«СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»


«СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ
И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»


Выполнил:
Узикова Людмила Александровна

1. Сущностные характеристики патриотического воспитания.
В условиях многонациональности российского государства в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине. Необходимо отметить, что, начиная с 90-х годов 20 века, молодое поколение россиян контактирует с новыми социальными посредниками и реалиями. Оно уже не приемлет прежних устоев и ценностей прежней общественной системы, появился новый социальный тип личности. В этих условиях важным является становление обновленной системы патриотического воспитания, формулировка новых задач и повышение эффективности его форм и методов.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.
Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Истинный патриотизм по свой сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость»
Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:
чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Природа, родители, родственники. Родина, народ — не случайно однокоренные слова. По определению А. Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
2. СТРУКТУРА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И. Ф. Харламова, являются потребностно - мотивацион -ный, когнитивно - интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты. Рассмотрим систему воспитательной работы по формированию каждого из этих компонентов.
Потребностно - мотивационный компонент патриотизма. Его формирование осуществляется, прежде всего, в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Богатый материал по этим вопросам содержит учебная программа по истории.
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за ее настоящее и будущее, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще так, как должно быть. История — это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина.
Огромное эмоциональное влияние на возбуждение потребностно-мотивационной сферы учащихся оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной прозе и воспеты в поэзии (стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, проза Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, М. Шолохова, А. Твардовского и др.).
Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе, если она отличается высокой содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление (потребность) подражать таким людям.
Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма. Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности. В этом плане широко используются возможности учебных занятий по всем предметам обучения, особенно по истории, литературе, русскому языку.
Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, литературно-художественные гостиные, фольклорно-этнографические вечера, организация поисковой работы следопытов. Такая работа способствует осознанию учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.
Эмоционально-чувственный компонент патриотизма. Этот компонент состоит из формирования у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Устойчивость и зрелость морального сознания в вопросе патриотизма достигается только при условии, если знания учащихся приобретают характер взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.
Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма.
Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться своя внутренняя позиция.
Поведенческий и волевой компоненты патриотизма - это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Основным средством для решения этой важной и сложной задачи является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, празднование историко-юбилейных дат, связи с воинскими частями, встречи с ветеранами.
В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Хотя справедливости ради надо сказать, что это направление деятельности никогда не уходило из школы, но в 90-е годы XX в. оно как-то не было востребовано обществом, государством, хотя и общественные, и государственные структуры сетовали на отсутствие системы патриотического воспитания. С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» общественные институты, школа получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию детей.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:
Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. Воспитывая лодырей, невежд и наркоманов, - значит, своими руками погубить наше государство, наше будущее. Воспитывая патриотов, деловых и здоровых людей, — значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Патриотическое воспитание детей в учебном процессе выступает ведущей составной частью патриотического воспитания детей в общеобразовательном учреждении как сложного социокультурного и педагогического процесса, ориентированного государством в ряде нормативных документов на решение социально-заказных задач.
В ст. 2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, и одной из важнейших задач названа задача патриотической воспитательной направленности — «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Одновременно в законе отмечается, что содержание образования, ориентированное на воспитание патриотизма и гражданственности, должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
В процессе патриотически-воспитывающего обучения в школе осуществляется формирование патриотических позиций учащихся, под которыми понимается совокупность основанных на знаниях патриотических убеждений, установках и чувствах, проявляющихся в позитивном отношении к своему Отечеству, социальных значимых и полезных мотивированных действиях.
Патриотическая позиция предполагает наличие такой характеристики, как динамическая устойчивость, т.е. способность не только сохранять ее (позицию) при возникновении внешних, в том числе и информационных воздействий, но и осуществлять ее развитие. Позиция проявляется в качестве избирательно-предпочтительного отношения как к отдельным предметам и явлениям, так и к их совокупности.
Патриотические ценностные ориентации школьника также выступают целью и результатом патриотически-воспитывающего обучения. Под ними подразумевается совокупность основанных на патриотических ценностях и идеалах установок и убеждений личности, определяющих ее направленность на социально значимое поведение и деятельность и являющихся базой нравственного и гражданского самоопределения старшего школьника.
Как уже указывалось, мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества — основная цель и результат патриотически-воспитывающего обучения. В основе мировоззрения лежит миропонимание, т.е. совокупность определенных знаний о мире. В мировоззрение входит также и мировосприятие, которое выражено в определенных идеалах, моделях и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии.
Патриотическое мировоззрение всегда насыщено патриотическими чувствами любви к Отечеству. Это ощущение гармонии с большой и малой родиной. Оно системно, широко охватывает социальную практику, позволяет глубоко и всесторонне осмысливать жизнь и, как правило, оптимистично, лишено догматизма, основано на позиции разумного критицизма.
Дать человеку ориентиры для самостоятельных действий в сложном и противоречивом мире на основе разумного сочетания личных и общественных интересов (интересов Родины) — главная задача выработки патриотического мировоззрения.
Патриотические знания, убеждения, установки, чувства, ценностные ориентации становятся устойчивыми личностными качествами школьника, если подкрепляются системой активных целенаправленных действий и поступков патриотически-направленного свойства с формированием навыков и умений патриотического поведения.
Содержание патриотического воспитания детей в учебном процессе общеобразовательной школы основывается на реализации поставленных целей, задач и на выдвижении и соблюдении определенных основополагающих установок, т.е. принципов.
Патриотическое воспитание детей в учебном процессе строится на следующих принципах:
Историзма и культуросообразности, предполагающий развитие воспитания в соответствии с отечественными историко-культурными традициями, ценностями и нормами национальной культуры, региональными этническими традициями, гармонично сочетающимися с общечеловеческими ценностями. Он подразумевает подготовку подрастающего поколения к интеграции в мировое сообщество на основе идеалов толерантности, культуры межнационального общения, сотрудничества, диалога культур, мирного сосуществования; гуманизации воспитательного процесса, заключающийся в его ориентации на гуманистические идеалы и реализации представления о воспитаннике как субъекте воспитательного процесса, формирование у детей гуманистического отношения к истории своей страны, объектам культуры, природе, людям и к себе. Он имеет направленность на поддержку стремления ребенка к саморазвитию, стимулирование детской инициативы, самодеятельности, предоставления детям возможности реализации активной гражданской позиции, посильного участия в социально значимой деятельности;
адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом возраста учащихся, их социокультурной среды;
активности в осуществлении патриотически-воспитывающего обучения;
интеграции патриотического и других видов воспитания в комплексном воздействии на мировоззрение и установки школьников;
учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей и др.
Патриотическое воспитание на макроуровне как составная часть воспитания в качестве социального института обеспечивает сплочение общества путем реализации следующих функций:
планомерное создание условий для относительно целенаправленного патриотически-ориентированного развития членов общества и удовлетворения ими соответствующих потребностей;
подготовка необходимого для развития общества «человеческого капитала», в достаточной мере адекватного общественной культуре, патриотов своей страны;
обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры, патриотических ценностей и др.
3. ФУНКЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Что касается функций патриотического воспитания детей в учебном процессе общеобразовательной школы, то они включают в себя информационно-образовательную, формирующе-развивающую, коррекцион ную, мотивационно-мобилизующую идентификации личности в социокультурной среде малой и большой родины, создания условий для нравственно-патриотического самосовершенствования школьников.
Патриотическое воспитание детей в учебном процессе специфично по применяемым технологиям (формам и методам) в зависимости от возраста учащихся, ступени их образования.
В 1-4 классах школы дети получают конкретные представления о природе, первоначальные знания о прошлом и настоящем своей Родины. Давая младшим школьникам элементарные знания о природе и обществе, школа систематически приучает детей рассматривать изучаемые явления во взаимной связи и развитии, находить их ближайшие материальные причины. В процессе воспитывающего обучения дети приобретают элементарные понятия о нравственности, у них воспитываются чувства патриотизма, дружбы и товарищества, коллективизма, честность и правдивость, навыки организованности и дисциплины.
В средних и старших классах на основе углубленного и систематического изучения естественно-математических и гуманитарных предметов повышается уровень всей работы по формированию у подростков научного и патриотического мировоззрения, патриотических убеждений, установок, позиций и ценностных ориентаций, усвоению норм нравственности, развитию навыков и умений патриотического поведения.
Применяемые технологии патриотического воспитания учитывают возрастные особенности учащихся, уровень развития их психических познавательных и волевых процессов, включают в себя такие совокупности содержания изучаемого материала, форм, методов и приемов преподавания, которые обеспечивают непрерывность и логическую последовательность процесса, преемственность воспитательных усилий по формированию и совершенствованию у детей патриотических качеств.
Каждая наука располагает огромными воспитательными возможностями, вытекающими из ее содержания. Особое место в патриотическом воспитании школьников принадлежит гуманитарным наукам.
На основе гуманитарных знаний формируются мировоззрение человека, его убеждения, т.е. происходит осознание места личности в мире, степени ее ответственности за совершаемые действия и поступки с позиций социальной значимости. Гуманитарное познание дает возможность повысить общую культуру, интеллигентность человека. Оно обеспечивает комплексное и всестороннее его развитие: социальное, психическое, физическое, обеспечивает его универсальную готовность к выполнению профессиональных и человеческих обязанностей. Гуманитарные знания, как никакие другие, развивают гибкость мышления, творческий подход к человеческой деятельности, самостоятельность в выборе стратегии и тактики жизненного поведения.
Гуманитарное познание вооружает человека знаниями межличностного общения, взаимодействия, вырабатывает социальные нормы поведения, которые являются предпосылкой успешного взаимодействия в звене «человек — человек». Только с широкой опорой на гуманитарные знания могут быть полноценно сформированы и развиты сознательность, активность, самостоятельность, ответственность, патриотизм и другие качества человека, от которых зависит успешность социализации современного подрастающего поколения.
Осваивая общественные науки, школьники получают историческую, социальную, географическую информацию, которая позволяет им обогатить знания о человеке, основных этапах истории человечества, закономерностях исторического развития России, географической среде, основных областях общественной жизни. Общественные дисциплины позволяют обеспечить личностно-эмоциональное осмысление школьниками опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма. Воспитательный потенциал обществоведческих дисциплин связан с задачами социальной адаптации учащихся, обеспечением их социальной мобильностью в быстро меняющихся жизненных условиях на примере широкого спектра проигрываемых ими в процессе обучения социальных ролей. Наиболее полному решению задач воспитания способствует реализация учащимися собственной гражданской позиции. Представляется необходимым включение детей и подростков в деятельность органов школьного самоуправления, проигрывание модели социально-экономического взаимодействия людей, предоставление школьникам опыта политических дискуссий, личное участие в социально значимой деятельности школьных историко-краеведческих объединений, школьных музеев, взаимодействие с детскими   общественными объединениями и организациями гуманистической направленности, социальными институтами, государственными учреждениями.
В содержании гуманитарных дисциплин трансформирован социокультурный опыт человечества, образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, творческого 3 мышления. Только при условии овладения теоретическими основами гуманитарных дисциплин можно говорить о воспитании у школьника базовых личностных и профессиональных качеств: современного научного мировоззрения, патриотических убеждений, гражданской позиции, нравственного сознания, общей (в том числе экологической, правовой, физической) культуры и др. Именно при изучении гуманитарных дисциплин учащиеся добиваются важных качественных изменений в своем социально-нравственном и общекультурном развитии, осваивают основы содержания и методики саморазвития.Патриотическим воспитательным потенциалом обладают и изучаемые в школе естественно-математические науки (математика, физика, химия, биология, физическая география). Преподавание их основ подводит учащихся к осознанию идеи познаваемости закономерностей развития мира, взаимной связи и обусловленности явлений природы, их непрерывном изменении под влиянием естественных причин. Эти же учебные предметы знакомят учащихся с достижениями отечественной науки и техники, что способствует воспитанию патриотизма.
В процессе обучения специфичны и средства педагогической деятельности, включающие в себя средства преподавательской (учителя) и учебной (школьника) деятельности.
Основными факторами, оказывающими патриотическое воспитательное влияние на школьников в преподавании учебных дисциплин, являются:
Содержание учебного материала, его идейно-политическая направленность;
Четкая организация занятий, разнообразие методов и форм обучения;
Отношения, складывающиеся между преподавателем и учащимися, а также между самими обучаемыми;
Влияние личных качеств преподавателя, его педагогического мастерства;
Общий режим и атмосфера учебного процесса школы.
Эффективность решения воспитательных задач зависит от того, в какой мере будут реализованы воспитательные возможности всех этих факторов в совокупности.
В преподавательской деятельности учителя важное место занимает его умение вычленить, сформулировать и целенаправленно решить воспитательные задачи патриотической направленности.
Следует заметить, что в процессе преподавания гуманитарных дисциплин решаются воспитательные задачи, которые могут быть отнесены к различным направлениям воспитания: духовно-нравственному, патриотическому, экологическому, экономическому, трудовому (профессиональному), физическому, эстетическому, этическому, правовому и др. В учебном процессе виды воспитания реализуются комплексно, нераздельно, интегративно, и для учителя часто бывает сложно увидеть все взаимосвязи и взаимозависимости в использовании воспитательных возможностей преподаваемых им  дисциплин.В настоящее время в федеральный компонент государственных образовательных стандартов вводятся формулировки воспитательных целей преподавания конкретных учебных дисциплин, причем они различаются в зависимости от ступени образования.
К воспитательным тесно примыкают развивающие задачи, которые решаются при преподавании гуманитарных дисциплин и представляют собой направления развития личности, обеспечиваемые либо воспитанием, либо обучением и воспитанием. Они подразделяются на задачи социально-нравственного, общеинтеллектуального и общекультурного развития.
Взаимосвязь обучающей, развивающей и воспитательной функций в образовании закономерна. Образовательный аспект обучения связан с расширением объема усваиваемого содержания; развивающий — с увеличением числа и усложнением характера связей, устанавливаемых в сознании обучаемого, между элементами обучаемого; воспитательный — с целенаправленным формированием личностного отношения к этому содержанию и к действительности в целом.
Патриотически-воспитывающий характер обучения обеспечивается не только идейно-воспитательной направленностью содержания обучения, но и методами и организационными формами учебной работы, способами движения учащихся от незнания к знанию.
В преподавании учебных дисциплин сегодня актуальны методы как традиционного, так и активного обучения. К примеру, при преподавании обществознания для получения обучаемыми опыта познавательной и практической деятельности используются следующие методы и приемы:
Получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников; осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
Формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;
Наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни;
Оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической целесообразности;
Участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
Выполнение творческих работ по обществоведческой тематике и т.п.
Такие активные методы, формы и приемы обучения способствуют глубокому овладению учащимися патриотическими знаниями, упрочению у них патриотических убеждений и установок.
При преподавании конкретных дисциплин используются и специфические виды деятельности. Так, при освоении учащимися литературы применяются осознанное творческое чтение художественных произведений различных жанров; выразительное чтение; различные виды заучивания наизусть стихотворных текстов; ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; его анализ и интерпретация; составление планов и написание отзывов о произведениях; написание изложений с элементами сочинения и др.
В совершенствовании преподавательской деятельности учителей по патриотическому воспитанию детей особое внимание уделено их методической оснащенности — владению различными педагогическими приемами.
По диапазону, выразительности, педагогической целесообразности и эффективности использования педагогических приемов можно судить о воспитательном мастерстве учителя.
Воспитательное воздействие на школьников оказывает система отношений, складывающаяся в ходе уроков. Принципиальность, тактичность и доброжелательность способствуют активной деятельности каждого участника процесса обучения, формируют у него необходимые личностные качества. Определяющее влияние на характер этих отношений оказывает личность учителя, его педагогическое мастерство. Ведущие качества учителя — идейная убежденность, высокоразвитое гуманитарное мышление, патриотизм и гражданственность, безупречная нравственность, научная подготовленность, высокий уровень общей культуры в сочетании с профессиональным мастерством — имеют здесь решающее значение.
Учитель воспитывает школьников личным примером:
Внешним видом («дипломат», авторучка и др.); доброжелательным взглядом, тоном речи; эстетикой позы, осанки, походки;Добросовестной подготовкой к занятиям: продуманностью содержания, методики и организации проведения уроков; целенаправленной подготовкой к занятию наглядных пособий; учетом индивидуальных особенностей учащихся при планировании им индивидуальных заданий;        
Качественным проведением уроков: максимально продуктивным использованием учебного времени на занятии; демонстрацией высокоразвитых умений и навыков в выполнении упражнений, заданий, поручаемых школьникам; соблюдением методических требований по проведению урока.
        В патриотическом воспитании актуальны приемы, характеризующие социально-личностную позицию учителя:        
Позитивное личностное отношение к макро- и микросреде;        
Конструктивные суждения о стратегии и приоритетах раз        вития страны в современных условиях, экологической безопасности региона, необходимости качественного вы пол нения гражданского и воинского долга и т.д.;        
Позитивное отношение к народным традициям, истории России, будущему выпускников школы и др.;
Конструктивные высказывания о положении дел в школе,   коллективе класса;
Уважительное и доверительное отношение к школьникам, недопущение ущемления их личного достоинства; положительный эмоциональный фон высказываний по социальной тематике и др.
В методической стороне преподавания существенную роль играет разнообразие способов изложения материала патриотической воспитательной направленности. Учитель может излагать материал по памяти; зачитывать отрывки из книг, документов с их одновременным показом; декламировать стихи, давать прослушивать аудиокассеты, просматривать видеозаписи, телепередачи, либо приглашать на занятие специалиста и т.д.
В патриотически-воспитывающем обучении важное место принадлежит созданию окружающей школьника среды, которая по своему духу и содержанию благоприятствует патриотической самореализации школьников.
В школе необходима организация целостного учебно-воспитательного процесса, в котором, наряду с урочной системой занятий, используются и другие формы обучения и воспитания, коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, ориентированная на стимулирование творческой гражданско-патриотической активности школьников, развитие самостоятельности мышления, гражданственности, нравственных качеств личности, эстетической культуры и др.
В патриотическом воспитании детей принципиально важен учет особенностей учебной деятельности школьников как субъектов, их мотивации, возможностей в осмыслении патриотической содержательной проблематики.
4. Заключение
Итак, патриотическое воспитание в процессе обучения предполагает не только правильное (в научном и идейном отношении) усвоение учащимися знаний о природе и общественной жизни, о нормах поведения, но и обязательно требует формирования социально направленного, личностного отношения учащихся к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, выработки на основе этих понятий системы идейных взглядов и убеждений. Достижение этой задачи может быть обеспечено лишь на основе активной, эмоционально окрашенной деятельности учащихся по претворению идеалов в жизнь. Активная познавательная и практическая патриотически-ориентированная деятельность учащихся, усиление роли самостоятельных и практических работ обеспечивают сознательное усвоение знаний и создают условия для их творческого применения.