Логопедические игры и упражнения


Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.
 1) «Закончи предложение»
(употребление сложноподчинённых предложений)
Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)
Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу)
Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу)
Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)
Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела)
Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)
Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано)
Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)
Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)
Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)
 
 2) «Кому угощение?»
( употребление трудных форм существительных)
Взрослый  говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки  с изображением медведя, птиц — гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?
 
 3) «Назови три слова»
(активизация словаря)
Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что  (кто) может скакать? И т. д.
 
4) «Кто кем хочет стать?»
(употребление трудных форм глагола)
Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.
 5) «Зоопарк»
(развитие связной речи).
Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:
1.   Внешний вид;
2.   Чем питается.
Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.
 
6) «Сравни предметы»
(на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названийдеталей и частей предметов, их качеств).
В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.
Взрослый сообщает, что прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».
Например: Взрослый: «У меня нарядный фартук».
Ребёнок: «У меня рабочий фартук».
Взрослый: «Он белого цвета в красный горошек».
Ребёнок: «А мой — тёмно-синего цвета».
Взрослый: «Мой украшен кружевными оборками».
Ребёнок: «А мой — красной лентой».
Взрослый: «У этого фартука по бокам два кармана».
Ребёнок: «А у этого — один большой на груди».
Взрослый: «На этих карманах — узор из цветов».
Ребёнок: «А на этом нарисованы инструменты».
Взрослый: «В этом фартуке накрывают на стол».
Ребёнок: «А этот одевают для работы в мастерской».
 
 
7) «Кто кем был или что чем было»
(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).
Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.? 
 8) «Назови как можно больше предметов»
(активизация словаря, развитие внимания).
Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово — делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.
  
  9) «Подбери рифму»
(развивает фонематический слух).
Взрослый объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.
По дороге шёл жучок,
Песню пел в траве ... (сверчок).
Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.
 
10) «Назови части предмета»
(обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части).
Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.
I вариант: дети по очереди называют части предметов.
II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части
11)  «Что в магазине?»   
(на дифференциацию существительных единственного и множественного числа).
       У взрослого один предмет, у ребенка («на прилавке магазина»)  несколько предметов.
Логопед: У меня яблоко, а в магазине?
Ребенок: А магазине яблоки.
Логопед: У меня огурец, а в магазине?
Ребёнок: А в магазине - огурцы. И т.д.
Вариант игры:
Логопед: У меня яблоко, а в магазине много ... (?)
Ребёнок: А в магазине много яблок.
  12). Игра  "Убираем урожай» (закрепление формы винительного падежа существительных).
Логопед объясняет детям, что овощи убирают по-разному.
Морковь, свеклу, репу, редис выдёргивают.
Огурцы, помидоры, горох срывают.
Картофель выкапывают.
Затем логопед показывает картинки овощей и просит детей ответить на вопрос: «Как убирают данный овощ?»
Дети составляют предложения типа: Морковь выдёргивают. Картофель копают. Капусту срезают. Горох срывают. Свеклу выдёргивают.  И т.д.
  13). Игра «Огород» (закрепление формы винительного падежа).
  Логопед предлагает детям «посадить овощи», затем спрашивает  каждого ребёнка, что он делает: «Лена, что  ты сажаешь?» (Я сажаю огурцы.) «Ира, что ты посадила?» (Я посадила редис.) «Вова, что ты посадишь?» (Я посажу капусту.)
И т.д.
   
 14) Игра «Кто подберет больше слов?»   (закрепление формы винительного падежа).
   Логопед предлагаем детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы.  При этом можно использовать предметы или картинки.
     - Что можно сшить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т.д.)    - Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т.д.)    - Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т.д.)    
    -  Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т.д.)
     - Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки.)
     - Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т.д.)  
     - Что можно надеть на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т.д.)
  Побеждает  тот, кто подобрал больше слов.
 15) Игра «Охотник и пастух» (закрепление формы винительного падежа по теме «Дикие и домашние животные»).
   На доске картинки: слева  «охотник», справа  «пастух». Внизупод этими картинками изображения диких и домашних животных.
        - Кто изображен па картинках ? (Охотник, пастух.)
        - Что делает пастух ? (Пастух пасет домашних животных.)
        - Что делает охотник? (Охотник охотится на диких животных.)
Логопед предлагает детям поставить картинки с изображением домашних и диких животных под соответствующими картинками пастуха и охотника.
Затем логопед задает вопросы, указывая на картинку с изображением животных.
        - Пастух  пасет кого? (Корову,  козу, овцу, свинью...  Коров,  коз, овец, свиней...)        - Охотник охотится на кого ? (На медведя, зайца,  лису, волка... На
медведей, зайцев, лис, волков...)
 
16) .Игра «Что без чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных по теме «Мебель, посуда, транспорт, одежда»).
   На  доске картинки с изображением предметов, которые надо починить.
  Логопед задаст вопрос: «Что без чего?»
Стул без ножки. Машина без колеса.
Стул без спинки. Шуба без воротника.
Кастрюля без ручки. Чайник без носика.
Платье без рукава. Расческа без зубчиков.
Кофта без пуговиц. Грузовик без фары.
Ботинки без шнурков.  
  17). Игра «Кому что дадим?»  (закрепление формы дательного падежаСуществительных по теме «Домашние и дикие животные»).  На доске расставлены картинки с изображением корма для животных (сено, яблоко, орехи, грибы, малина, мед, косточка, овощи, молоко и др.)  На столе -   игрушечные животные (корова, лошадь, ёж, белка, медведь, кошка, собака, свинья). В процессе игры дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут её около соответствующей игрушки и отвечают на вопрос:    «Кому это дадим ?»
   - Сено дадим корове, лошади.
   - Грибы дадим белке.
   - Орехи тоже дадим белке.
   - Яблоко дадим ежу.
   - Малину дадим медведю.
   - Мед дадим тоже медведю.
   - Молоко дадим кошке.
   - Косточку дадим собаке
   - Овощи дадим свинье.
     
