Конспект внеурочного мероприятия по культуре речи для 9-11 классов


Конспект внеурочного мероприятия по культуре речи
И ЯЗЫК ИМЕЕТ ГРЕХ
I.Вступление.
II. Проблемный вопрос: «К чему может привести безобразное отношение к языку?».
III. Слово ведущим:1) «Что такое слово? Что такое язык?»
2) «Современная речевая ситуация»
IV. Чтение стихов о русском слове и об отношении к языку. (И.С.Тургенев, «Русский язык»; А.Ахматова, «Мужество»; А. Лысов «Дикарь»; Э.Асадов «О скверном и святом»)
Учитель: Один из актуальных вопросов нашего общества - вопрос о культуре. Сегодня, когда большая часть населения имеет высшее образование, НТП изменил жизнь в лучшую сторону, казалось бы, этот вопрос не должен стоять. Но получается наоборот.
.
Что такое культура? Из чего она складывается?
О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он одет, какой образ жизни ведет, но и по тому, как он выражает свои мысли и чувства. Ведь в устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека. 
Итак, поговорим о СЛОВЕ. Слово… Дар слова... Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять людей. Каждое наше слово, хотим мы этого или нет, - это поступок. И только от нас зависит, будет этот поступок добрым или злым.
Считается само собой разумеющимся, что на родном языке говорить нормально и правильно легко. Но коли есть тьма свидетельств тому, что с русским языком у многих, мягко говоря, нелады, то почему бы и не приняться повсеместно за пропаганду подлинно эстетического и разумного слова?
Бережно относиться к родной речи - обязанность не только специалистов, филологов и литераторов, это гражданский долг каждого из нас, ибо в слове отражается национальная культура и история, духовный талант и сила народа.
Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека, как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но можем получить представление об их общем развитии, грамотности, начитанности.
Ведущий 1. Язык - это наша история, наше богатство, культура, это язык Александра Сергеевича Пушкина, Ивана Сергеевича Тургенева, Льва Николаевича Толстого и других великих хранителей красоты и образности родного языка.
В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в её подчинении определённым нормам произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложений; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте (отсутствии слов - паразитов, словесных штампов); в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой, жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного.
Ведущий 2. К сожалению, современное состояние русского языка заставляет «бить тревогу». В речи современных людей, желающих «идти в ногу со временем», мы слышим большое количество жаргонизмов, заимствованных и просторечных слов и выражений, слов с ярко выраженной отрицательной окраской. Конечно же, можно сказать, что подобное разнообразие только украшает язык, делает его ярким, эмоциональным, выразительным, но какова цена этой яркости и всегда ли она уместна? По данным исследований, проведённых учеными-лингвистами вместе с учителями, современная речевая ситуация выглядит так: наибольшее количество жаргонизмов в своей речи употребляют старшеклассники – около 10,5 % от общего количества опрошенных; просторечными словами и выражениями сравнительно одинаково пользуются и старшеклассники, и учащиеся среднего звена – около 6 %; книжную лексику, как ни странно, чаще используют родители школьников – около 9 %; а использование нейтральной лексики в преобладающем количестве свойственно всем.
Ведущий 1. К чему может привести подобная ситуация? На этот вопрос попытались ответить журналисты газеты «Аргументы и факты». Согласно их исследованиям и статистическим подсчётам в 90-е гг. XX века на русском языке говорили около 358 млн. человек, к 2004 году это число сократилось до 278 млн. человек, а по прогнозам к 2025 году может составить не более 152 млн. человек. При таком положении дел русский язык утратит статус международного, а его место займут язык хинди, арабский и португальский языки.
Так, может быть, именно сейчас пришло время задуматься о чистоте, красоте, культуре нашего языка? Много ли знаем мы о нормах, правилах русского языка и всегда ли их используем и соблюдаем?
Ведущий 2. Русский писатель Максим Горький говорил: «Язык – это оружие, как ружьё солдата, чем лучше оружие – тем сильнее воин…». Николаю Васильевичу Гоголю принадлежат слова: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». Это ли не доказательство того, что язык имеет огромное значение в жизни человека и является величайшим богатством и достоянием в жизни человечества. Это ли не доказательство того, что богат, величав, живописен великий и могучий русский язык.
