ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВОЛЕЙБОЛУ.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 9
Дополнительная образовательная программа
объединения дополнительного образования
по физической культуре: «ВОЛЕЙБОЛ»
Возраст обучающихся:11-17 лет
Срок реализации программы: 3 года
Количество детей в группе:12-15 человек
Количество часов в год:167 часов
Авторы исходной программы: Ю.Д.Железняк, А.В.Чачин, Ю.П.Сыромятников, М.Б. Коваль
Педагог реализующий данную программу:
Сургут 2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Волейбол» имеет физкультурно-спортивную направленность по уровню освоения программа углубленная, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья. Программа разработана в соответствии с современной нормативно-правовой базой в области дополнительного образования детей: Закона «Об образовании» № 309-ФЗ в последней реакции от 01.12.2007 (ст.9,26), СанПиН 2.4.4.1251-03, письма Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к дополнительным образовательным программам» и др. При составлении программы использовались также нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность спортивных школ, примерные программы по волейболу для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮСШОР) под редакцией Ю.Д.Железняка, А.В.Чачина, Ю.П.Сыромятникова, М.Б.Коваля, использовался опыт работы Ю. Я. Янсона, А. Г. Сухарева, В. Оконя, Н. В. Кузьминой, А. А. Матвеева, Э. К. Ахмерова.
Учебная программа «Волейбол» предназначена для учреждений общего и дополнительного образования и рассчитана на трехлетний курс обучения детей и подростков от 12 до 16 лет. Содержание программы дополнено увеличением часов по разделам «Специальная физическая подготовка», «Техническая и тактическая подготовка».
Новизна и оригинальность программы в том, что, во-первых, она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться волейболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «волейбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.
Во-вторых, в ее основу положены парадигма целого человека (феномен единства физического, психического, нравственного и духовного развития) и принцип природосообразности, который требует соответствия образовательной программы природным закономерностям, означает необходимость экопсихологического подхода, обращения к генетическим культурообразующим истокам личности.
В третьих, в учебно-тренировочный процесс внедряются элементы технологии спортивно-ориентированного физического воспитания школьников и здоровьеформирующей технологии, соблюдаются принципы здоровьесберегающей педагогики и триединый принцип валеологии: формирование, сохранение и укрепление здоровья на основе всех позитивных факторов.
Особенностью содержания программы является системное использование физических упражнений, в основе которых лежат целенаправленные двигательные действия. Педагогическая целесообразность системного использования физических упражнений – в достижении высокого уровня развития кинезиологического потенциала воспитанника, его двигательных способностей, приобретения навыков правильного выполнения движений. Эти особенности волейбола создают благоприятные условия для воспитания у занимающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля над своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Отличительной чертой образовательной программы является расширение возможностей использования детьми ценностей физической активности и спортивной культуры; практическое использование огромного креативного потенциала спорта для формирования физического и нравственного здоровья, роста уровня культуры жизнедеятельности, достижения социальной и межнациональной гармонии и толерантности всех участников образовательного процесса.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучаемых поведенческих установок, волейбол, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.
Актуальность программы – в воспитании в детях ответственности за личное здоровье. Это волевое качество. Оно связано с морально-ценностной ориентацией личности на свое здоровье. Заметим, что волевые качества, характерные спорту, не даются от рождения и формируются только в ситуациях, требующих их проявления. Педагогически целесообразно развивать и тренировать эти способности в детстве, чтобы в зрелом возрасте достичь большего согласия и совершенствования в управлении самим собой. Также следует учитывать, что современные дети ведут малоподвижный образ жизни в условиях агрессивной информационной среды. Вовлечение детей к занятиям в спортивной секции формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, способствует повышению самооценки. Тренируясь в неформальной обстановке, в отличие от урока физической культуры, где предъявляются строгие требования к дисциплине, ребенок более раскрепощается, что раскрывает его скрытые возможности по формированию логического и творческого мышления.
Педагогическая целесообразность позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить, отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Волейбол», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.
ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
Создание условий для развития физических и личностных качеств, нравственных и духовных сил юных спортсменов, формирование спортивной культуры и культуры здоровья, воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к волейболу; негативного отношения к вредным привычкам; воспитание социально адаптированной, активной и конкурентно способной личности, воспитание упорства, трудолюбия, высокого уровня самодисциплины.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
Обучение основам техники перемещений и стоек, приему и передаче мяча;
начальное обучение тактическим действиям, правилам игры;
овладение основами знаний в области физической культуры и способами их применения для физического самосовершенствования;
подготовка к выполнению нормативных требований по годам обучения этапа подготовки.
Развивающие:
Развитие физических качеств в общем плане и с учетом специфики волейбола, воспитание умений соревноваться индивидуально (физическая и техническая подготовка) и коллективно (подвижные игры, пионербол с элементами волейбола, мини-волейбол), приучение к игровой обстановке;
укрепление здоровья и содействие гармоничному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности;
укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, ловкости, гибкости;
привитие навыков самоорганизации, волевых качеств.
Воспитательные:
Привитие стойкого интереса к занятиям волейболом, приучение к игровой обстановке;
воспитание базовых компетентностей, а именно: компетентность в сфере гражданско-общественной (выполнение ролей гражданина), социальной (ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений), культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность);
формирование спортивной культуры и культуры здоровья и т.д.
Отличительные особенности данной программы:
Количество учебно-тренировочных часов в течение 37 недель с учетом 4 тренировочных и 0,5 соревновательных – 167 часов.
Программа рассчитана на более полное изучение, закрепление, совершенствование полученных школьных навыков и расширенное освоение (в отличие от школьного курса) более глубоких приемов волейбола в течение 3 лет по следующим разделам:
Общие основы волейбола;
изучение и обучение основам техники волейбола;
изучение и обучение основам тактики игры;
основы физической подготовки в волейболе.
Формы и режим занятий:
Наполняемость учебной группы по годам обучения:
Группа 1 года обучения комплектуются в количестве не менее 15 человек,
2 года обучения – не менее 12 человек;
3 года обучения – 12 человек.
Форма организации детей на занятии: Групповая с организацией индивидуально-дифференцированных форм работы внутри группы, подгрупповая, теоретические занятия, беседы, инструкторская и судейская практика.
Форма проведения занятий: практическое, комбинированное, соревновательное.
Форма и способы фиксации результатов:
- дневник достижений учащихся;
- портфолио учащихся.
Содержание изучаемого курса
Первый год обучения
История развития волейбола
Характеристика волейбола как средства физического воспитания молодежи. История возникновения волейбола. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и в мире.
Гигиена волейболиста
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Систематические занятия физическими упражнениями, как важное условие укрепления здоровья, развития двигательных качеств и достижение высоких спортивных результатов. Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Оказание первой медицинской помощи (до врача).
Техническая подготовка
Специальные технические приемы перемещения, подачи, передачи, нападающие удары, блокирование. Правила игры в волейбол. Методика судейства. Терминология и судейские жесты.
Тактическая подготовка
Умение принять правильное решение и быстро выполнить его в различных игровых ситуациях. Умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия. Умение взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником. Тактика нападения и тактика защиты, индивидуальные действия, групповые действия, командные действия.
Общая физическая подготовка
Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие.
Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног. Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки. Спортивные игры: баскетбол, футбол. Подвижные игры и эстафеты.
Специальная физическая подготовка
Прыжковые упражнения, имитация нападающего удара, имитация блокирования, Упражнения с набивными и теннисными мячами, развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации. Смена игровых действий и перемещений по сигналу тренера. Игры и эстафеты с препятствиями. Контрольные игры и судейская практика. Соревнования между группами. Судейство во время товарищеских игр: ведение протокола, выполнение обязанностей первого и второго судей, судей на линии. Соревнования. Участие в соревнованиях различного уровня. Судейство во время игры.
Ожидаемые результаты первого года обучения
По окончании первого года обучения, воспитанники должны знать:
значение утренней гимнастики и правило ее проведения;
понятие о гигиене и правило ее соблюдения;
правило соревнований по волейболу;
гигиенические требования к одежде и спортивной форме.