    18) Игра «Угадай, кому нужны эти предметы?» (закрепление формы дательного падежа существительных).
   На доске расставлены картинки. Слева – те, на которых изображены люди разных профессий и занятий; на этих картинках не хватает каких-то определённых предметов. Справа - картинки с недостающими предметами.
   Логопед показывает детям предмет, предлагает назвать, кому он нужен, и положить изображение этого предмета к соответствующей картинке.
    Указка – учителю,
     весы - продавцу,
     термометр - доктору.
     кисть – художнику,
     шприц – медсестре,
     ружьё - охотнику,
     удочка - рыболову,
     ножницы - парикмахеру.
   19). Заучивание   стихотворения «Кому что?» и его анализ  (закрепление формы дательного падежа существительных).
    Иголке - нитка,
    Забору - калитка,
    Супу – картошка,
    А книжке – обложка,
    Мышке – нора,
    А братишке    сестра.
    Уткам - пруд,
    А лентяю - труд,
    Солнышко - лету.
    Стихи – поэту,
    И всем воскресенья
    Нужны без сомнения. 20).  Игра «Кто чем управляет?»  (закрепление формы  творительного падежа существительных по теме «Транспорт»).
   На доске картинки с изображением различных видов транспорта. Логопед показывает картинку и задаёт вопрос: «Кто управляет автобусом, самолётом…?» Дети должны ответить полным предложением.
      Автобусом управляет водитель.
      Грузовиком управляет шофёр.
      Поездом управляет машинист.
      Вертолетом управляет вертолётчик.
      Самолётом управляет лётчик.
      Кораблем управляет капитан.
     Мотоциклом управляем мотоциклист.
     Велосипедом управляет велосипедист.
     Ракетой управляет космонавт.
 21). Игра «Кого мы видели?»  (закрепление правильного употребления окончаний существительных винительного падежа множественного числа по теме «Животные жарких стран»).
   На доске картинки с изображением различных животных. Логопед даёт задание детям отобрать только тех животных, которые живут в жарких странах.
    - А кто из сказочных героев ездил в Африку лечить животных?  (Айболит.) Представим себе, что мы вместе с Айболитом поехали в Африку и увидели там много разных животных. Мы видели много... (львов, тигров, носорогов, слонов, верблюдов, бегемотов, леопардов, крокодилов, кенгуру, обезьян и т.д.). 22).  Игра в лото «Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа).
    Детям раздают карточки лото с изображением двух и пяти предметов. Например, два помидора, пять вишен, два огурца, пять яблок и т.д.
Логопед называет предмет. Дети находят на карточке изображение предмета и определяют количество, называют словосочетание числительного с существительным и закрывают картинку фишкой.
   Выигрывает тот, кто правильно назвал количество предметов и раньше других закрыл все карточки лото.
 23). Игра  «Кто чем работает?» (закрепление формы творительного падежа существительных).
   Детям предлагаются картинки с изображением людей различных профессий (парикмахер, маляр, плотник, портниха, дворник, садовник и др.). Логопед просит детей ответить на вопрос: «Кто чем работает?»
   Парикмахер – ножницами,
   маляр – кистью,
   плотник – топором,
   дворник – метлой,
   лесоруб – пилой,
   садовник - лопатой.
 24). Ответы на вопрос  «Чем можно?» (закрепление формы творительного падежа).
    Работа проводится с использованием картинок (см. в тексте выше).
        Рубить - топором.
        Резать - ножом, ножницами.
        Умываться - водой,
        Пилить - пилой.
        Вытираться – полотенцем.
        Рисовать - кисточкой.
        Писать – ручкой.
        Вытирать – тряпкой.
        Причесываться – расческой.
        Упаковывать – бумагой.
        Есть – ложкой.
 25).  Игра «Что с чем?» или «Назвать пары предметов»  (закрепление формы творительного падежа с предлогом С).
   Детям  предлагаются  картинки,  например: полка с книгами, тарелка с яблоками, банка с вареньем, карандаши с коробкой, корзина с грибами, ваза с цветами.
    Логопед предлагает детям  назвать «что с  чем» изображено на  картинке.
 26).  Игра  «С чем корзинка, с чем ящик?» (закрепление формы существительных творительного падежа с предлогом С).
   У детей игрушечные корзинки, ящички, муляжи овощей и фруктов.
Логопед: Куда мы положим фрукты?
Ребёнок: В корзинку.
Логопед: А куда мы положим овощи?
Ребенок: В ящик.
Логопед: Рома, с чем у тебя ящик?
Ребёнок: У меня ящик с капустой.
Логопед: Ира, а у тебя с чем корзина?
Ребёнок: У меня корзина е яблоками.
И т.д.
 27) Игра  «Приглашение к чаю» (закрепление формы существительных творительного падежа с предлогом С ).
     Логопед: Сегодня мы приглашаем к чаю гостей: Мишку, куклу Таню.
Винни Пуха, зайчика и лисичку. Чтобы накрыть стол к чаю, надо знать, с чем  любят  пить чай наши гости. Как вы думаете, с чем?
    Дети: Мишка любит чай с мёдом. Винни Пух - с вареньем. Зайчик с булочкой. Лисичка с печеньем. И т.д.
    Логопед: А с чем вы любите пить чай?
Дети отвечают на вопрос, используя форму творительного падежа.
 28) Игра  «Где что растет?»  (закрепление формы предложного падежа).
   На доске слева - картинки е изображением огорода, сада, леса, луга,  поля,   болота;   справа -  картинки  с  изображением  овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы.   Логопед: Растения сбежали со всех мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи?
  Дети: Овощи растут на огороде.
Картинка овощей   располагается  около  изображения огорода и т.д.
Аналогичным образом проводится игра «Где что покупают?»  (лекарство, хлеб,   газеты,  молоко).  «Где что  хранится?»  (посуда, одежда, книги ит.д.)
 29). Игра   «Кто где живёт?» (закрепление формы существительных предложного падежа).
   На доске выставляются картинки с изображением жилищ животных. Логопед предлагает детям ответить на вопрос: «Где кто живет (или зимует)?»
    Собака живёт в конуре.
    Белка живёт в дупле.
    Лиса живёт в поре.
    Ёжик живет в гнезде.
    Медведь зимует в берлоге.
    Мышка живет в норе.
    Волк живет в логове.
    Лошади живут в конюшне.
    Корова живет в коровнике.
    Свиньи живут в свинарнике.
    Телята живут в телятнике.
    Крольчата в крольчатнике.
  30).  Игра   «Что в чем?» (закрепление формы предложного падежа существительных по теме «Посуда»).
  На доске картинки с изображением посуды. Логопед задаёт в вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.
      В чём варят суп? (Суп варят в кастрюле.)
      В чём носят воду из колодца? (Воду носят в ведре.)
      В чем кипятят воду?  (Воду кипятят в чайнике.)
      В чём носят молоко? (Молоко носят в бидоне.)
      В чём хранят сахар? (Сахар хранят в сахарнице.)
      В чем подогревают еду?  (Еду подогревают в миске.)
 Аналогичным образом используется вопрос «Где что лежит?»
      Где лежит хлеб? (Хлеб лежит в хлебнице.)
      Где лежит салат? (Салат лежит в салатнице.)
      Где лежат конфеты? (Конфеты лежат в конфетнице.).     Где (на чём) жарится рыба? (Рыба жарится на сковородке.)
  31). Игра  «Где мы были, что мы видели?» (закрепление окончаний существительных родительного падежа множественного числа).
   В процессе игры  используются  сюжетные  картинки; «Огород»,  «Сад», «Лес», «Зоопарк». Логопед обращается с вопросами к детям: «Где ты был? Что ты видел?»
    - Я был на огороде. Видел много помидоров, огурцов, кабачков...
    - Я был в саду. Видел много яблок, груш, слив, абрикосов...
    - Я был в лесу. Видел много сосен, елок, дубов, кустов...
    - Я был в зоопарке. Видел много тигров, обезьян, волков...
 32) Игра  «Сделай, не ошибись» (закрепление предлогов и предлогов-наречий).
  Логопед предлагает детям выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, справа, слева, между, перед, сзади и др.).       - Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч?
       - Положи пирамидку между куклой и мячом. Куда ты положил пирамидку?
       - Нарисуй кружок, сверху кружка нарисуй крестик. Где нарисован крестик?
       - Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку?
       - Положи яблочко перед куклой. Куда ты положил яблочко?
       - Положи эту вещь между двумя предметами. Где она?        .... перед другим предметом. Где она?        .... выше другого предмета. Где она?        .... ниже другого предмета. Где она?          .... правее другого предмета. Где она?        .... левее другого предмета. Где она?
       - Встань так, чтобы дверь была справа от тебя. Где дверь?
       - Встань так, чтобы дверь была слева от тебя. Где дверь?
       - Встань так, чтобы дверь была сзади от тебя. Где дверь?
       - Встань так, чтобы дверь была перед тобой. Где дверь?
  33).  Игра с мячом  «Добавь слова» (закрепление использования предлогов-наречий  справа, слева, впереди, позади).
  Логопед называет часть предложения и бросает мяч одному из детей. Ребёнок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.
   Стол стоит ...
   Полочка с книгами висит ...
   Мишка сидит ...