Ведущий 2. Наш народ и наш язык и сегодня находятся в непростой ситуации. Сколько отклонений в использовании нашего русского языка! Большой вред языку наносят слова - сорняки. Они делают речь смешной и бессмысленной. О низкой культуре языка свидетельствует также засорение речи неуместными иностранными словами, которые вдобавок употребляются иногда неправильно. Например, вполне уместны в речи английские слова трактор, комбайн, которые вошли в наш язык, но странно и дико слышать" окей", вместо русского "хорошо", "гуд-бай"- вместо "до свидания".
Ведущий 1. Ильф и Петров в романе «Двенадцать стульев» дали гротескный образ Эллочки-людоедки: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 тысяч слов. Словарь негра из людоедского племени "Мумбо- Юмбо" составляет 300 слов, Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью». Ученые скажут о том, что Эллочка и ей подобные разговаривают на жаргоне. Жаргон - это буквально «испорченный язык», цель которого обособить какую-то группу людей от остальной части общества.
Ведущий 2. Щеголяют жаргоном подростки, которым хочется отмежеваться от мира взрослых, подчеркнуть свою независимость. Они используют слова общеупотребительные в особом значении (предки - родители, старшее поколение) или же заимствования из арго.
Арго - речь низов общества, уголовного мира, которую иногда называют блатной, блатом или феней. По фене ботать - говорить так, как беседуют между собой преступники. Атас, атанда, шухер - предупреждение об опасности; кодда, шарага - компания; чувиха - девушка. Надеемся, что подобный словесный мусор не засоряет ваше общение. Было бы обидно узнать, что ваши друзья - это кодла, а любимая девушка - чувиха.
Существует молодежный сленг. ЭТО то же, что и жаргон, - это буквально: испорченный язык. Англ.- слова или выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий или классовых прослоек. Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться .Учитель. Давайте проведем лингвистическую разминку «Переведи с русского на русский». Объясните значение сленговых фраз и выражений:
Без сипа. (Все хорошо, удовлетворительно.)
Мне параллельно. (Выражение безразличного отношения к чему-либо, состояние максимальной отстраненности.)
Отхомячиться. (Избавиться от неприятного занятия.)
Оттопыриться. (Приятно провести время.)
Я торчу от этой песни (она мне нравится).
Ловлю кайф (получаю удовольствие).
Выделываться (вести себя вызывающе).
Понтово (получаю удовольствие).
Прикол (шутка).
Отпад (замечательно).
Тащиться (быть в восторге).
Ведущий 1. Отдельное внимание хотелось бы уделить нецензурщине - одному из отреченных пластов русской лексики, который настолько оскорбляет нравственное и эстетическое чувство всякого воспитанного человека, что справедливо не допускается в печать. Брань, конечно, была свойственна подросткам и молодым людям и раньше. Она традиционна, передается из поколения в поколение. Возникла она много веков назад, причем сложилась в течение жизни многих поколений. Ругательства с упоминанием матери когда-то в древности вовсе не были бранью. Когда были живы традиции родового строя, представитель старшего поколения мог обращаться к молодому человеку со словами, напоминающими последнему, чтобы он уважал старших. Таким образом, подобные выражения имели первоначально воспитательное значение, напоминали об авторитете старших в кровнородственном коллективе и лишь с течением долгого времени превратились в непристойное ругательство.
Ведущий 2. С течением времени, с ростом физическим и умственным, с нарастанием жизненного опыта привычка к матерной брани превращается у многих людей в некое средство, «облегчающее душу», снимающее стрессовые нагрузки. Вот и тянется «хвост» нецензурщины и в служебные кабинеты, и на производство, получая прописку на рабочем месте, в курилке, даже в общении начальников с подчиненными (но очень ред. ко - наоборот!). Подросток тоже стремится, вслед за взрослыми, скрыть свою чрезмерную обидчивость - и вот начинается словесное хулиганство.
Ученик читает стихотворение А. Лысова “Дикарь»
Я видел нынче дикаря
И говорил с ним даже,
Но, откровенно говоря,
О нём всего не скажешь.
Пусть лексикон дикарский пуст, –
Зато как речь цветиста:
Что шаг, то мат слетает с уст
Такого “шаг-матиста”.
Сказать лишь можно, что с лица
И не дикарь он вовсе:
Не носит он в носу кольца
Монет в ушах не носит.
