Разработка урока по математике «Как единица на доли делится»


Урок по математике
Наименование УО: МБОУ Кулешовская СОШ №17 Азовского района
Учитель: Головань Ольга Георгиевна
Предмет: Математика
Класс: 5
Профиль: общеобразовательный
Учебное пособие:
Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Г.В. Дорофеев [и др.]; под ред. Г.В. Дорофеев [и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 303 с.
25 января 2017г.
Тема урока: «Как единица на доли делится»
Цель: создать содержательную основу для введения понятия дроби, сформулировать умение нахождения одной доли от целого.
Ход урока
I Организационный момент.
II Устная работа.
Найдите частное чисел.
80 : 5; 76 : 4; 87 : 3; 54 : 3; 72 : 4; 98 : 2; 95 : 5; 64 : 4.IIIАктуализация знаний.
1.В равенстве 48 : 12 = 4 число 12- делитель 48. Назовите еще несколько делителей 48. Является ли делителем 48 число 5? Можно ли 48 разделить с остатком на 5?
2. Выполните деление с остатком: 17: 5; 27 : 4; 16 : 3; 41 : 8; 52 : 10; 32 : 7.
3. Как вы думаете, можно ли 1 : 2 или 1 : 5?
IV Изучение нового материала.
1.Людям часто приходится делить целое на части. Например, яблоко разделить поровну между двумя детьми, пирог разделить на 6 равных кусков. Равные части целого - доли. Самая известная доля - это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилометра, полбулки.
1. Назовите еще несколько слов с этой приставкой.
2. Что надо сделать с целым, чтобы получить половину (полпирога, полметра, полгруши и т. д.)?
Но есть и другие употребительные доли. Например, треть, четверть, десятая, сотая.
3. Когда образуются доли? (Когда один предмет или единица измерения делится на равные части.) Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили целое.
4.Решение упражнения № 603.
2. Для записи любой доли используют горизонтальную черту. Ее называют дробной чертой. Над чертой ставится единица, а под ней пишется число равных частей, на которые делится целое.
Решение упражнения № 604.
V Формирование умений и навыков.
1.Чтение и запись долей.
1.Прочитайтедоли:
2.Запишите доли: одна семнадцатая, одна шестая, одна десятая, одна четвертая, одна вторая, одна сотая.
2.Сравнение долей.
1.Расположите записанные доли в порядке возрастания.
2.Что значит в порядке возрастания?
3.Какая долясамаябольшая? Какая самаямаленькая?
4.Яблоко разрезалина 2 части или яблокоразрезалина 100 частей. В каком случае доля больше?
Вывод о сравнении долей: из двух долей больше та, у которой знаменатель меньше, и меньше та, у которой знаменатель больше.
3.Нахождение доли величины.
Решение упражнений. № 608 (устно), 606 (письменно). Запись: м = 50 см и т. д.
4.Решение задач на нахождение доли от целого.
1.На соревнованиях команда школы, составленная из учеников 5-11 классов, должна преодолеть дистанцию в 1 км. Половину дистанции пройдет на лыжах одиннадцатиклассник, четверть пробежит на коньках десятиклассница, восьмую часть проедет на роликовой доске девятиклассник. Задача восьмиклассника провести мяч на пути, а семиклассница пропрыгает пути со скакалкой. Шестиклассник пробежитдистанции в мешке, и на долю пятиклассника останется проползти всего пути. Сколько метров нужно преодолеть каждому?
2. Решение упражнения № 605.
VIИтоги урока.
1.Что такое доля?
2.Зачем нужны доли?
3.Как называется сотая доля метра?
4.Как называется тысячная доля тонны?
5.Как называется шестидесятая доля часа?
VIIДомашнее задание. п. 8.1, № 607, 609, 611.