   Пирамидка стоит ...
   Кукла лежит ...
   Лампа висит ...
   Дверь находится ...
  34).  Игра  «Умей найти своё место».  (закрепление предложно-падежных конструкций).
  Логопед предлагает, детям быстро встать друг за другом, уточняя место каждого ребёнка по отношению к соседям. При этом логопед использует слова за, перед, между, вперед, сзади. (Коля за Костей, Серёжа впереди Кости и т.д.). Затем логопед просит каждого ребёнка ответить на вопрос «За кем ты стоишь?  (Перед кем, между кем, впереди кого, позади кого?)»
  35). Игра  «Исправь ошибки»  (закрепление предложно-падежных конструкций).
   Логопед: Жил человек рассеянный на улице Бассейной... Кто написал про этого рассеянного человека?
  Один такой рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Помогите ему правильно прочитать и правильно понять предложжения. Вот как он прочитал:
      «Дед в печи, дрова на печи». Исправьте его.
      «На столе сапожки, под столом лепёшки». А как надо сказать?
      «Овечки в речке, караси у печки».  А как правильно?
      «Под столом портрет, над столом табурет». Исправьте его.
   И т.д.
  36). Игра  «Юный архитектор».
     В процессе игры используется макет улицы с поворотами, а также картинки или бумажные макеты с изображениями различных объектов (высотный дом, маленький дом, школа, детский сад, магазин, грузовик, такси, автобус). Игра может быть проведена на магнитной  доске.
   Логопед: Сегодня мы поиграем в архитектора. Я буду главным архитектором, а вы - моими помощниками. Мы будем разрабатывать проект одной улицы. На ней будут высокие и низкие дома, школа, детский сад, детская площадка, сквер. По этой  улице пойдут автобусы, легковые автомашины, грузовики. На доске вы видите дорогу. Слева начало улицы, справа - ее конец. Итак, начнем планировать. Маленький дом мы разместим в начале улицы, справа от дороги. (Один из детей располагает его на макете.) А где бы вы хотели расположить высокий дом? Справа или слева от дороги, в начале или в конце улицы? (Слева от дороги, в конце улицы.)
  В наших домах живёт много детей. Что нужно для них? (Детский сад и школа). Построим школу слева и подальше от дороги в начале улицы, а между школой и высоким домом - детский сад. Дети любят гулять и играть. Нужно сделать для них детскую площадку: качели, горку. А где мы сделаем сквер? (Между дорогой и школой.)
  А что ещё можно разместить справа от дороги? (Кинотеатр, магазин.)
  Итак, что мы разместили слева от дороги? Справа от дороги? Что мы  построили  между  высоким домом  и школой? А  что находится между школой и дорогой?
  А теперь покажем движение по улице. Автобус идет направо от нас. (Один из детей размещает картинку или макет автобуса.)  Такси движемся налево о нас. А грузовик едет впереди автобуса.
   Итак, куда едет грузовик, автобус, такси?
  37). «Игра в неделю».  (закрепление предложно-падежных конструкций).
   В игре принимают участие семеро детей. Каждый из них получает «имя» одного из дней недели. Логопед предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели, затем задаст такие, например, вопросы: «Вторник, скажи, кто идёт за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?»
 Аналогичным образом проводится игра в части суток, во времена года, в месяцы.
  38). Игра  «Расположим красиво мебель в нашей комнате» (закреплениепредложно-падежных  конструкций по теме «Мебель»).  Используется игрушечная мебель. Игра может проводится в двух вариантах:
  1-й вариант.  Предлагается картинка, изображающая «комнату».  Логопед задаёт вопросы о расположении различных предметов (мебели) и просит детей использовать слова справа, слева, спереди, позади.
Затем на макете дети расставляют игрушечную мебель так же, как и на картинке. При этом дети комментируют свои действия: «Поставим стул слева от стола» и т.д.
 2-й вариант. Самостоятельное расположение мебели. После того, как дети расположили мебель в комнате, логопед задает вопросы типа: «Где находится шкаф по отношению к стулу?», «Где расположен торшер по отношению к шкафу?» и т.д.
  39). Игра «Что (или кто) где находится?»
   Детям предлагается ответить па вопросы по сюжетной картинке «Что (кто) где находится?» В ответах на вопросы дети используют  предлоги  в, на, над, по, под, между, около, перса и др.
 40). «Игра в поезд» (закрепление  предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов  в, на, под).
  На доске макет поезда.
Логопед: Пассажиры везут разные вещи в поезде. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом  в. Во втором вагоне - вещи, про которые можно придумать предложение со словом  на, а в третьем - со словом под.
   Логопед показывает картинки.
   Дети придумывают предложение и помешают картинку в один из вагонов. (На вагончиках можно сделать надписи из слов  в,  на, под).
   Например, картинка  «Мяч лежит под стулом» помещаемся в третий вагон, картинка «Цветы стоят в вазе» - в первый вагон. А картинка «Девочка сидит на стуле» во второй вагон.
  41).  Игра «Сделай правильно» (закрепление предложно-падежных конструкций).
   Логопед показывает схемы предлогов. Дети располагают предметы (мяч и ящик, карандаш и книга, пенал и ручка и др.) по отношению друг к другу в соответствии со схемой.
  42). Игра  «Машина едет по дороге» (закрепление предложно-падежных конструкций).
   Детям предлагается макет дороги, по которой поедет машина. С одной стороны дороги гараж, с другой стороны база или магазин. Вдоль дороги располагаются макеты разноцветных домиков, горки, сквера, мостика.
  Игра может проводиться в нескольких вариантах:
   1-й вариант. Логопед дает инструкцию (например: «Машина объехала вокруг красного дома»). Дети регулируют движение машины в соответствии с данной инструкцией.
   2-й вариант. Логопед устанавливает машину на макете. Дети определяют, где «едет» машина (машина выехала из гаража, машина подъехала к зеленому дому, машина переехала через мост, машина едет по дороге, машина отъезжает от красного дома, машина заезжает на гору, машина съезжаете горы, машина въезжает во двор магазина).
   3-й   вариант.   В   процессе   игры  дети   находят соответствующие схемы предлогов и размешают их на макете. В дальнейшем они воспроизводят рассказ движении машины только по схемам предлогов.
 43).  Игра  в лото (закрепление  и дифференциация   предлогов  в,  на,  под, над).
   У детей карточки лото и фишки с изображением схем предлогов.
 На карточках лото изображены два предмета: один на другом или под  другим предметом.
 Логопед называет пары предметов (например, мяч и стул). Дети находят картинку с этими  предметами  и закрывают их соответствующей  схемой  предлога,  называя расположение предметов с  использованием того или иного предлога (мяч под стулом).
 44).  Игра «Различай предлоги»
   На доске схемы предлогов  в, на, под, на, и их буквенные обозначения. У детей картинки с изображением двух предметов е различным пространственным расположением. Дети называют расположение предметов и помещают свои картинки под. определённой схемой предлога.
  45). Игра «Правильно подними картотеку»
  У  детей   карточки с изображением   различных  схем   предлогов. Логопед называет словосочетания с различными предлогами (в, на, под, над). Дети поднимают соответствующую карточку.
  46). Игра   «Скажи  наоборот» (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: в – из,  на – с,  к - от).  Логопед называет предложение и предлагает детям сказать наоборот.
        Мальчик положил мяч в ящик...
        Девочка налила воду в графин...
        Мама положила яблоки на стол...
        Брат поставил лампу на тумбочку...
        Машина подъехала к дом у...
        Дедушка подошел к забору...
  47). Составление рассказа по графической схеме.
      На доске выставляются различные схемы предлогов. Логопед предлагает детям, используя схемы, составить рассказ по какой-либо теме (например, «Как Вова гулял» или «Прогулка на велосипеде» или «Куда ездила машина»).
 48)  «Чьи эти вещи?»
(Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных).
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ Картинки с изображениями членов семьи: мамы, папы, детей (девочки и мальчика), бабушки и дедушки. Картинки с предметами быта: одежды, посуды, игрушек, учебных принадлежностей и др. (часть картинок может быть в 2-х экземплярах — очки, зонтик и др.).
49. «Что за зверь?»
(Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных. Вспомнить названия детенышей животных).50. "Поваренок"
(обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже).
Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи.
Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).51). "Чего  не стало?"
(образовании форм родительного надежа).
Оборудование: игрушки.
Ход. Взрослый выставляет на столе четыре игрушки. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3-4 раза.
52) «Лисьи прятки»
(употребление предлога за)
Оборудование: Игрушечные деревья, избушка, пенек, игрушечный лисенок.
