Методическая разработка по физической культуре Программа развития физической культуры и спорта, олимпийского образования МБОУ ТСОШ №3 Олимпиада начинается в школе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тацинская средняя общеобразовательная школа №3
Областной этап открытого Всероссийского публичного конкурса
на лучшее общеобразовательное учреждение,
развивающее физическую культуру и спорт «Олимпиада начинается в школе»
Номинация «Лучшая сельская общеобразовательная школа»
ПРОГРАММА
развития физической культуры и спорта,
олимпийского образования МБОУ ТСОШ №3
«Олимпиада начинается в школе»
Автор программы:
учитель физической культуры
МБОУ ТСОШ №3
Гурова Зинаида Николаевна
Адрес:
347060, Ростовская обл.
ст. Тацинская,
ул. Октябрьская 131
тел: 8(86397) 3-04-18
ст. Тацинская
2016 год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тацинская средняя общеобразовательная школа №3
Согласовано
на заседании методическогосовета школы
Протокол № 3 от 22.03.2016г «Утверждаю»
Директор МБОУ
ТСОШ №3
____________В.Н. Мирнов
22.03.2016г
Программа
развития физической культуры и спорта, олимпийского образования
МБОУ ТСОШ №3
«Олимпиада начинается в школе»
Автор программы:
учитель физической культуры
МБОУ ТСОШ №3
Гурова Зинаида Николаевна
Адрес:
347060, Ростовская обл.
ст. Тацинская,
ул. Октябрьская 131
тел: 8(86397) 3-04-18
Ст. Тацинская
2016 год.
1. Название программы Программа развития физической культуры и спорта, олимпийского образования обучающихся 1 – 11 классов «Олимпиада начинается в школе»
2. Автор-разработчик Учитель   физической культуры Гурова З.Н.
3. Обоснование актуальности Проблема здоровья, развития и воспитания детей имеет важнейшее государственное значение. На состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы, как неблагоприятные социальные и экологические условия. Неблагоприятная экологическая обстановка существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса. Причиной ухудшения здоровья учащихся является и нарушение правил здорового образа жизни.
Утрата интереса к учебе – это показатель влияния школьного обучения на здоровье ученика, который ежедневно оставляет в стенах школы частичку своего здоровья. Если обучать ребенка в неприспособленных для этого помещениях, запрещать ему на уроках двигаться и выражать свои эмоции, не обеспечивать его в течение дня горячим питанием, не стимулировать у него интерес к учебе, не вовлекать его в занятия физкультурой и спортом - все это гарантированно наносит ущерб здоровью ученика. Поэтому педагогический коллектив главным в своей работе считает организацию качественного обучения, развития и воспитания учащихся без ущерба их здоровью, воспитание культуры здоровья школьников. Оздоровление школьников, формирование здорового стиля жизни и воспитание физически крепкого поколения, внедрение олимпийского образования, развитие материально - технической базы, а также достойное выступление школьников на спортивных состязаниях различного уровня – основная цель стратегии развития физической культуры и спорта в школе.Для этого в учебно-воспитательный процесс была введена программа развития физической культуры и спорта, олимпийского образования обучающихся 1 – 11 классов«Олимпиада начинается в школе».
Цель
программы
Задачи Развитие созданных условий для организации занятий физической культурой и спортом; вовлечение обучающихся в активные занятия массовой культурой и спортом для улучшения общего состояния здоровья; повышение уровня подготовленности спортсменов для успешного выступления на школьных, муниципальных, региональных, всероссийских соревнованиях.
- создать нормативно-правовое обеспечение развития спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в школе;
- обеспечить оптимальное использование имеющихся спортивных сооружений, школьного стадиона, спортивного зала;
- обеспечить различным категориям школьников равных возможностей для занятий физической культурой и спортом;
- обеспечить квалифицированными кадрами учебно-воспитательный процесс, физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу;
- обеспечить развитие материально-технической базы.
-приобщить школьников, их родителей и педагогов к   регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганда здорового   образа жизни.
-решить проблемы   двигательной пассивности и укрепления здоровья школьников, родителей,   педагогов.
-внедрение олимпийского образования у обучающихся школы.
4. Сроки реализации программы Подготовительный этап (2016 год)
1.Проведение мониторинга состояния образовательной среды и состояния здоровья   обучающихся, родителей, педагогов.
2.Разработка плана работы по основным   направлениям программы.
2. Осуществление кадровой расстановки.
3. Проведение обучения педагогического персонала.
4. Приобретение оборудования.
Основной этап (2016 – 2018)
1.Реализация план работы по основным направлениям   программы.
2. Корректировка плана.
