Конспект урока по русской грамоте в 1 классе : Слово делится на слоги. Перенос слова

"Перенос слов". Урок в 1-м классе
Цель:
Ознакомить учащихся с правилами переноса слов, учить проводить исследование;
Развивать умения видеть «опасные места» в словах и правильно писать слова с изученными орфограммами;
Закрепить орфоэпические и каллиграфические навыки;
Воспитывать чувство взаимопомощи, любви к родному языку, природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё на месте, всё в порядке Книги, ручки и тетрадки?
II. Чистописание.
Я тетрадочку возьму И как надо положу Я, друзья, от Вас не скрою: Ручку я вот так держу! Сяду ровно не согнусь, За работу я возьмусь!
1. Работа в тетрадях.
-Рассмотрите рисунок в тетр.
-Куда спешит улитка? Кто её там ждёт?
-Какие буквы живут в этом домике? (ъ, ь, ы)
-Сегодня мы с вами поможем улитке добраться до домика. Расчистить дорожку мы сможем, выполняя различные задания.
-Нарисуем улитку на строчке.
(Показ на доске: сначала е- образные рожки, затем туловище и «домик»)
(Показ улитки на компьютере)
-Осенью, особенно в сырую погоду, на огородах и в лесу можно найти множество улиток-слизней. Называются они так, потому что часто оставляют свои следы в виде тонкой плёнки – застывшей слизи. Глаза улитки могут отличать только свет от тьмы. Свою пищу, улитки находят по запаху. Запахи они могут улавливать за 1-2 метра. Носа у улиток нет, но у них есть рожки – щупальца, их даже две пары. Нижней парой они ощупывают поверхность во время движения. Верхняя пара рожек – зрение и обоняние. Это и есть главные органы чувств улиток.
- Подчеркните самую красивую улитку, которую вы написали
2. Роль твёрдого и мягкого знаков.
-Какие буквы написаны на следующей строчке? (ь, ъ, ы)
-Обратите внимание на одинаковые элементы написания этих букв, на соединения с этими буквами.
(Ученики проговаривают написания букв и прописывают по образцу).
Он очень вежлив Мягкий знак, Не любит споров он и драк. Он в слове мать и в слове дочь, И тихом лунном слове ночь. Чтоб никого не огорчить, Он всё старается смягчить.
А Твёрдый знак отличается молчаливостью и твёрдостью. Там где он появляется, слышится чёткость.
3. Прочитайте слова и скажите, какую роль выполняют Буквы Ъ и Ь?
Моль; платье; съел; объявил; рыбы.(б.=зв.)
-Назовите односложные, двусложные, трёхсложные слова?
- В каких словах звуков и букв поровну?
- Запишите слова, подчеркните ь и ъ знаки
III. Словарная работа .
-Итак, улитка добралась до яблоневого сада, но пройти через него можно, если соберём урожай.
-Перед вами необычная яблоня, а волшебная. На ней выросли не только обыкновенные яблоки, но и волшебные с буквами.
Сорвать эти яблоки сможет только тот, кто подберёт для каждого из них подходящее слово.
На доске:

Ученики подбирают для каждого слова яблоко, снимают их и прикрепляют на месте пропусков.
-Напишите слова, поставьте ударение, подчеркните буквы, сорванные с яблони.
-Какое слово лишнее?
IV. Постановка проблемного вопроса.
Сообщение темы.
Я сейчас расскажу,
Как слова переношу:
Зима – зи – ма,
Пожар – по – жар,
Коза – ко – за,
Комар – ко – мар.
Здесь порядок очень строгий,
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам.
- А теперь попробуйте сами разделить слова для переноса: лиса
петушок
трава
парта
цветок
- Как вы считаете, этих знаний достаточно, чтобы правильно переносить слова?
- Над какой темой, мы будем сегодня работать?
IV. Постановка учебной задачи.
В русском языке много разных “тайн”, в том числе и о случаях переноса. Поэтому эпиграфом нашего урока я предлагаю взять слова: “Всё тайное становится явным”.
- Как вы понимаете смысл этого выражения?
Сегодня на уроке наша задача – раскрыть “тайны” случаев переноса слов с одной строки на другую. Я ставлю четыре знака вопроса.
Доска:
-Как вы думаете, а существуют ли правила переноса слов? Что бы вы предложили?
-Итак, ваша задача определить правила переноса слов.
V. Ознакомление с новым материалом.
1. Работа в группах.
Каждая группа получает карточку с одним из случаев переноса слов.
Задача: сформулировать и озвучить правила переноса слов.
I группа
IIгруппа
III группа
IVгруппа
V группа

Ре-бя-та;
Пас-тух;
Сол-ныш-ко.
Вывод: Слова переносятся по слогам.
Май-ка;
Зай-ка;
Вой-на.
Вывод: буква Й остаётся в предыдущем слоге.
Боль-шой;
Буль-он;
Отъ-езд.
Вывод: Ъ и Ь знаки не переносятся на следующую строку.
Кас-са;
Ван-на;
Мас-са.
Вывод: две одинаковые буквы в слове разделяются переносом.
Ася-яма;
Ава-рия;
Яго-да.
Вывод: нельзя оставлять на строчке или переносить одну букву.