Ход: Взрослый предлагает спрятать лисенка за дерево, за домик, за пень. Затем задает вопрос: "Куда ты спрятал лисенка?" аналогично можно поиграть с другими игрушечными зверями.
53). "Кто чем питается?"
(Закрепление правильного употреблении существительных в творительном падеже).
Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, лису и волка; картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса или настоящие продукты.
Ход: Картинки с изображение пищи животных или настоящие продукты раскладывают на столе. Взрослый показывает игрушечного животного и спрашивает, чем оно питается. В зависимости от уровня речевого развития ребенка показывает соответствующую картинку, отвечает одним словом (например:"Капустой") или предложением ("Заяц питается капустой").
54) «Угостим медведей чаем»
 (познакомить с уменьшительно-ласкательной формой слов, ввести в пассивный словарь прилагательные большая, средняя, маленькая)
Оборудование: три набора посуды разной величины, картинка из сказки «Три медведя».
Ход: Ребенок выбирает из набора посуды чашку, тарелку и ложку для медведя, медведицы и мишутки. Взрослый комментирует действия ребенка, употребляя прилагательные большая, средняя и самая маленькая. Мишуткину посуду необходимо называть ласково и побуждать к этому ребенка: чашка чашечка тарелка - тарелочка ложка ложечка. 
55). «Олины помощники»
(образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных).
Оборудование: кукла Оля.
Ход. Взрослый рассказывает ребенку, что к нему в гости пришла кукла Оля со своими помощниками. Отгадайте, как они называются и что они помогают Оле делать. Затем взрослый показывает, как кукла моргает. Спрашивает: «Что это у Оли? Это глаза, Олины помощники. Что они делают? (смотрят, моргают, открываются, закрываются, жмурятся). А как их назвать ласково?» (глазки). Аналогично рассматриваются ноги, уши, руки, зубы. После этого взрослый читает стихотворение Киргановой Е. Г. «Олины помощники», побуждая ребенка добавить слово в конце каждого четверостишия:
Оля весело бежит
К речке по дорожке,
А для этого нужныНашей Оле... (ножки).
Оля ягодки берет
По две, по три штучки.
А для этого нужныНашей Оле ...(ручки).
Оля ядрышки грызет,
Падают скорлупки,
А для этого нужныНашей Оле ...(зубки).
Оля смотрит на кота,
На картинки - сказки.
А для этого нужныНашей Оле...(глазки).
После чтении стихотворении взрослый спрашивает ребенка: -Кто твои помощники?
Что они умеют делать?»
56). «Помоги Незнайке» 
(активизация глагольной лексики по теме)
Оборудование: игрушечный Незнайка или картинка с его изображением.
Ход. Взрослый демонстрирует ребенку игрушку или картинку и просит помочь Незнайке, так как тот не знает, что умеют делать птицы. Ребенок сам или с помощью взрослого вспоминает слова - действия, которые могут выполнять птицы: ходить, летать, клевать, пить и т. д.
Дидактические игры в логопедической работе.
«Волшебные кубики»
Цель – закреплять умение определять место звука в слове, производить фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, зрительное восприятие. Материал – кубики, на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы. Ход игры. Ребенку предлагают собрать какое-нибудь слово, например слово «лом», из кубиков. Обращают его внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, название которого начинается со звука [л], затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук [о], затем звук [м]. «Чудо-дерево»
Цель – закреплять умение определять место звука в слове, совершенствовать навык звукового анализа, развивать фонематический слух, закреплять навык правильного звукопроизношения, развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие. Материал – дерево, на стволе и кроне которого кармашки, картинки знакомых детям предметов. Ход игры. В кармашек на стволе дерева вкладывается карточка с буквой, например буква [с]. Ребенку предлагается вставить в кармашки, расположенные на кроне дерева картинки, в названии которых есть звук [с] (в начале, середине, конце слова). 
«Пирамидка»
Цель – закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие. Материал – пирамидка, картинки знакомых детям предметов. Ход игры. Кольца пирамидки разделены на квадратики. Ребенку предлагается закрепить на нижнем кольце картинки, в названии которых 4-е слога, на следующем – 3-и слога, затем 2-а, и один слог. 
Артикуляционная гимнастика-сказка «У бабушки с дедушкой»
Жили были дедушка и бабушка. К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки), С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд). УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами) ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком). С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух), И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе). ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык). БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад). ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой), НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх). ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад). ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).
БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ: НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).
БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад) НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд). БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад) И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо). ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами), ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы), ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ. ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу), ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу).
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком), ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе). ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),
ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА, ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).И УШЛА.
Вот и закончился день, пора спать. Завтра опять будем гулять.
Игры для развития эмоционально-речевой сферы.
"Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности".“Собери лицо”
Дети собирают лицо человека из частей с разными эмоциональными состояниями.
“Шкатулка ласковых имен”
Дети придумывают ласковые имена своим товарищам. Придумывают ласковое имя для себя. Побеждает тот, кто больше придумает ласковых имен.
“Рассмеши царевну-Несмеяну”
Один ребенок – царевна-Несмеяна. Все остальные дети подходят по очереди и пытаются рассмешить ее, используя самые разнообразные приемы (кроме физических – щекотка). Выигрывает тот, кому удастся рассмешить царевну.
“Угадай настроение”
Назвать настроение каждого ребенка (зверюшки), изображенных на картинке и объяснить почему так думаешь.
“Какое у тебя настроение?”
Детям предлагается раскрасить клоуна так, чтобы было понятно какое у него настроение.
“Я начну, а ты продолжи”
Когда у меня хорошее настроения, я…
Когда у меня плохое настроение, я…
Хорошее настроение помогает мне…
“Где мы были не скажем, что делали покажем”, “Зеркало движений”
Детям предлагается без слов (жестами и мимикой) изобразить, где они побывали и что делали. Ситуации задает педагог. Один ребенок или подгруппа детей изображают действие, остальные отгадывают.
“Сказки наизнанку”
Кукольный или настольный театр по известной сказке. Педагог предлагает детям придумать вариант сказки, где характеры героев изменены (например, колобок злой, а лиса добрая), и показать с помощью настольного театра, что может произойти в такой сказке.
“Веселые стихи”
Ребенку предлагается рассказать стихотворение представив себе, что он: старик, клоун, малыш, мышь, медведь и т.п.
“Нравится – не нравится”
Ребенку предлагается сказать, что нравится (не нравится) маме, папе, другу, собаке, кошке, дереву и т.п.“Коврик эмоций”
На столе картонный коврик с яркими разноцветными квадратами. Все сорок квадратов пронумерованы. В некоторых размещены (аппликация) символы лиц с разными эмоциями. В игре может участвовать от 2 до 6 человек. Нужно как можно быстрее провести свою фишку по дорожкам. Фишки устанавливаются в начале на квадрате с цифрой “1”. Бросая по очереди кубик, участники продвигаются вперед на столько квадратов, сколько очков покажет кубик. Если фишка останавливается на “веселом символе” - ребенок получает дополнительный ход; на сердитом – пропускает ход; на грустном – начинает игру сначала; удивленном – продвигается по стрелке. Выигрывает тот, кто первым доведет свою фишку до конца.
“Магнитофон”
Детям предлагается произнести фразу в соответствии со схемой: громко, тихо, во весь голос, шепотом, медленно, быстро, по слогам…
“Назови похожее”
Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематичное изображение), а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.
 
