Конспект урока по теме Сложение и вычитание десятичных дробей (5 класс)

Конспект урока по теме
"Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5-м классе

Цели урока:
Образовательные: закрепление умений складывать, вычитать смешаные числа; изучение новой темы «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Развивающие: развивать логическое мышление, смысловую память, произвольное внимание, самостоятельность; Способствовать развитию обобщения.
Воспитательные: прививать аккуратность в оформлении заданий, воспитывать у учащихся культуру общения, умение работать в группах, уверенность в себе.
Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, поисковый.
Принципы обучения: научность, доступность, наглядность, сознательность, системность.
Оборудование: доска, ноутбук, проектор, экран, показ презентации, раздаточный материал - карточки с заданиями.
Временной режим: 45 минут.
Ход урока
I. Организационный этап
Учитель: Добрый день, уважаемые учащиеся. Начинаем урок. Прошу в своих тетрадях нарисовать «маленького человечка», характеризующего мимику выражения лица («У меня всё прекрасно», «Мне безразлично», «Мне тревожно»). Объясните, если это возможно, почему у вас такой настрой на учебную деятельность.
На данном этапе проводится использование диагностики определения эмоционального настроя учащихся.
Ученик: У меня сегодня улыбка, потому что я получил пять по математике.
Ученик: Я хочу узнать что-то новое в математике.
Ученик: Мне тревожно, потому что я не прочитал параграф учебника.
Учитель: Для анализа работы на уроке  проведем пооперационный контроль своих действий по шкале:
\-----------------\-------------------\

Я сомневаюсь.
Я умею.
Я помощник.

Дети определяют этапы диагностики по этой шкале.
II. Анализ проверки выполнения домашнего задания
Урок сопровождается компьютерной презентацией.
Учитель: Уважаемые дети, проведем анализ проверки домашнего задания ( Cлайд 1)
Вырази в тоннах и килограммах:
А) 3,236 т =
Б) 0,006 т =
В) 8,009 т =
В задании в) дети свои действия комментируют.
Учитель: Какие действия помогли вам добиться результата?
Ученик: Преобразование десятичной дроби в смешанное число.
III. Мотивация. Актуализация знаний
Учитель: Для всех учащихся предлагается задание, где надо провести соответствие ответа с буквой. В результате ваших действий должно получиться слово (СТЕВИН) - имя нидерландского ученого математика, открывшего десятичные дроби в Европе. (Приложение 1, Слайд 2)
Учитель: Результат своей работы прошу оценивать по шкале до начала работы и после её выполнения. Провести рефлексию своих действий. Определить этапы работы. (Учитель проводит вид контроля - педагогическое наблюдение.)
Задание. Приём «классификация задач по способу их решения». ( Слайд 3)
1) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 2) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]= 16,404
У вас 16,008 и 7,098.
Дети сравнивают ответы сложения смешанных чисел и десятичных дробей, приходят к противоречию. Учащиеся самостоятельно ставят задачи на основе соотнесения  условий в новой ситуации, ищут новые способы решения.
Анализ своих действий позволяет выйти на алгоритм выполнения задания.
Ученик: Если записать числа строго «запятая под запятой», добавить нули, то получим 16,404.
Итог (Приложение 1, Слайд 12)
Алгоритм решения
1) Уравнять в десятичных дробях количество знаков после запятой.
2) Записать их друг под другом так, чтобы, запятая была под запятой.
3) Выполнить сложение (вычитание) не обращая на  запятую.
4) Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
Учитель: Какой способ работы был самым успешным?
Ученик: Способ решения записи сложения десятичных дробей – «запятая под запятой».
Учитель: Данный алгоритм записываем в «Тетрадь открытий».
Далее рефлексия, работа со шкалой. Учитель определяет учебные действия детей: умение обобщать, осознанность действий, форма выполнения.
VII. Здоровье сберегающий аспект
Физкультминутка для кистей рук и позвоночника.
VIII. Закрепление материала
Работа с учебником. №1213 (а, б, в), 1214 (а, б,).
Игра «5*5» (пять примеров за пять минут на оценку 5). ( Слайды 13, 14)
Для учащихся с сильной математической подготовкой выдаются карточки с разно-уровневыми заданиями.
Карточка №1
1. Найти сумму (разность):
А) 24,37 + 65,83 =
Б) 0,04 + 102 =
В) 0,24 + 70,043 =
Г) 453,24 – 324 =
Д) 880 – 8,033 =
2. Замените * цифрой так, чтобы получилось верное равенство:
9,4 = 9,*9 + 0,2*
Карточка 2
1. Найти сумму (разность):
А) 673,02 - 6,7302 =
Б) 20,04 - (6,064 + 10,04) =
В) 8345 - 83,45 =
Г) 37,873 - 24,5061 + 431,2 =
Д) 8800 + 8,8-88 =
2. Какие одинаковые цифры можно поставить вместо *,чтобы получить верное равенство: 0,18 = 1,* - *,62
Учитель проводит педагогическое наблюдение. Прием выявления разных сторон самооценки, прием «выбор задач любой трудности, но доступных для решения».
Для учащихся со слабой и средней подготовкой предоставляются опорные конспекты «Реши по образцу».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Проводится работа в группах по 2 человека. Ведется работа консультантов.
Методика «Способность детей ставить умные вопросы», «Обращение за помощью».
IX. Рефлексия
Самооценка.
Во время работы учителем задаются вопросы: «Как сейчас работаешь?», «Что учитываешь?», «Как можешь себя проверить?»
После работы: «Трудными ли были задания?», «В чем его трудность?», «Успешно ли ты с ним справился?», «Для чего надо выполнять такие упражнения?»
Ученик: Данные задания позволяют применить свои знания на практике, в различных жизненных ситуациях.
X. Итог урока
Домашнее задание. Слайд 15

Заголовок 115