Формирование грамматически правильной речи на письме по средствам звукового анализа

Формирование грамматически правильной речи на письме по средствам звукового анализа
Монахова О.С., учитель логопедии
КОУ ОО «Орловская общеобразовательная
школа для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»

Повышение эффективности и качества обучения учащихся начальных классов предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранении имеющихся у них недостатков устной и письменной речи.
В понятие «письменная речь» входят чтение и письмо. Чтение и письмо тесно связаны друг с другом; в процессе письма, пишущий, прочитывает написанные им и тем контролирует свое письмо; читающий, читает ранее написанное им или другим лицом.
Устная речь формируется первой в процессе практического общения со взрослыми, главным образом на основе подражания речи окружающих.
Письменная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности, которой обучают.
В процессе овладения письменной речью принимают участие слухоречевой, речедвигательный и зрительный анализаторы. Во время письма присоединяются еще тонкие движения пишущей руки. У ребенка, начинающего писать, на первом плане стоят следующие процессы:
звуковой анализ слова;
написание каждой отдельной буквы;
сохранение нужного порядка написания букв.
При этом пишущий опирается на проговаривание (громко, шепотом) и пишет.
К началу обучения у ребенка должно быть правильное звукопроизношение, хорошо развитые слуховое внимание и мелкая моторика.
Частичные нарушения чтения и письма – дислексия и дисграфия, в своей основе чаще всего имеют недоразвитие устной речи, в частности неполноценности фонематического слуха и недостатки произношения, препятствующие овладению фонематическим составом слова.
Письменная речь школьника-дисграфика отличается большим количеством специфических ошибок. К ним в первую очередь относятся характерные замены букв, напоминающие собой «косноязычие в письме»; легко смениваемыми оказываются: шипящие и свистящие (с, з, ц, ш, ж, щ, ч), звонкие и глухие (б, п, д, т, к, г, в, ф).
Довольно значительную группу ошибок составляют замены гласных, замены мягких согласных твердыми и т.д.
Трудностями в звуковом анализе можно объяснить также ошибки, вызывающие нарушения структуры слова (пропуски, перестановки букв, раздельное написание частей слова, совместное написание двух слов и т.д.).
Наиболее многочисленными из названных ошибок являются пропуски букв. Они могут так изменить слово, что оно станет совсем непонятным (страна – сана) или приобретет новое значение (краска – каска). Еще более неузнаваемыми становятся слова в результате перестановки в слове букв и раздельного написания частей слова (рот – рто, стало – ста ло).
Ошибки графического характера тоже многочисленны. Это замены букв по графическому сходству (и–ш, п–т, м–л) и по расположению в пространстве (б–д, т–ш, е–э).
В чтении характерны следующие ошибки: неправильное прочтение букв (замены, смешения), недочитывание слов, пропуски слов, недостаточное или даже искаженное понимание читаемого.
Дети с нарушение письма и чтения нуждаются в коррекционной работе.
В наиболее легких случаях, когда произношение не нарушено и на письме отмечается замена 1-2 пар букв, или небольшое количество пропусков гласных, согласных для индивидуальной работы с учащимися можно использовать следующие виды работ.
Выделить звук с начале слова, в конце слова. Показать соответствующую букву и назвать ее.
Повторить слова, назвать в них гласные буквы. Сосчитать сколько их в каждом слове (дается ряд слов).
Вставить вместо точек одну из гласных (о, ы: сн, ст, с).
Назвать слово, произнесенное по отдельным звукам ([к], [о], [ш], [к], [а]).
Игра «Цепочка слов» (сам-мак-кот).
Преобразовать слово, добавляя звук (кот-крот), убирая звук (стук-сук).
Составить слова, используя первые звуки из названия картинок (курица, осы, танк – кот).
Составить слово из букв, данных в беспорядке (а, р, з, о – роза).
Придумать слова с определенным количеством звуков.
Добавить к согласным буквам гласные так, чтобы получились слова (в, р, н (о, о, а) - ворона).
Вставить вместо точек нужную согласную (ок, ак, ом, ам).
Списать слитно слова, разделенные на слоги.
Списать слова, деля их на слоги.
Из слогов, данных в беспорядке, составить слово (ки, брю – брюки).
Составить слово из первых слогов названий предметных картинок (мячик, тарелка – мята).
Найти картинку и придумать слово, соответствующее схеме: а, у, а.
Разложить картинки в три колонки по количеству слогов в их названиях: мак, ромашка.
Если ребенок путает буквы, например, б-п, то можно использовать следующую систему работы.
Подобрать материал только с буквой «п».
Выделить «п» в ряду других звуков хлопком.
Записать букву «п», услышав звук в слоге: апа, упо и т.д.
Назвать вместо «п» в слове: палатка, капуста.
Записать слог, в котором есть «п»: шапка – шап, шпалы – шпа.
Составить слово из слогов: рус, па – парус, ка, пряж – пряжка.
Вставить букву в слове: кауста.
Записать предложение, вставив «п»: етя оёт есню.
Аналогичная работа проводиться с буквой «б».
Далее проводится работа по различению звуков и букв б-п в слогах, словах, предложениях.
Учителю начальных классов для работы над звуковым составом слова можно использовать звуковую линейку-полоску картона с цифрами. Учитель загадывает загадку про мышей. Слово-отгадка анализируется по вопросам:
Произнести слово. Сколько в нем слогов?
Сколько в слове гласных? На каком месте стоят звуки?
Назвать согласные звуки ([м], [ш], [к]).
Какой звук стоит на 3, 2, 5, 1, 4 месте.
Какой звук стоит между «ш» и «к»?
Назовите звуки по порядку.
Записать слово одновременно громко его проговаривая.
Дети сначала пользуются линейкой, называя звук и показывая его место (цифру) в слове. Потом опираются только на звуковую линейку взглядом, а в дальнейшем привыкают анализировать слова без опоры на наглядность. При работе над любым звуком полезно использовать умение определять место звука в слове.
Учитель называет слово, дети пишут букву и рядом цифру, обозначающую место звука в слове.
Для устранения замены мягких согласных твердыми и правильного обозначения мягкости согласных гласными второго ряда можно использовать систему работы. Дифференциация проводиться по парам согласных: а-я, у-ю, ы-и, о-е, ё-ю.
Прочитать слоговую таблицу
ма
са
та
за
ва
ла

мя
ся
тя
зя
вя
ля

Как звучат согласные в слоге в первом ряду? Как звучат согласные в слогах второго ряда?
Поработать с карточками букв. Учитель произносит слог, дети поднимают карточку с этим слогом.
Записать слова гласными буквами (мята – я, а; травы – а, ы).
С опорой на схему слов записать слова: врачи, мятый (а, и – врачи, я, ы – мятый).
Записать предложение гласными буквами: Аня и Валя играли в прятки. Ая и ая иаи яи.
Подводя итог, нужно отметить, что для успешного обучения ребенок должен иметь:
правильное звукопроизношение;
хорошо развитую моторику;
развитый фонематический слух;
достаточно хорошую речевую память (запоминать 5-7 слов и повторить их после одного прослушивания);
умение работать в течение 15-20 минут (усидчивость, внимание).