Игры-имитации на мышечное расслабление и двигательное раскрепощение
Представь себе, что ты река: спокойная, широкая, ласковая, бурная (изобрази реку);ты – цветок, который не проснулся после ночи: изобрази пробуждение цветка;
изобрази походку мамы, друга, старика, солдата… узнай, кого изображают дети.
Психогимнастические упражнения (этюды)
“Цветок”
Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.
Движения: сесть на корточки, голову и руки опустить. Поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.
Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.
“Новая кукла”
Маше подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.
“Удивление”
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было…Из чемодана выпрыгнула собака.
“Сердитый дедушка”
К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, что Петя ушел за калитку. А если из леса придет волк, что будет с Петей?
“Баба Яга”
Баба Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть Аленушку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет – сбежала. Рассердилась Баба Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
“Золушка”
Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…
 
 
Игры способствующие развитию фантазии детей
 
“Оживление” предмета
Любая вещь наделяется человеческими чувствами, желаниями, манерой поведения. Например, ребенок или взрослый берет на себя роль холодильника. Что может хотеть холодильник? Чтобы в нем было как можно больше вкусных продуктов. Чего он может опасаться? Чтобы их у него не отобрали. Какая история могла с ним произойти? Однажды холодильник купил тысячу брикетов мороженого и пошел в парк, чтобы раздать их детям.
 