По окончании первого года обучения, воспитанники должны уметь:
выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги;
выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу;
выполнять специальные технические приемы перемещения, подачи, передачи;
играть по упрощенным правилам волейбола;
применять полученные знания в ходе учебной игры.
Второй год обучения
История развития волейбола
Характеристика волейбола как средства физического воспитания молодежи. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и в мире. Разработка викторины.
Гигиена волейболиста
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Систематические занятия физическими упражнениями, как важное условие укрепления здоровья, развития двигательных качеств и достижение высоких спортивных результатов. Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Оказание первой медицинской помощи (до врача).
Техническая подготовка
Специальные технические приемы перемещения, подачи, передачи, нападающие удары, блокирование. Правила игры в волейбол. Методика судейства. Терминология и судейские жесты. Нижняя прямая подача, нижняя боковая подача. Стартовые стойки. Верхняя передача мяча. Передача двумя руками сверху. Укороченная подача.
Тактическая подготовка
Умение принять правильное решение и быстро выполнить его в различных игровых ситуациях. Умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия. Умение взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником. Тактика нападения и тактика защиты, индивидуальные действия, групповые действия, командные действия.
Общая физическая подготовка
Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие. Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног. Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки. Спортивные игры: баскетбол, футбол. Подвижные игры и эстафеты.
Специальная физическая подготовка
Прыжковые упражнения, имитация нападающего удара, имитация блокирования, Упражнения с набивными и теннисными мячами, развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации. Смена игровых действий и перемещений по сигналу тренера. Игры и эстафеты с препятствиями. Контрольные игры и судейская практика. Соревнования между группами. Судейство во время товарищеских игр: ведение протокола, выполнение обязанностей первого и второго судей, судей на линии. Соревнования. Участие в соревнованиях различного уровня. Судейство во время игры.
Ожидаемые результаты второго года обучения
По окончании второго года обучения, воспитанники должны знать:
значение утренней гимнастики и правило ее проведения;
понятие о гигиене и правило ее соблюдения;
правила соревнований по волейболу, правила игры;
гигиенические требования к одежде и спортивной форме.
По окончании второго года обучения, воспитанники должны уметь:
выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги;
выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу;
выполнять специальные технические приемы перемещения, подачи, передачи;
играть по упрощенным правилам волейбола;
применять полученные знания в ходе учебной игры.
Третий год обучения
История развития волейбола
Характеристика волейбола как средства физического воспитания молодежи. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и в мире. Разработка викторины.
Гигиена волейболиста
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития двигательных качеств и достижение высоких спортивных результатов. Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Оказание первой медицинской помощи (до врача).
Техническая подготовка
Специальные технические приемы перемещения, подачи, передачи, нападающие удары, блокирование. Правила игры в волейбол. Методика судейства. Терминология и судейские жесты. Верхняя прямая подача, подача в прыжке. Стартовые стойки. Верхняя передача мяча. Передача двумя руками сверху. Укороченная подача.
Тактическая подготовка
Умение принять правильное решение и быстро выполнить его в различных игровых ситуациях. Умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия. Умение взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником. Тактика нападения и тактика защиты, индивидуальные действия, групповые действия, командные действия.
Общая физическая подготовка
Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие. Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног. Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки. Спортивные игры: баскетбол, футбол. Подвижные игры и эстафеты.
Специальная физическая подготовка
Прыжковые упражнения, имитация нападающего удара, имитация блокирования, Упражнения с набивными и теннисными мячами, развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации. Смена игровых действий и перемещений по сигналу тренера. Игры и эстафеты с препятствиями. Контрольные игры и судейская практика. Соревнования между группами. Судейство во время товарищеских игр: ведение протокола, выполнение обязанностей первого и второго судей, судей на линии. Соревнования. Участие в соревнованиях различного уровня. Судейство во время игры.
Ожидаемые результаты третьего года обучения
По окончании третьего года обучения, воспитанники должны знать:
Значение утренней гимнастики и правила ее проведения;
Понятие о гигиене и правила ее соблюдения;
Правила соревнований по волейболу, правила игры;
Гигиенические требования к одежде и спортивной форме.
По окончании третьего года обучения, воспитанники должны уметь:
Выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги;
Выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу;
Выполнять специальные технические приемы перемещения, подачи, передачи;
Играть по правилам волейбола;
Применять полученные знания в ходе турнирных игр.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№ Наименование разделов и тем Общее количество часов Теоретические Практические
1. Теоретическая подготовка 6 2 2
1.1 История развития волейбола  2 1 1
1.2 Гигиена волейболиста  2 1 1
1.3 Техника безопасности 2 2 2 Техническая подготовка  35 10 25
2.1 Специальные технические приемы 20 2 18
2.2 Терминология и судейские жесты 15 8 7
3 Тактическая подготовка 35 10 25
3.1 Специальные технические приемы 30 8 22
3.2 Правила волейбола 5 2 3
4 Общая физическая подготовка  30 5 25
5 Интегральная подготовка (в том числе контрольные игры) 8 2 6
6 Специальная физическая подготовка  21 4 17
6.1 Игры и эстафеты с препятствиями  21 4 17
7. Приемные и переводные испытания 4 4
8. Участие в соревнованиях 18 18
9. Восстановительные мероприятия 10 2 8
   Итого 167 35 132
Второй год обучения
№ Наименование разделов и тем Общее количество часов Теоретические Практические
1. Теоретическая подготовка 6 2 2
1.1 История развития волейбола  2 1 1
1.2 Гигиена волейболиста  2 1 1
1.3 Техника безопасности 2 2 2 Техническая подготовка  35 10 25
2.1 Специальные технические приемы 20 2 18
2.2 Терминология и судейские жесты 15 8 7
3 Тактическая подготовка 35 10 25
3.1 Специальные технические приемы 30 8 22
3.2 Правила волейбола 5 2 3
4 Общая физическая подготовка  30 5 25
5 Интегральная подготовка (в том числе контрольные игры) 8 2 6
6 Специальная физическая подготовка  21 4 17
6.1 Игры и эстафеты с препятствиями  21 4 17
7. Приемные и переводные испытания 4 4
8. Участие в соревнованиях 18 18
9. Восстановительные мероприятия 10 2 8
   Итого 167 35 132
Третий год обучения
№ Наименование разделов и тем Общее количество часов Теоретические Практические
1. Теоретическая подготовка 6 2 2
1.1 История развития волейбола  2 1 1
1.2 Гигиена волейболиста  2 1 1
1.3 Техника безопасности 2 2 2 Техническая подготовка  35 10 25
2.1 Специальные технические приемы 20 2 18
2.2 Терминология и судейские жесты 15 8 7
3 Тактическая подготовка 35 10 25
3.1 Специальные технические приемы 30 8 22
3.2 Правила волейбола 5 2 3
4 Общая физическая подготовка  30 5 25
5 Интегральная подготовка (в том числе контрольные игры) 8 2 6
6 Специальная физическая подготовка  21 4 17
6.1 Игры и эстафеты с препятствиями  21 4 17
7. Приемные и переводные испытания 4 4
8. Участие в соревнованиях 18 18
9. Восстановительные мероприятия 10 2 8
   Итого 167 35 132
Методическое обеспечение программы
Подготовка юного волейболиста осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, на достижение оптимального уровня физического развития и высоких спортивных результатов обучающимися. Успешное осуществление учебно-тренировочного процесса возможно при соблюдении принципа единства всех сторон подготовки, а именно, общефизической, специальной физической, технической, тактической и морально-волевой.
Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при использовании двух групп методов: общепедагогических и спортивных.Общепедагогические или дидактические методы включают метод наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития физических качеств.
Спортивные методы включают: метод непрерывности и цикличности учебно-тренировочного процесса; метод максимальности и постепенности повышения требований; метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок; метод избыточности, предполагающий применение тренировочных нагрузок, превосходящих соревновательные; метод моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе. Постановка задач, выбор средств и методов обучения едины по отношению ко всем занимающимся при условии соблюдения требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося. Особо внимательно выявлять индивидуальные особенности обучающихся. В ходе учебно-тренировочного занятия осуществляется работа сразу по нескольким видам подготовки. Занятие включает обязательно общую физическую подготовку, так же специальную физическую подготовку. На занятии может быть осуществлена работа по технической, тактической и морально-волевой подготовке юных спортсменов.