Обобщающий этап (2018 – 2019)
1.Проведение экспертизы реализации программы   внедрения в деятельность школы.
2.Обобщение опыта работы по реализации внедрения   программы в деятельность школы.
5. Содержание программы Нормативно – правовое и организационное обеспечение:
Подготовка локальных актов, необходимых для эффективной реализации федеральных, региональных, муниципальных постановлений, приказов по развитию физической культуры и спорта.
Разработка аналитического материала о состоянии и развитии физической культуры и спорта в школе.
Разработка паспорта здоровья класса, паспорта здоровья учащегося.
Разработка годового календарного плана физкультурно - оздоровительной и спортивно – массовой работы в школе.
Кадровое обеспечение.
Прохождение учителями физической культуры курсов повышения квалификации.
Участие преподавателей в семинарах, совещаниях работников физической культуры.
Участие в профессиональных конкурсах.
Участие в аттестации педагогических работников.
Научно – методическая, информационное обеспечение.
Обновление спортивного уголка школы.
Подготовка материалов и информации по вопросам физической культуры и спорта для сайта школы.
Разработка рабочих программ для уроков физической культуры, занятий спортивных секций, клубов.
Развитие казачьего движения.
Физкультурно – оздоровительная и спортивно – массовая работа.
Организация работы спортивных секций (ежегодно сентябрь).
Проведение Недели здоровья и Недели физкультуры (ежегодно сентябрь, февраль, апрель).
Проведение Дней здоровья (ежемесячно).
Организация внеурочных занятий (ежегодно август).
Проведение спортивных соревнований: «Шиповка юных» (5 – 9 классы, сентябрь), по волейболу (8 – 11 классы, октябрь), «Весёлые старты» (1 – 8 классы, октябрь), по пионерболу (5 – 8 классы, октябрь), по гимнастике (5 – 11 классы, ноябрь), по баскетболу (5 – 11 классы, ноябрь), гимнастическая эстафета (1 – 4 классы, ноябрь), по шашкам (1 – 11 классы, декабрь), по шахматам (1 – 11 классы, декабрь, январь), Зимнее многоборье (5 – 11классы, январь), «Зимние забавы» (1-11 классы, январь), «Казак-защитник отечества» (1 – 6 классы, февраль), по настольному теннису (5 – 11 классы, март), «Снайпер» (соревнования по стрельбе, 5 - 11 классы, март), «Папа, мама, я – спортивная семья» (1-4 классы, март), «Президентские состязания» (5 – 9 классы, март), школьный туристический слет (5-11 классы, май, октябрь), соревнования по кроссу. Проведение школьной олимпиады по физической культуре (ежегодно ноябрь).
Проведение физкультминуток.
Проведение динамической паузы для учащихся 1 классов.
Проведение подвижных игр на переменах.
Организация занятий для учащихся с ослабленным здоровьем.
Организация спортивных занятий в школьном оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей «Солнышко» (ежегодно в каникулярное время).
Медицинское обслуживание.
Проведение медицинского осмотра обучающихся.
Приобретение для медицинского кабинета современной медицинской техники.
Комплектование медицинских аптечек в кабинетах, мастерских, спортивном зале.
Проведение профилактических прививок.
Направление учащихся в санатории, оздоровительные лагеря.
Ведение паспорта здоровья класса, паспорта здоровья учащегося.
Диагностика и мониторинг состояния здоровья учащихся.
Диагностика физического развития учащихся.
Определение уровня физической подготовки учащихся.
Анкетирование учащихся по нормализации учебной нагрузки, дозировки домашнего задания.
Диагностика заболеваемости учащихся.
Обеспечение санитарно – гигиенического режима. Санитарно гигиеническое просвещение.
Соблюдение теплового режима, своевременное проветривание, проведение влажной уборки школьных помещений.
Устранение травмоопасных участков.
Расстановка мебели в соответствии с санитарными нормами.
Рассаживание учащихся с учетом рекомендации медработников.
Отслеживание условий освещенности и изменение интенсивности, цвета, освещения.
Обеспечение полноценным горячим питанием 100% учащихся школы, проведение витаминной профилактики учащихся.
Оформление стенда «Уголок здоровья».
Проведение бесед с учащимися по соблюдению правил личной гигиены.
Организация встреч с медицинскими работниками.
Проведение родительских собраний по вопросам укрепления и сохранения здоровья учащихся.
Проведение конкурсов рисунков, плакатов, сочинений по темам: «Здоровым быть модно», «Мир без наркотиков» и т.д.
Участие во Всероссийских акциях:
7 апреля – Всемирный день здоровья:
«Спорт вместо наркотиков»;
«Школа – территория здоровья»;
«Всероссийский день ходьбы» и т. д.