“Перевирание” сказки
Известные сказочные герои наделяются противоположными чертами характера.
Педагог говорит: “Злая волшебница заколдовала Золушку и ее сестер. Теперь Золушка злая, грубая, ленивая, а ее сестры — трудолюбивые добрые девочки”. (Выбирается Золушка и ее сестры.)
Педагог рекомендует детям продумать новый сюжет, а затем разыграть его.
Игра в “волшебника”
Взрослый предлагает ребенку стать волшебником: “Вот тебе волшебная палочка/ Ты можешь превращать людей и вещи во что пожелаешь! Только помни одно условие: не навреди никому!”
Правила для остальных участников игры: “Как только палочка коснется вас, вы превращаетесь в... Слушайте волшебника!”
 
“Салат” из сказок
Из нескольких сказок составляется новая. Например, Царевна-лягушка повстречала Мальчика с пальчик и просит помочь ей: придумать заклинание, чтобы победить злого волшебника. Другой вариант: злой волшебник требует от братьев, желающих спасти царевну, исполнения своих желаний и т.д.
Это может быть режиссерская игра, когда один ребенок разыгрывает все роли, или коллективная, в которой участвует несколько детей. В любом случае участие взрослого обязательно.
При недостатке атрибутов или артистов вводятся куклы, предметы-заместители. Рекомендуется иметь ценные, с точки зрения детей, атрибуты, например красивую корону для Царевны-лягушки или копье для Мальчика с пальчик, что поможет сделать роль более желанной.
При создании “салата” из сказок размывается, нарушается сюжет, но характеристики героев остаются прежними. В сказку можно вводить волшебные 'предметы: ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапку-невидимку.
Информация для воспитателя. В ходе преобразования знакомых сюжетов следует поощрять стремление ребенка к самовыражению. Это является основной целью, а гибкость сюжета и необычность сочетания героев разных сказок — цель подчиненная.
Следует иметь в виду, что при разыгрывании сюжетов младший дошкольник будет идти от игровых действий к изменению сюжета, а старший дошкольник сначала начнет обговаривать сюжет.
 
Прием “овеществления”
Живое наделяется свойствами неживого. Например, педагог говорит: “Человек — сосулька”. Надо показать действия этого человека, рассказать, где он живет, что ест, как ходит, чего опасается. (Дети-сосульки живут в холодильнике, питаются снегом и любят сахар. Больше всего они боятся тепла. Из своей квартиры — холодильника они выходят только зимой и осторожно, чтобы не разбиться, гуляют и т.д.)Игры-смешинки
Вариант 1
Придумываются и частично разыгрываются смешные истории. Например, воспитатель говорит: “Дети, сегодня к вам пришел вместо воспитателя медведь, слушайтесь его!”
Ребенку, исполняющему эту роль, даются указания: “Ты предлагаешь детям делать все наоборот: спать под кроватями, есть мячи вместо каши. Ты не знаешь, как надевается шапка, пальто и т.д.”.
Информация для воспитателя. Дошкольник предпочитает не представить, а увидеть смешное действие, поэтому следует поощрять детей к показу, как они “едят” мяч, ходят на четвереньках и т.д.
Вариант 2.
Дети придумывают правило, которое необходимо соблюдать на протяжении определенного времени. Например: “Сегодня до завтрака выполнять поручения воспитателя следует прыгая на одной ноге или держась с приятелем за руку и т.д.”.
Игры в заданном ключе
Детям предлагается ситуация, а они должны придумать и разыграть ее продолжение. Например, что могло бы произойти, если бы вы оказались в гостях у роботов или в стране, где все сделано из шоколада, или превратились бы в человека-невидимку и т.д.
 
Сказка-калька
Чтобы создать сказку-кальку, нужно использовать схему-сюжет популярной сказки и сочинить новую историю. Например, на основе сказки про Красную Шапочку придумывается следующая история: “В океане заболел китенок. Маленький мальчик узнал об этом и решил ему помочь: взял у мамы лекарство и отправился в путь. Злой волшебник, который хотел помешать выздоровлению китенка, явился к его маме и уговорил отдать сына ему на лечение. Но проплывающий мимо дельфин помешал злому волшебнику, а потом привез мальчика с лекарствами, и китенок был спасен”.
 
Игра по готовому сюжету
Заготавливается колода карт, на которых изображены действующие лица знакомой сказки или истории и их действия. Подбираются атрибуты, необходимые для передачи сюжета.
Воспитатель объясняет детям: “Каждый берет одну карту. На ней “изображена” ваша роль и действия в игре. Внимательно слушайте мои слова. Когда я назову вашего героя, выходите и делайте то, что обозначено на вашей карте”.
Начинаем игру: “Жили-были старик со старухой у самого синего моря.(Выходят трое детей, у которых на картах изображены старик, старуха и море.)
Однажды старик пошел ловить рыбу.
Вот он закинул невод. (Ребенок, играющий роль старика, делает соответствующие движения.) Внезапно море взволновалось.(Ребенок-“море" выполняет соответствующие движения) Старик вытащил из моря невод и увидел, что там бьется золотая рыбка. (В действие вступают дети, у которых на картах нарисованы невод и золотая рыбка. Ребенок, изображающий невод, захватывает “золотую рыбку", которая пытается освободиться, а “старик" тянет невод.)Не удержал старик рыбку, и уплыла она в синее море”. (Ребенок--“рыбка" показывает, что он освободился, и удаляется. “Синее море" радуется, а “старик" удивляется и огорчается.) 
ИгротехникаВ совместной игре ребенку необходимо понимать не только вербальный (словесный), но и невербальный (мимика, жесты, поза) язык общения и самому использовать их.
 
Игры без слов
“Маски”
Материал. Маски, изображающие разные эмоциональные состояния(грусть, радость, удивление, страдание, страх и др.)
Ход игры. Дети располагаются по кругу. Воспитатель показывает какую-либо маску и спрашивает: “Какое настроение передает эта маска?” (Ответы детей.) Затем надевает маску и предлагает детям мимикой изобразить данное состояние. Объясняет: “Если на мне грустная маска, то и вы сделайте свои лица грустными. Вот сколько зеркал! А теперь мы будем действовать без слов. Я надеваю маску и смотрю в “зеркала”. Молодцы! Теперь ты, Маша (Ваня), посмотрись в “зеркала”. (Маска передается по кругу, и дети по очереди передают соответствующее эмоциональное состояние.)
Затем воспитатель убирает маски и продолжает игру: “Вспомните злого Карабаса Барабаса! Какое у него выражение лица? Покажите. А у Колобка, который весело катится по дорожке? Вы превратились в Царевну Несмеяну (хитрого кота Базилио, в Буратино и т.д.)”.
Вариант игры.
Дети делятся на две группы. Участники первой договариваются,какого героя они будут показывать. Участники второй отгадывают. Воспитатель по очереди присоединяется к каждой группе. Затем группы меняются ролями.
Вопросы для беседы с детьми после игры.
Какая маска вам понравилась?
Какого героя вы хотите “сыграть” еще раз?
Какое выражение лица вам приятно видеть у своего друга, мамы, воспитателя? Покажите.
Как вы думаете, какое выражение вашего лица приятно для других людей? Покажите.
 
