Исследовательская работа Рота Бессмертного полка глава 1


Глава I
Исследование и анализ работ учеников о своих прадедушках,
ветеранах ВОВ . Учителем истории Усмановой Э.Б. был начат в 2010 году сбор материалов, исследований учащихся по этой теме. Материал накопился в более 100 работ и возникла необходимость в его обобщении и систематизации , а также продолжение исследований учащихся по данной теме. Я решила помочь учителю в накоплении, анализе, обобщении и системати- зации всей накопленной информации. В качестве методов исследования я выбрала такие значимые как опрос и анкетирование. Таким образом первыми моими шагами в данной работе являлись опрос и анкетирование. Среди детей был проведён опрос, что они знают о Великой Отечественной войне и участии своих предков в ней. Опрос показал, что большинство учеников слышали об этой войне на уроках истории, классных часах и знают, что их прадеды были участниками ВОВ. Анкетирование среди родителей и учителей выявило, что в семьях в той или иной степени сохранились фотографии, старые газеты, награды фронтовиков, воспоминания детей войны. Следующими методами исследования были сбор, сравнение, проверка и уточнение фактов, критика, обсуждение результатов работ учащихся. Затем было необходимо обобщить и систематизировать работы учеников. При данном методе мне пришлось сравнивать чтобы определить степень изученности учениками этой темы. После изучения работ я определила разные виды исследований учащихся. Это были: 1) рефераты, 2) сочинения, 3) учебные исследовательские работы 4) сообщения и доклады 5) видеоролики. . Среди работ детей выделяются такие как «Курай победы», сделанная в 2013 году учеником 6 «а» класса Мурзагуловым Динаром под руководством учителя истории Усмановой Э.Б.. Динар не только собрал информацию о своём героическом прадеде Мухамете Кадыргулове , но и творчески обработал её, придав своему исследованию форму рассказа. Вот только в рассказе нет художественного вымысла, так как все события случились в реальности. Прадед Динара, талантливый музыкант-кураист, был призван в армию в 1939 году. Он не успел демобилизоваться- началась война. Миномётчик Мухамет Кадыргулов воюет в составе 225-ой стрелковой дивизии, впоследствии переименованной в 95-ю Полтавскую стрелковую гвардейскую дивизию. Однажды перед атакой у реки Хопёр, где в то время находилась и Башкирская кавалерийская дивизия, Мухамета вызвал политрук. На передовй был установлен усилитель и по приказу политрука прадед Динара сыграл на курае для своих земляков-кавалеристов. Так родилась фронтовая традиция: перед атакой Мухамет играл на курае, вдохновляя бойцов на победу.Во время боевых действий курай был повреждён и ввиду отсутствия материала пришлось сделать его из алюминиевой трубки. Во время переправы через реку Буг М.Кадыргулов был тяжело ранен, долго лечился в госпиталях и вернулся домой только в 1946 году. А башкирский курай Мухамета Кадыргулова хранится теперь в музее им. Глинки в Москве. Сочинение Мурзагулова Динара о своём прадедушке заняло в 2013 году первое место в городском конкурсе сочинений «Судьба человека» который проводил Краеведческий музей г. Белорецк
Хотелось бы отметить работу ученицы 9 класса Янбердиной Зульфии. Она написала о родном брате своей прабабушки М.М.Байдавлетове. Мазгар Байдавлетов начал воевать с первых дней войны заместителем командира роты по политической части. Воевал он храбро и умело и в 1942 году был удостоен медали «За отвагу», в 1944 году получает орден «Красной звезды» и орден «Красного знамени». 24 июня 1945 года капитан М.М.Байдавлетов участвовал в Параде Победы. Скончался М.М. Байдавлетов 28 мая 2000 года. На гранитной могильной плите написано «Здесь похоронен участник Парада Победы М.М.Байдавлетов». При исследовании Зульфия наладила связи с родственниками, привлекла семейные архивы, газетные статьи.