6. Ресурсное обеспечение программы - кадровое
В школе работает 31 педагогический работник, среди них педагог-психолог, педагог – библиотекарь, 4 учителя имеют высшую квалификационную категорию, 14 - первую. В школе три учителя физической культуры, привлекаются педагоги дополнительного образования для организации работы спортивных секций, клубов.
- методическое
Учителями физической культуры разработаны рабочие программы по физкультуре для 1-11 классов, для занятий внеурочной деятельности в 1-6 классах. Педагогами дополнительного образования разработаны рабочие программы для объединений по интересам учащихся.
В методической копилке имеются разработки уроков, внеклассных мероприятий, спортивных соревнований и праздников.
- материально - техническое
В школе оборудован спортивный зал, две универсальные спортивные площадки, школьный стадион (футбольное поле, баскетбольная и волейбольная площадки, беговые дорожки). Имеется различный спортивный инвентарь для выполнения обязательного минимума образования по физической культуре.
Для занятий лёгкой атлетикой: мячи для метания, прыжковая яма, секундомер, гранаты.
Для занятий гимнастикой: бревно, перекладина, брусья, конь, козёл, подкидные мостики, маты, канаты, скакалки, гимнастические палки, обручи, гири, гантели, кегли, гимнастические доски для пресса, гимнастические скамейки.Имеются мячи для занятий волейболом, баскетболом, футболом, ручным мячом.
Так же имеются: большие мячи, набивные мячи, дартс, пневматические ружья, теннисные столы и ракетки, сетки и ракетки для бадминтона, туристический инвентарь.
7. Ожидаемые результаты • Увеличение количества учащихся, занимающихся физической культурой и спортом (до 85%).
• Снижение уровня заболеваемости учащихся школы.
• Повышение качества знаний учащихся. • Повышение уровня культуры здоровья учащихся. • Улучшение санитарно-гигиенического режима в организации образовательного процесса.
• Улучшение качества питания учащихся.
• Повышение уровня взаимодействия семьи и школы.
Удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса и субъектов образования:
обучающихся – в программах физкультурно-спортивной направленности основного и дополнительного образования, реализуемых дифференцированно с учетом их индивидуальных особенностей, в обеспечении их здоровьесбережения, достаточного уровня физической активности, в олимпийском образовании и просвещении, в созданных условиях для роста и становления успешной и конкурентоспособной личности;
родителей – в обеспечении условий для максимального развития детей, в соответствии с их потенциальными возможностями, сохранения физического и психического здоровья детей;
педагогического коллектива – в обеспечении возможностей повышения профессиональной компетентности, дополнительных возможностей творческой самореализации в образовательном процессе;
образовательного учреждения – в позиционировании на рынке образовательных услуг как школы, внедряющей инновационные образовательные программы, создании позитивного имиджа, повышении конкурентоспособности среди школ района, области, создании благоприятных условий для дальнейшего развития;
выявление одаренных детей, показывающих высокие спортивные достижения;
увеличение числа призеров в индивидуальном и командном зачете в спортивных соревнованиях различного уровня;
внедрение программы мониторинга состояния здоровья, физической и двигательной активности обучающихся, участия в спортивных соревнованиях;положительная динамика сплоченности коллектива участников образовательного процесса;
улучшение материально-технической базы школы для организации здоровьесозидающей, здоровьесберегающей деятельности.
8. Критерии эффективности, оценка степени эффективности с указанием результатов.