Дикарь на площади. Он рад
стать мастером особым,
Чтоб сделать трёхэтажный мат
Скабрёзным небоскрёбом.
Его одежду описать
Словами можно тоже:
Он по одёжке, так сказать,
На всех на нас похожий.
И дикарей вокруг щадят,
Обходят стороною,
Как будто речь на площадях
Должна стать площадною.
Но передать его язык
Поэт не правомочен:
В таком бы случае мой стих
Был сплошь из многоточий.
А надо, что ни говори,
Пресечь их брань вначале –
Пресечь, покуда дикари
Совсем не одичали!
Вы догадались: речь идёт
Опять про мат и матик,
Про речь, которую ведёт
Подобный “мате-матик”.
Ведущий 1. Что же делать? Что противопоставить нецензурному валу в речи подростков и юношей?
Ведущий 2. Прежде всего - устыдиться, поняв, что грязное слово и нечистая мысль выдают человека с головой, дурно характеризуя его. Оглянуться вокруг и увидеть, как отвратительны «носители словесной дряни», как пачкают человека речевые нечистоты. А затем припасть к чистому роднику народной мудрости, к образцам настоящей речевой культуры, к классической литературе. Больше читать, чаще бывать в театре. Банально? Но ведь это лекарство уже вылечило не одно поколение. Попробуйте его применить к себе.
(Ученик читает стихотворение Эдуарда Асадова «О скверном и святом»)
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное - Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?
Тот пращур был и темный, и дурной
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как темная река.
Нашлись другие. Взяли, подхватили
И понесли сквозь годы и века...
Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут все-таки при чем?
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И все же трудно попросту понять,
Что слово "мат" идет от слова "мать",
Сквернейшее - от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей:
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей
Учитель: Люди всегда, во все времена размышляли о слове, о его неисчерпаемых возможностях, посвящали ему свои научные, творческие труды, свою жизнь. Н.В. Гоголь призывал всех людей «обращаться со словом честно», а поэт Шефнер предупреждал:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…
Слово - неоценимый дар Божий» (Избранные письма и проповеди, стр. 161). Задумывались ли вы когда-нибудь, какой великой силой владеете?
Какую силу имеет наше слово? Послушайте притчу.
«Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было повелено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: "Теперь иди собери до единой пушинки", на это клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 162).
Ученик читает стихотворение В. А. Солоухина «Слово о словах»
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Ведущий 2: Что же такое культура речи? Почему идет снижение речевой культуры?
Ответы учеников
Ученик: Под культурой речи мы понимаем умение правильно говорить, ясно, чётко, точно и коротко излагать свои мысли. А это очень трудное дело – говорить ясно, чётко, понятно всем. Этому нас учат в школе, прежде всего на уроках русского языка, литературы и других предметах.
Ученик: Наше поколение мало читает, много времени проводит в соцсетях, общаясь со сверстниками, ни на что не обращает внимания…
Ведущий 1: «Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело», - так писал Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Ведущий 2. Так на каком же языке мы с вами говорим? В чем, по-вашему, причина сложившейся столь неблагоприятной языковой ситуации сегодня в России? Что делать? Кто виноват? Грозит ли образцовому русскому языку исчезновение? Как к этому относиться?
Ведущий 1. Давайте запомним некоторые требования к нашей речи. Пусть они станут руководством к построению своей речи.
Как строить свою речь
Точно, ясно и ярко выражайте свои мысли и чувства.
Создавайте правильную целесообразную этически-корректную речь в заданных условиях общения.
Всегда сохраняйте уважение и любовь к языку.
Говорите правильно, соблюдая нормы.
Употребляйте языковые средства с учётом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной целью.
Читайте больше книг и справочников, постоянно пополняйте свой словарный запас
Не допускайте чрезмерного употребления иностранных слов.
Не засоряйте свою речь ненормативной лексикой.
Помните об изобразительных средствах языка и говорите красиво, выразительно.
Стремитесь говорить и писать правильно.
Учитель. В заключение нашего разговора хочу напомнить бессмертные слова Ивана Сергеевича Тургенева, обращенные к нам, его потомкам: «...Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием (языком); в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
Учиться правильной и хорошей речи нужно всю жизнь, об этом писал и Н.М.Карамзин: "В шесть лет можно выучиться всем языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному".