Конспект урока на темуКомплексное повторение материала по разделу Части речи (4 класс)


Русский язык.
4 класс.
Тема: «Части речи» (обобщение).
Цель: усовершенствовать знания об имени существительном, имени прилагательном и глаголе.
Задачи: развивать умения распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, осознанно применять изученные правила о данных частях речи;
-развивать речь, внимание, память, умение работать в паре и группе, умение действовать по алгоритму, умение анализировать, делать выводы;
-прививать интерес к русскому языку.
Ход урока.
Организационный момент.
-Улыбнулись. Посмотрели на меня, друг на друга. Начнём урок. Записали число, классная работа.
-Совсем немного осталось до конца  учебного года, в конце которого нам предстоит серьёзное испытание.
-Наши последние уроки мы посвящаем повторению того, что учили в течение года.
2. Актуализация знаний.
-Ваше внимание на доску. Давайте разгадаем кроссворд.
Часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него. (Местоимение).
Служебная часть речи, которая соединяет однородные члены предложения. (Союз).
Служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении. (Предлог).
Раздел науки о языке, изучающий звуки речи и звуковое строение языка. (Фонетика).
Слова, одинаковые по значению, но разные по звучанию. (Синонимы).
Часть речи, которая обозначает действие предмета. (Глагол).
Слова, противоположные по значению. (Антонимы).
Часть речи, которая отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? (Прилагательное).
Часть речи, у которой можно определить склонение. (Существительное).
Как называются части речи, к которым можно задать вопрос, и которые имеют определенное значение. (Самостоятельные).
-По вертикали появилось слово, выделенное красным цветом. Прочитайте его. (Морфология).
-Что такое морфология? (Раздел русского языка, изучающий части речи).
-Давайте сформулируем тему и цель урока.
3. Минутка каллиграфии.
-Внимательно посмотрите на доску.
большой – маленький
 сушить -  ? старый (человек) - ? война -  ? - Если вы правильно сформулируете задание и правильно выполните его, то узнаете, какую букву будем писать на минутке чистописания.
 - К словам левого столбика надо подобрать слова - антонимы, начинающиеся на букву «эм»:
сушить – мочить; старый – молодой; война – мир
значит, мы будем писать букву «эм».
 - Я с вами согласна. Письмо букв Мм, письмо гласных букв в соединении со строчной буквой «м».
 - Для чего прописываем буквы?
( Обращаю внимание на посадку, правильное положение тетради.)
 - Что вы ещё можете сказать об этих словах?
 - Есть среди них имена существительные, имена прилагательные, глагол?
 - Докажите.
4. Словарная работа.
-А сейчас я, Вам предлагаю провести словарную работу. На доске названия тёх групп слов, я буду диктовать слова, а вам их нужно записать в соответствующую группу. (Выходят три человека, за каждым закреплена определенная часть речи).
Имя существительное Имя прилагательное Глагол
камыш выразительный выражать
металл озорной клеить
падеж лиловый сверкать
профессия металлический лаять
5. Физминутка.
Части речи назовём ,и немножко отдохнём.
-Называть части речи будем движениями:
существительные – тянемся руки вверх (это самые первые слова в жизни человечества)
прилагательные – руки в стороны (эти слова украшают и уточняют нашу речь)
глаголы – приседаем (показываем действие)
письмо, письменный, писать, гибкость, гибкий, загибать, рисовать, рисунок, яркий, пробежать, пробежка, жаркий.
6. Работа в группах.
Вспомним все, что мы знаем о частях речи. Для этого разделимся на группы. Первая группа соберет весь материал о существительном, вторая о прилагательном, третья о глаголе. Каждой группе дается 5 минут для сбора информации. Затем каждая группа выступит с сообщением. (Ответ готовят по плану.)
План выступления.
Часть речи.
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Морфологические признаки.
Имя существительное Имя прилагательное Глагол
Одушевленность и неодушевленность род время
род число род
склонение падеж число
падеж лицо
число спряжение
Роль в предложении.
Упражнение в определении части речи. Запишите в тетрадь поговорки. Определите части речи выделенных слов.
Век живи - век учись.
Тетрадь – зеркало ученика.
Сперва аз да буки, а потом и науки.
Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.
Морфологический разбор.
-А сейчас давайте, вспомним порядок морфологического разбора имени существительного. (Образец учебник стр.141).
- Запишите предложение.
Перед лётчиком вдруг начинают вспыхивать лампочки – красная, зелёная, белая.
- Выпишите из предложения все имена существительные.
Перед лётчиком, лампочки.
- Выполните морфологический разбор одного из выписанных слов.
Перед лётчиком – (перед кем?), н. ф. (кто?) лётчик, сущ., одуш., м. р., 2-е скл., в ед. ч., в Тв. п., второст. Член предложения.
Лампочки – (что?), н. ф. (что?) лампочка, сущ., неодуш., ж. р., 1-е скл., во мн. ч., в Им. п., подлежащее.
-Теперь выпишите из предложения все имена прилагательные.
Красная, зелёная, белая.
- Выполните морфологический разбор одного из выписанных слов.
Красная (лампочка) – (какая?), н. ф. красный, прил., в ж. р., в ед. ч., в Им.п., второст. чл. предложения.
Зелёная (лампочка) – (какая?), н. ф. зелёный, прил., в ж. р., в ед. ч., в Им.п., второст. чл. предложения.
Белая (лампочка) – (какая?), н. ф. белый, прил., в ж. р., в ед. ч., в Им.п., второст. чл. предложения.
-Выпишите из предложения глаголы.
Начинают, вспыхивать.
- Выполните морфологический разбор одного из выписанных слов.
Начинают - (что делают?), неопр. ф. начинать, глагол, I спр., в наст. вр., в 3-м лице, во мн. ч., сказуемое.
Вспыхивать - (что делать?), неопр. ф. вспыхивать, глагол, I спр., в наст. вр., в 3-м лице, во мн. ч., сказуемое.
Домашнее задание.
Разгадать кроссворд. (Раздаются карточки).
1. е 2. 3. е 4. 5. е 1. От существительного «привет» образуйте прилагательное мужского рода.
2. Запишите антоним к слову «до свидание».
3. Запишите синоним к прилагательному «красивый, пригожий» в женском роде.
4. В каком ____ живёшь, такого обычая и держишься.
5. Группа людей, объединенных общим делом, где проявляют заботу друг о друге.
Для учителя. Ответы: 1. Приветливый. 2. Здравствуйте. 3. Прекрасная. 4. Народ. 5. Коллектив
Подведение итогов.
-Каждая часть речи выполняет свою роль. И от этого наша речь становится правильной и ясной.
Части речи все важны!
Части речи все нужны!