№ Наименование критерия
эффективности Единица измерения Целевой   ориентир
1 Удовлетворенность обучающихся количеством и качеством программ спортивно-оздоровительной   направленности, участием в олимпийском движении, олимпийским образованием % Не менее 85
2 Удовлетворенность родителей количеством и   качеством программ спортивно-оздоровительной направленности, участием в   олимпийском движении, олимпийским образованием % Не менее 90
3 Удовлетворенность педагогического коллектива % Не менее 85
4 Рейтинг школы среди ОУ района по данным   социологических опросов % Не менее 90
5 Доля обучающихся основной группы здоровья,   охваченных занятиями физкультурой и спортом, олимпийским движением школы % Не менее 100
6 Доля   обучающихся подготовительной группы здоровья, охваченных занятиями   физкультурой и спортом, олимпийским движением школы % 100
7 Доля   обучающихся специальной группы здоровья, охваченных занятиями физкультурой   и спортом, олимпийским движением школы % Не менее 95
8 Доля обучающихся, имеющих вредные привычки % Не более 5
9 Доля учителей, освоивших и применяющих   здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии % Не менее 95
10 Включенность педагогов и персонала школы в работу   по реализации программы % 100
11 Включенность участников образовательного процесса в олимпийское образование и   просвещение % 100
12 Снижение пропусков занятий в связи с   заболеваемостью обучающихся % 90
13 Доля обучающихся, не имеющих пропусков занятий в   связи с заболеваниями от общего количества обучающихся % Не более 10
14 Доля победителей в индивидуальном и командном   зачете от общего числа проведенных соревнований % Не менее 25
15 Доля выявленных обучающихся, показывающих высокие   спортивные достижения. % Не менее 32
 
9. Материально-техническая база Сетка баскетбольная длина 0,55м 20
Сетка баскетбольная длина 0,55 м 10
Сетка волейбольная размер 9,5м х 1,0м 2
Стойки волейбольные с механизмом нажатия 1
Сетка волейбольная размер 9,5 х 1,0 м 2
Сетка мини-футбольная размер 2x3x1x1,5м 2
Сетка для переноса баскетбольных мячей 2
Сетка футбольная размер 2,5x7,5x1,2м в2
комплекте 2шт Трос для сетки волейбольной 15м 1
Кольцо баскетбольное размер № 7 диаметр 450мм 2
Кольцо баскетбольное размер № 7 диаметр
450мм,антивандальное
(не поставлено взамен же к-зное 2шт) 2
Щит баскетбольный размер 1800x1050мм 2
Щит баскетбольный размер 1200x750мм 2
Щит для метания в цель размер 700x700мм 1
Ферма баскетбольная вынос 0,5м 2
Мяч баскетбольный «SPALDING TF-250» 101+1)
размер 5 Мяч баскетбольный «SPALDING TF-150» 19
размер 7,резина Мяч баскетбольный «SPALDINGTF-500» размер 7,полиуретановый 11(-1)
Мяч баскетбольный «SPALDINGTF-1000» размер 7, искусственный композит 10
Мяч волейбольный « CALATraining» размер5 9(1Мяч волейбольный «MIKASAMVA330» размер5 10
Мяч баскетбольный «SPALDINGTF-250» размер 6 10
Мяч гандбольный «SELECTMatchSoft 2008» размер 2 5
Мяч гандбольный « WINNERClub II» размерЗ5
Мячфутзальиый «SELECT Assist» размер410
Мяч футзальный «SELECTForza» размер 4 5
Мяч гимнастический, диаметр 55 см 7
Мяч резиновый, диаметр 100м 20
Мяч футбольный «SELECT GoalieReflExtra» размер5 10
Мяч футбольный «MONTA Streetmatch» 20
Мяч для метания из резины 20
Мяч резинный, диаметр 150мм 20
Насос для мячей, в комплекте 2 иглы 1
Бревно гимнастическое, длина 5м,переменной высоты 1
Брусья гимнастические мужские с параллельными жердями 1
Канат для перетягивания длиной 10м 2
Канат для перетягивания длиной 5м 4
Мостик гимнастический подкидной пружинный размер 1200x600 1
Обруч гимнастический,металлический диаметр 90см 20
Обруч гимнастический алюминиевый диаметр 120см 20
Обруч гимнастический алюминиевый диаметр 90см 10
Обруч гимнастический, пластиковый, диаметр 100см 32
Скакалка резиновая длиной 2,8м 20
Скакалка резиновая длиной 3,8 м 20
Скакалка резиновая длиной 1,8м 28
Скамейка гимнастическая длиной 2,5м 6
Стенка гимнастическая размер 1000x3000мм 6
Скамья для пресса 6
Перекладина навесная на шведскую стенку 6
Планка для прыжков в высоту длина 4м 2
Стойка для прыжков в высоту высота 2м, в1
комплекте 2стойки Спальный мешок размер 180x75 см 15
Гантели виниловые 2,0 кг, 2шт в комплекте 20
Гантели виниловые 4,0 кг,2 шт в комплекте 15
Секундомер механический двухкнопочный 5
Секундомер электронный, с памятью на 10 показаний 5
Теннисный стол для помещений 3
Ракетка для бадминтона в комплекте с чехлом 10
Ракетка для настольного тенниса 8
Мат гимнастический размер 2,0x1,0x0,1м материал чехла- (ПВХ) 5
Мат гимнастический размер 2,0x1,0x0,1м материал чехла- искусственная кожа
10
10. Используе-
мая литература Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М. : Просвещение, 1982-192с.
Гликман И.З. Теория и методика воспитания. –М, 202.
Киколов А.И. Обучение и здоровье: Методическое пособие. –М., 1988.
Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/ Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. –М., 202.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. –М.: АРКТИ, 2003. -272с.
В.И. Ковалько. Здровьесберегающие технологии. 1-4 классы. Теория, программы, технология, мероприятия, подвижные игры, физкультминутки. –М. «ВАКО» 2004.