Направления работы учителя-логопеда с дошкольниками с ОНР по формированию правильного звукопроизношения


Направления работы учителя-логопеда с дошкольниками с ОНР
по формированию правильного звукопроизношения
Работа по формированию правильного произношения проводится в четыре этапа:
Подготовительный.
Постановка звука.
Автоматизация звука.
Дифференциация смешиваемых звуков.
Новый навык конечно же вырабатывается у ребенка не сразу. Эта работа занимает много времени учителя-логопеда, воспитателей и родителей (заинтересованных в развитии своего ребенка). На каждом этапе параллельно с отработкой нового материала, идет повторение и закрепление ранее пройденного. Дополнительно логопед включает в занятие игры на развитие психических процессов.
I этап
Подготовительный этап
Цель - подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. Это важный этап, его пропустить в своей работе нельзя, так как идет активная подготовка к постановке звуков - база или звуковая платформа. При этом работа ведется сразу в нескольких направлениях:
Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата.
Формирование направленной воздушной струи.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие фонематического слуха.
Отработка опорных звуков.
Для формирования точных движений органов артикуляционного аппарата логопед использует артикуляционную гимнастику. Специальные упражнения этой гимнастики позволяют тренировать подвижность и переключаемость органов речи, отрабатывать определенные положения губ, языка. Эти упражнения имеют как широкую направленность и могут использоваться для тренировки правильного произношения всех звуков, так и узкую - для определенного звука. Залогом успеха здесь является правильный подбор упражнений, качество и многократность их выполнения. При подборе упражнений необходимо учитывать как правильную артикуляцию звука так и то, что именно нарушено в произношении данного звука у дошкольника.При выполнении любого упражнения нужно следить, чтобы все движения выполнялись последовательно, с паузами перед каждым движением. Это необходимо для того, чтобы ребенку можно было ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, затем зеркало завешивается и функцию контроля на себя берут собственные кинестетические ощущения ребенка.Все упражнения учитель-логопед должен выполнять вместе с малышом перед зеркалом. При этом учитель-логопед сам должен уметь правильно и четко делать упражнения без зрительного контроля.Если какое-то упражнение не получается выполнить по подражанию, необходимо использовать механическую помощь (шпатель, ручку чайной ложки, ножку зубной щетки, чисто вымытый палец ребенка и др. предметы-заместители - главное чтобы они были безопасными). Если ребенок не ощущает, где должен находиться язык, взрослый концом шпателя проводит по этому месту во рту у ребенка. Например по бугоркам (альвеолам) за верхними резцами.Формирование направленной воздушной струиРабота над выработкой направленной воздушной струи проводится параллельно с артикуляционной гимнастикой. Упражнения проводятся на разнообразном материале, чтобы у ребенка не пропал интерес к занятиям. Можно использовать ИКТ-технологии.Развитие мелкой моторики рукУ ребенка с общим недоразвитием речи недостаточно развита мелкая моторика. Поэтому необходимо использовать помимо собственно упражнений для рук и пальчиков, упражнения на координацию движения и на развитие музыкально-ритмических движения на занятиях физкультуры и на музыкальных занятиях.Развитие фонематического слухаНа данном этапе необходимо работать над воспитанием у ребенка умения улавливать разницу между правильными и искаженными звуками. У ребенка-логопата должна быть возможность сравнить и осознать разницу между правильным звучанием звуков и собственным дефектным произношением. Это позволит направить слуховое внимание ребенка на нарушенные звуки, будет способствовать выработке стимула для преодоления нарушения.Если имеет место замена одного звука другим, необходимо провести дифференциацию на слух нужного звука и звука его заменяющего.Отработка опорных звуковДля того, чтобы правильно произносить тот или иной звук необходимо выработать новые навыки и затормозить неправильно сформированные ранее. С этой целью проводится работа по отработке опорных звуков. Опорными называют звуки, сходные с нарушенными по месту и способу образования, но произносимые ребенком правильно. Так, например, для звука "С" опорными будут являться звуки "И", "Ф", для "Ш" - "Т", "С", для "Л" - "Т", "Ы".Отработка опорных звуков включает в себя уточнение артикуляции звука и его правильного произношения в изолированном виде, в слогах, словах, предложениях.Работа над опорными звуками помогает выработке хорошей дикции, приучает выделять опорный звук в слогах, словах, фразах, что развивает фонематический слух и способствует более быстрой и успешной постановке и автоматизации нарушенного звука.К этапу постановки звука можно переходить, когда ребенок научится легко, быстро и правильно выполнять основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, четко различать правильное звучание от искаженного.
II этап
Постановка звука
Цель - добиться правильного произношения изолированного звука. Различают три основных способа постановки звука:
По подражанию. При этом способе постановки внимание фиксируют на движениях, положениях органов речи (зрительный контроль) и звучании данного звука (слуховой контроль). Это создает базу для осознанного воспроизведения нужного звука. Дополнительно можно использовать тактильно-вибрационные ощущения.
Постановка звука с механической помощью. В случае, когда недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля, т.е. первый способ постановки оказался не эффективен, необходимо помочь органам артикуляционного аппарата принять соответствующее положение или выполнить нужное движение. Для этого используются различные постановочные зонды или другие предметы заместители.
Смешанный способ. Используются все возможные способы для достижения конечной цели - постановки правильного произношения изолированного звука.
К этапу автоматизации звука переходят тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки и поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук.
III этап
Автоматизация звука
Цель - добиться правильного произношения звука во фразовой речи.Для этого необходимо постепенно и последовательно вводить поставленный звук в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.При автоматизации звука в слогах необходимо соединить закрепляемый согласный с гласными а, о, у, ы сначала в прямые слоги: ла, ло, лу, лы, затем в обратные: ал, ол, ул, ыл, затем в слоги, в которых звук находится между гласными: ала, оло, улу, ылы, и только после этого в слоги со стечением согласных (необходимо проследить, чтобы выбранные согласные звуки произносились верно): кла, кло, клу, клы.Автоматизация звука в словах требует длительной и систематической тренировки. Принцип подбора речевого материала соответствует принципу подбора слогов. Иными словами, необходимо отбирать слова, в которые входят отработанные слоги в той же последовательности (прямые, обратные, между гласными, со стечением согласных).Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в аналогичной последовательности. Желательно, чтобы в каждом слове, входящем в предложение, был автоматизируемый звук и отсутствовали неправильно произносимые звуки.Автоматизация звука в потешках, чистоговорках, стихотворениях позволяет ввести правильное произношение звука в собственную речь. Иногда, правда, этого оказывается недостаточно и необходимо проводить дальнейшую автоматизацию на материале различных рассказов, насыщенных словами с нужным звуком.
IV этап
Дифференциация звуков
Цель - учить различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.Дифференциацию звуков проводят всегда на следующем речевом материале:
Слоги.
Слова.
Предложения.
Потешки, чистоговорки, скороговорки.
Стихотворения, рассказы.
Самостоятельная речь.
В работе над дифференциацией звуков обязательно нужно использовать зрительный контроль. Для этого необходимо использовать зеркало, с помощью которого можно наблюдать разницу в артикуляции звуков. Для осуществления слухового контроля за произношением, необходима тишина в помещении, где проводятся занятия.
Список литературы:
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.А. Основы логопедии. - М., 1989.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М., 1987.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
Большакова С.Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
Логопедия / Под ред. Волковой Л.С.М.: 2004
Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Волковой Л.С. кн. 5. – М.: 2003.
Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов н/Д., 2001.
 Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников: (Дети с ОНР). Пособие для логопедов. М.: 1981.
 Ефименкова Л.И. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. Для логопедов. – М.: 1991.