“Свет мой, зеркальце, скажи”
Дети распределяются на пары и становятся друг против друга. Воспитатель произносит предложение, которое они должны сопровождать определенноймимикой.
Таким образом, ребенок сам с помощью мимики изображает эмоциональное состояние и видит то же состояние на лице партнера.
Вариант игры. Игра называется “Разговор без слов”. Говорить нельзя, свои чувства можно выражать только мимикой. Перед вами “зеркало” — лицо вашего друга.
К вам пришел Карлсон. Обрадуйтесь: какая приятная встреча!
Карлсон вынужден уйти. Огорчитесь: как плохо, что мы расстаемся.
Вы обидели Карлсона! Попросите у него прощения.
Ваш друг внезапно исчез! Удивитесь: не может быть!
Вдруг вы услышали резкий звук. Испугайтесь!
Теперь успокойтесь: все будет хорошо!
Затем взрослый предлагает: “А теперь покажите: “рот до ушей”, “брови у переносицы”, “губы трубочкой”.
Вопросы для беседы после игры.
Когда вы радуетесь? Огорчаетесь? Удивляетесь? Пугаетесь? Когда вы делаете “рот до ушей”? Когда сдвигаете “брови у переносицы”?
 
“Немое кино”
Дети становятся в круг.
Педагог: Сейчас я превращусь в телевизор, но, к сожалению, у него нет звука. Я вам буду что-то показывать жестами и мимикой, а вы догадайтесь и ответьте мне так же. (Приветствует, прощается, приглашает, отталкивает, слушает, хвалит, ругает, сердится, боится; просит замолчать, показать, подойти, уйти, принести, унести, передать какой-либо предмет другому.)Затем роль ведущего по очереди выполняют дети.
Вариант 1.
Ребенок — водящий. Он сам придумывает себе роль (или роль предлагается ему взрослым) и показывает, например, как сердится (ругается, здоровается) Карабас Барабас. И т.д.
Вариант 2.
Играющие делятся на две группы. Педагог: Вы стоите по разным берегам широкой, бурной реки. (Обращается к детям одной группы.) Вы должны сообщить стоящим на другом берегу, что им нужно перебраться к вам.
(Обращается к детям другой группы.) На том берегу вас не слышат. Но вы видите.что к ним приближается злодей. Покажите им, что нужно спрятаться.
Вариант 3.
Педагог: Покажите одним жестом, что вы благодарите (пугаетесь, предупреждаете и т.д.)
Вопросы для беседы после игры.
Можно ли говорить без слов?
Можно ли понять друг друга без слов?
Одинаково ли прощаются (здороваются, благодарят, сердятся) злая и добрая феи (Баба Яга, Золушка и т.д.)?
 
“Именины”
Дети образуют круг. Выбирается “именинник”. Он встает в центр круга. Остальные дети — “дарители”. Именинник выбирает себе роль какого-нибудь известного сказочного героя (например, Золушки) и сообщает об этом дарителям. Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов “преподносит” его имениннику. Это могут быть как волшебные предметы (хрустальные башмачки, карета, корона, волшебная флейта, аленький цветочек), так и реальные (конфета, мяч, зеркало, воздушный шарик и т.п.). Именинник должен догадаться,что ему подарили,и поблагодарить.
Затем выбирается новый “именинник”.
Вариант 1.
Именинник выбирает себе роль какого-нибудь сказочного персонажа и жестами, мимикой сообщает об этом дарителям.
Педагог: У нас сегодня именинник — неизвестный сказочный герой. Отгадайте,кто это. Какие подарки ему можно подарить?
Вопросы для беседы после игры.
Вопрос “имениннику”: какие подарки больше всего понравились?
Вопросы “дарителям”: кому из именинников вам больше всего хотелось преподнести подарок? Почему?
Захочет ли Золушка получить подарки, которые вы подарили Бармалею?
 
Вариант 2.
Выбирается “именинник”. Остальные дети дарят ему воображаемые подарки с учетом его интересов и желаний. Педагог может посоветовать, кроме обычных подарков (автомобиль, игрушечный самолет и т.д.), подарить аккуратность, дружбу, хорошее настроение и т.д.
Вопрос для беседы после игры.
Знаете ли вы, о каком подарке мечтает ваш друг?
 
“Фигуры”
Дети распределяются на две команды. Одна команда демонстрирует характерные позы какого-нибудь сказочного персонажа, вторая угадывает, кто перед ними. Затем команды меняются ролями.
В игре сначала используются сказочные образы, например Карабаса Барабаса, Золушки Снежной Королевы и т.д. Затем задача усложняется: ведущий просит изобразить человека плачущего, (просящего, грустного, веселого). Фигуры “выставляются” в музее, а “посетители” отгадывают, какая фигура что обозначает. Если ответ правильный, фигура оживает.
 
“Фотография на память”
Материал. Сюжетные картинки или фотографии с изображением нескольких персонажей (людей, зверей) на различном фоне; настоящий или игрушечный фотоаппарат.
Ход игры. Дети рассматривают, например, репродукцию картины И. Шишкина “Утро в сосновом лесу”. Затем распределяются на две группы, каждая из которых создает свою “скульптурную композицию” по картине. Фотографируются на память.
Можно изображать любые сценки, подобрав соответствующую картинку.
 
“Надувной Буратино”
В этой игре дети учатся управлять своим телом, чередовать напряжение и расслабление. Игра может использоваться как разминка или упражнение для снятия напряжения.
Педагог: Я буду папой Карло, а вы буратинами, которые сделаны не из дерева, а из резины. Сначала я вас надую с помощью насоса (имитирует действия и звук насоса), а потом выпущу воздух.
Действия детей: надувают щеки, раскидывают руки, расставляют ноги, затем медленно опускают руки, голову, садятся на корточки.
 