-Улитке осталось перебраться через луг, поможем ей.
2. Работа на доске под руководством учителя.
- Запишите предложение:
Бродит стадо по лугам.
- Разделите слова на слоги.
3. Заучивание правила.
Здесь порядок очень строгий. Делим все слова на слоги, Переносим по слогам: Бро-дит ста-до по лу-гам.
4. Чтение правила в учебнике. (уз.с. 21)
1. Послушайте стихотворение А. Шибаева “Как я перенёс слова”.
Едва
Укол
Опять

я перенёс
я перенёс
я перенёс

е – два
у - кол
о - пять

и получил
и получил
теперь наверно,

за это “2”.
За это “1”.
будет “5”.

- Как вы думаете мальчик прав? Почему?
* Запишите это слово в тетради, разделите его на слоги
- Можно ли это слово разделить для переноса? Почему?
- Какой сделаем вывод?

Вот раскрыли одну “тайну” переноса слов
- В чём она заключается?
* Приведи свои примеры.
VI. Физминутка.
Учитель называет слова. Если слово можно перенести, поднимайте руки вверх, если нельзя перенести, то приседайте.
Лось, бусы, яма, сани, малина, Аня, весна.
У нас остались ещё три “тайных” вопроса, на которые нужно ответить. На один из этих вопросов нам поможет ответить Буратино.
Буратино. Здравствуйте, ребята! Вчера Мальвина дала мне домашнее задание: разделить слова для переноса, что может быть проще. Я сделал так:
маль - чик
кон - ьки
силь - ный
пал – ьто
- Как вы думаете в каких словах Буратино допустил ошибки при переносе?
- Какой вывод сделаем?
* Запишем слова, которые Буратино перенёс неверно, и правильно разделим их для переноса.
(На доске: ? конь - ки)
- Как нужно переносить слова с Ь ?
* Приведите свои примеры.
- Какое слово, написанное Буратино “лишнее”? Почему?
Ещё одну “тайну” нам помогут раскрыть Знайка и Незнайка.
Сценка.
Знайка. Отвечай – ка мне Незнайка,
Как со строки на строку
Их перенести могу?
(Незнайка мелом на доске разделяет слова для переноса: за - йка, ча – йка, ле – йка,
ма – йка)
Знайка. Эх, не зря же ты Не – знайка!
Переносится: только
зай – ка
чай – ка
лей – ка
май – ка.
Не позорь себя Не – знай – ка.
А запомни: чай – ка, зай – ка.
- Ребята, вы поняли, как нужно переносить слова с буквой Й в середине слова?
(На доске ? зай – ка)
* Запиши два слова и правильно раздели их для переноса.
* Приведи свои примеры.
У нас осталась последняя тайна. Посмотрите на доску, прочитайте слова. Что в них общего?
- Как эти слова можно разделить для переноса?
Доска. Ванна Касса Аллея Жужжать
- Какое слово “лишнее”?
- Запишите слова в тетрадь разделив его для переноса.
- Какой вывод сделаем?
VII. Первичное закрепление.
Выполнение упражнения Уз. С (по заданию).
VI. Закрепление пройденного.
1. Упражнение в делении слов для переноса.
Выполняется на доске и в тетрадях с объяснением:
Огонь, подъ-ём, конь-ки, змея, лей-ка, мас-са.
- Разделите эти слова для переноса.
VII. Итог урока.
- Ну, вот и добралась улитка до домика, молодцы вы хорошо потрудились.
Примечание: на каждом этапе, после выполнения задания улитка перемещается по дорожке в сторону домика.
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
- Какие “тайны” переноса слов мы раскрыли?
* Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.
Если вы считаете, что усвоили тему на “отлично”, покажите улыбающегося человечка.
Если где – то в чём – то не уверены, то покажите задумчивого человечка.
Дома расскажите, о чём узнали на уроке.








1. Работа в группах.
Задача: сформулировать и озвучить правила переноса слов.
I группа
IIгруппа
III группа
IVгруппа
V группа

Ре-бя-та;
Пас-тух;
Сол-ныш-ко.
Вывод: Слова переносятся по слогам.
Май-ка;
Зай-ка;
Вой-на.
Вывод: буква Й остаётся в предыдущем слоге.
Боль-шой;
Буль-он;
Отъ-езд.
Вывод: Ъ и Ь знаки не переносятся на следующую строку.
Кас-са;
Ван-на;
Мас-са.
Вывод: две одинаковые буквы в слове разделяются переносом.
Ася-яма;
Ава-рия;
Яго-да.
Вывод: нельзя оставлять на строчке или переносить одну букву.


1. Работа в группах.
Задача: сформулировать и озвучить правила переноса слов.
I группа
IIгруппа
III группа
IVгруппа
V группа

Ре-бя-та;
Пас-тух;
Сол-ныш-ко.
Вывод: Слова переносятся по слогам.
Май-ка;
Зай-ка;
Вой-на.
Вывод: буква Й остаётся в предыдущем слоге.
Боль-шой;
Буль-он;
Отъ-езд.
Вывод: Ъ и Ь знаки не переносятся на следующую строку.
Кас-са;
Ван-на;
Мас-са.
Вывод: две одинаковые буквы в слове разделяются переносом.
Ася-яма;
Ава-рия;
Яго-да.
Вывод: нельзя оставлять на строчке или переносить одну букву.





Рисунок 2Рисунок 5ђ Заголовок 115