИКТ –технологии.
Наличие в школе комплекта учебного лабораторного оборудования (мини-лаборатории, цифровые датчики, КМД 12/2), позволяет организовать экспериментальную деятельность учащихся по здоровьесбережению
Участие и победы гимназии в различных проектах и конкурсах, позволили значительно усовершенствовать информационно–технологическую базу спортивного зала. На сегодняшний день она включает в себя:
•два компьютера, с выходом в локальные сети Интернет;
•многофункциональное лазерное устройство (принтер, цифровой копир, цветной сканер);
•плазменную панель d-102 см;
•DVD- проигрыватель;
•музыкальный центр с усилителем, колонками, микрофонами и микшерным пультом;
•цифровую видеокамеру;
•цифровой фотоаппарат;
•электронное табло.
В гимназии функционирует медицинский кабинет, укомплектованный современным медицинским оборудованием, прививочный кабинет. Активно ведет работу социо-валео-психологическая служба гимназии.
Кадровое обеспечение реализации программы осуществляют учителя физической культуры, педагоги дополнительного образования организаций - партнеров по реализации проекта. Преподавательский штат укомплектован полностью.
При организации поточных интерактивных занятий активно используется электронные и цифровые ресурсы информационно-библиотечного центра гимназии (ИБЦ). Также в ИБЦ имеются учебно-методические пособия (учебники, справочники, энциклопедии) по физической культуре, по олимпийскому образованию, здоровьесбережению (валеологической направленности).
Ожидаемые результаты реализации программы по развитию физической культуры и спорта, олимпийского образования «От массовости к мастерству»:
1. повышение эффективности работы школы в реализации программных мероприятий, направленных на развитие физкультурно-спортивного движения;
2.повышение роли дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности по вопросам формирования здорового образа жизни;
3. модернизация материально-технической базы спортивных площадок;
4. увеличение числа систематически занимающихся физической культурой и спортом;
5. реализация современных технологий обучения, развитие у обучающихся культуры самообразования, самоконтроля;; 6. реализация инновационных проектов и программ;
7. повышение жизненной и социальной активности обучающихся;
8.увеличение видов спорта для большего охвата детей и подростков регулярными занятиями физической культурой и спортом;
9. повышение просвещенности участников образовательной деятельности по вопросам олимпийского движения.
10. противодействие распространению вредных привычек.
Показатели эффективности реализации инновационной образовательной программы
Результативность программы оценивается по следующим критериям:
Критерий Метод оценивания Планируемый результат.
Полнота охвата учащихся Анализ документации 100% учащихся 1-11 классов
Осознанное проектирование индивидуального здоровьесберегающего образовательного маршрута Экспертная оценка социального педагога, валеолога, классного руководителя. 77%
Степень реализации индивидуального здоровьесберегающего образовательного маршрута Самооценка учащегося 85%
Оценка реализации индивидуального здоровьесберегающего образовательного маршрута со стороны родителей учащихся Сопоставление самооценки и родительской оценки 75%
Сформированность навыков здорового образа жизни Метод наблюдения, анкетирование 77%
Успешность выступления в городской спартакиаде команд гимназии Занятые места итоговое место не ниже 3
Успешное личное выступление учащихся в городских, областных соревнованиях Количество победителей и призеров Не менее 10 человек
Успешное выступление в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре Занятые призовые места Не менее 5-7 человек