В работе Гайнуллиной Регины, ученицы 9 «а» класса, проведена большая работа с архивами, в том числе с Центральным Архивом Министерства Обороны Российской Федерации ( номер записи 552390568 ), с письменными источниками. В работе анализируются архивные и другие документы , сопоставляются факты и делаются выводы о судьбе без вести пропавшего прадеда Регины Басырове Фаттахе Саматовиче.
Бакиев Ильнур, ученик 6 класса, написал о своём прадедушке Герое Советского Союза Утягулове Зубае Тухватовиче. Утягулов Зубай был призван в армию в августе 1942 года. Гвардии рядовой 130-го гвардейского стрелкового полка(44-я гвардейская стрелковая дивизия, 1-я гвардейская армия, Юго-Западный фронт) Зубай Утягулов 15 января 1943 г. в группе бойцов, во главе с командиром роты, под ураганным пулемётным и миномётным огнём, преодолев проволочное заграждение, ворвались на окраину посёлка Донской Ростовской области и захватили три дома и, оказавшись в окружении , в течении дня удерживали их. Все попытки фашистов выбить наших бойцов не увенчались успехом. Тогда гитлеровцы подожгли дома. Все наши бойцы погибли сражаясь, но не сдались.
31 марта 1943 года всем воинам в том числе и З.Т.Утягулову было присвоено звание Героев Советского Союза посмертно.
Мухамедьянова Саида, учащаяся 9 класса, написала о своём дедушке Магазове Узбеке Гималетдиновиче. Так как Узбек Гималетдинович закончил 7 классов , то после призыва его направили на годичные курсы по подготовке лейтенантов пехоты при Черновицком пехотном училище по специальности командира пулемётного взвода. На фронт Узбек попал в декабре 1944 года. После Великой Отечественной Войны остался служить в армии и закончил свою службу в 1956 году в райвоенкомате города Белорецк. В работе предоставлены фотографии, копии наградных документов и красноармейская книжка Узбека Гималетдиновича.
О героизме своего прадедушки написал Аккубаков Денис, ученик 7-го класса. Прадедушка Дениса ,Тулебаев Сагит Тулебаевич ,с товарищем ,по приказу командования в конце июля 1943 года во время битвы за город Орёл переправились через Оку, подавили вражескую огневую точку и взяли «языка». За выполнение рискованного задания Сагит Тулебаевич был награждён орденом Славы, но в боях за освобождение города был ранен и смог получить свою награду лишь в 1967 году. Данное событие было отражено в газете «Белорецкий рабочий». . Всего учениками гимназии было написано 105 работ. Шесть из них написаны на башкирском языке. В работах детей использовались фотографии, документы из семейных и государственных архивов, письменные источники. Двадцать работ оформлены в виде рефератов, пятнадцать в виде сочинений. Остальные работы предоставлены в виде информации о своих ветеранах-участниках Великой Отечественной Войны. Информация обо всех ветеранах предоставлена на сайте акции «Бессмертный полк». . В 2015 году ученица 9-го класса Давлетбаева Гульдар сняла фильм о ветеране, офицере ВМС СССР Ахметжанове Камиле Мингажетдиновиче.
Обобщив и систематизировав все ученические исследования, я убедилась в практической значимости моей работы. Считаю, что любой старшеклассник, по зову совести и долга, должен помогать своей школе и учителям собирать, сохранять, обобщать, систематизировать школьную работу по изучению истории своей семьи в годы ВОВ. . Когда я помогала учителю, у меня возникла идея сохранения для памяти молодого поколения и наших потомков истории в лицах. Я вместе с друзьями и классным руководителем посетила семью Ахметжанова Камиля Мингажетдиновича, ветерана ВОВ, офицера ВМФ СССР, которому в 2015 году исполнилось 94 года. Мы с ним долго разговаривали, фотографировались и я решила о нём снять видеоролик. После того, как был готов мой маленький фильм, мы показали ему и оставили на память диск с фильмом. Ветеран поблагодарил нас и сказал что этот фильм нужен не ему, а всем и его внуку в частности. Мы наконец поняли что память о войне нужна уже не ветеранам, а нам, всем тем, кто живёт и будет жить на этой мирной земле.