 
 
 
“Давайте познакомимся”
Дети встают в круг, по очереди передают какой либо предмет стоящему справа соседу и громко произносят его имя.
“Здравствуй — прощай”
Предварительная работа. Педагог разучивает с детьми варианты приветствий и прощаний.
Варианты приветствий: здравствуй, привет, приветствую вас, рад тебя видеть, добрый день, доброе утро, добрый вечер и т.д.Варианты ответов на приветствия: прекрасно, все в порядке, хорошо, ничего, нормально, как всегда, неважно, так себе.Варианты прощаний: до свидания, прощай, всего доброго, всего хорошего, счастливо, всего, пока, до встречи, в добрый час, счастливого пути.Игроки становятся в круг, в центре которого — водящий. Он бросает кому-то из детей мяч и говорит слова приветствия или прощания. Ребенок, возвращая мяч, произносит ответные фразы. Игра повторяется несколько раз. Затем выбирается новый водящий.
Вариант игры.
Педагог одному из игроков предлагает выбрать роль какого-либо сказочного персонажа. Остальные участники игры должны приветствовать и прощаться с ним в зависимости от особенностей выбранной роли (Айболит, Петрушка. Карлсон. Мальчик с пальчик, Баба Яга и т.д.) 
Вопросы для беседы после игры.
Какие слова чаще говорят при встрече? При прощании?
Одинаково ли надо приветствовать Карабаса Барабаса и Буратино?
 
“Услышь меня”
Дети образуют два круга: большой и малый (внутри большого).
Задание игрокам, стоящим в малом круге: “Тихо-тихо полаять как собачка (помяукать как кошечка,покукарекать как петушок и т.д.)”. Дети,стоящие в большом круге, должны отгадать, какое животное так “говорит”.
 
“Звуковая волна” Дети встают друг за другом и изображают поезд. Стульями обозначается вокзал.
Педагог: мы едем на поезде. Как стучат колеса? (Дети подражают стуку колес.) На станции сидит наш друг Зайчишка и ждет этот поезд. Когда поезд далеко от станции, стук колес еле слышен. А когда близко — звук очень громкий. Пора отправляться в путь! (В соответствии со словами педагога голоса детей звучат то тихо, то громко.)
Для регуляции звука можно использовать жесты. Исходное положение -ладони вместе. Если они медленно расходятся, звук нарастает, если приближаются друг к другу, звук становится тише.
 
“Два зеркала”
Для игры выбираются: Королева (Король), два зеркала, Невидимый король (Невидимая королева).
Игроки располагаются следующим образом: перед Королевой стоят два ребенка, изображающие зеркала. За Королевой стоит Невидимый король. Остальные участники игры выстраиваются за его спиной.
Педагог объясняет Королеве: “Сейчас ты попробуешь отгадать, кто из детей Невидимый король. Он стоит у тебя за спиной. Но тебе нельзя оглядываться! Смотри на зеркала! Одно зеркало ничего не говорит, но с помощью мимики и жестов изображает человека, которого нужно отгадать. Другое зеркало говорящее: оно дает описание этого человека, но не называет его имени. Как только Королева отгадает, кто стоит за ее спиной, Невидимым королем становится следующий ребенок, и игра продолжается”.
Аналогично проводится игра, если перед зеркалом стоит Король, а за его спиной — Невидимая королева.
Вопросы для беседы после игры.
Какое зеркало вам больше помогло отгадать Невидимого короля (Невидимую королеву)? Почему?
 
“Детектив”
Дети располагаются по кругу; в центре находится водящий (“детектив”).
Каждый из участников выбирает роль какого-либо сказочного персонажа, “детектив” пытается отгадать выбранную роль, задавая наводящие вопросы: что герой любит? Чего он боится? Как он одет? Какие случаи с ним происходили? И т.д.
Участники игры не должны подсказывать водящему.
 
“Игра с воображаемым предметом”
Дети встают в круг. Водящий по очереди вызывает каждого и предлагает выполнить какие-либо действия с воображаемыми предметами. Например, говорит: “Представь, что у тебя в руках мяч. Подбрось его и поймай”.
Варианты заданий.
У тебя в руках расческа. Причешись. Положи ее на стол.
Ты держишь сумочку. Открой ее. Достань из нее кошелек. Положи его в сумочку и закрой ее.
Представь, что у тебя в руках веер. Разверни его. Помаши им около своего лица. Сверни веер.
На столе стоит стакан лимонада. Выпей его маленькими глотками и поставь стакан на стол.
Игру можно усложнить, если те же действия будет выполнять какой-либо сказочный персонаж (лиса Алиса, кот Базилио, Баба Яга, Царевна-Несмеяна). Например, водящий говорит: “Представь, что ты принцесса Златовласка. Покажи, как ты расчесываешь свои волосы? А теперь ты Баба Яга. Как ты будешь расчесывать свои волосы?” И т.д.
 
 
Двигательные игры для разрядки и разминки
 
“Зайчик”
педагог: представьте, что вы зайчики. Светит солнышко, зеленеет трава на полянке. Зайчики вышли погулять. (Дети садятся на корточки и прыгают.)Какие у зайчиков ушки? (Дети поднимают руки и прижимают их к голове.)
“Походка”
Педагог объясняет правило игры: показать, как ходит названный им сказочный персонаж или животное (например, Буратино, Снежная Королева, Красная Шапочка, Кащей Бессмертный, Незнайка, утка, индюк, цыпленок, медведь и т.д.) 
“Цапля”
Дети снимают обувь и образуют круг.
Педагог: представьте, что вы цапли и живете на болоте. Чтобы отдохнуть и поспать, цапля, стоя на одной ноге, другую сгибает и поднимает(показывает). Вы тоже решили отдохнуть: поднимите одну ногу, а другую согните в колене, руки на поясе. Закройте глаза и замрите.
Упражнение повторяется несколько раз с переменой ног.
 
“Аист” Педагог: представьте, что вы аисты. У аиста длинный клюв и длинные ноги. (Изображает аиста: ноги вместе,руки подняты вверх.) Он ходит по болоту и ищет лягушек. (Полный наклон вперед, руками коснуться пола и произвести хватательные движения.) Ищет, ищет — нашел и съел. (Упереться ладонями в пол и застыть в этом положении.) Съел и дальше пошел. (Движения повторяются. ) 
“Ласточка”
Педагог показывает образец движения: встать прямо, наклониться вперед и, удерживая туловище в горизонтальном положении, отвести руки и левую ногу назад. Дети повторяют.