Разносторонняя физическая подготовка проводится на протяжении всего учебно-тренировочного процесса. Все упражнения делятся на общеразвивающие, подготовительные, подводящие и основные. Общеразвивающие и подготовительные упражнения направлены преимущественно на развитие функциональных особенностей организма, а подводящие и основные - на формирование технических навыков и тактических умений.
В процессе обучения техническим приемам используется сочетание метода целостного разучивания и разучивания по частям. В начале технические приемы изучают в целом, затем переходят к составным частям и в заключении снова возвращаются к выполнению действия в целом. В процессе совершенствования техники происходит формирование тактических умений.
Распределение времени на все разделы работы осуществляется в соответствии с задачами каждого тренировочного занятия, в соответствии с этим происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разработке текущего планирования. 
Диагностическое обеспечение программы
В целях объективного определения уровня подготовки обучающихся спортсменов и своевременного выявления пробелов в их подготовке целесообразно регулярно проводить комплексное тестирование юных спортсменов. Два раза в год (декабрь и май) в учебно-тренировочных группах проводятся контрольные испытания по общей и специальной физической и технической подготовке. Оценка физического развития производится на общепринятой методике биометрических измерений. Уровень подготовленности обучающихся выражается в количественно-качественных показателях по технической, тактической, физической, теоретической подготовленности.Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. С этой целью используются варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими отечественными специалистами. Примерные варианты тестов и упражнений приведены в приложении.Одним из методов контроля эффективности занятий в секции является участие учеников в учебных, контрольных и календарных играх. Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях. Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий. Календарные игры проводятся согласно плану игр районного и городского уровня.
Для определения уровня физической подготовленности занимающихся учитываются результаты испытаний на прыгучесть, быстроту перемещения, дальность метания набивных мячей и точность попаданий теннисным мячом, а также подтягивание из виса. Для определения уровня технической подготовленности используется упражнения на точность попадания мячом при передачах, подачах, нападающих ударов.
Большое значение имеет текущий контроль, в котором основное место занимает наблюдение за тем, как проходит овладение техническими и тактическими приемами, как обучающиеся применяют их в игре.
Контрольно-переводные нормативы по физической подготовке
по годам обучения
№ п/пКонтрольные нормативы 1-й год 2-й год 3-й год
1. Бег 30м. (6х5м), (сек.) 12,0 11,5 11,0
2. Прыжок в длину с места (см) 170 185 205
3. Метание набивного мяча 1кг.из-за головы двумя руками – стоя (м.) 7,5 8,5 9,5
4. Прыжок вверх с места толчком двух ног (см.) 40 45 54
5. Длина тела (см.) 156 164 170
6. Бег 92 м с изменением направления, «елочка» (сек.) 27,0 26,5 26,0
Контрольно-переводные нормативы по технико-тактической подготовке, по спортивному результату
№ п/пКонтрольные нормативы 1-й год 2-й год 3-й год
Техническая подготовка 1. Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4 (Вторая передача в стену, находясь 1,5м от стены, мишень 1х1м. из 10 попыток3 4
2. Подача на точность:
10 – 12 лет – верхняя прямая;
13 – 15 лет – верхняя прямая по зонам;
16 – 17 лет – в прыжке. 3 4
3. Прием подачи из зоны 6 в зону 3 на точность 3 3
4. Передача сверху у стены, стоя лицом и спиной (чередование) 2 3
5. Нападающий удар прямой из зоны 4 в зону 4-5 (в 16-17 лет с низкой передачи), 5 попыток 1 2
6. Нападающий удар с переводом из зоны 2 в зону 5, из зоны 4 в зону 1 (16-17 лет с передачи за голову), 5 попыток. 1 2
7. Прием подачи из зоны 5 в зону 2 на точность, 5 попыток. 1 2
Тактическая подготовка 1 Контрольные действия: прием подачи, вторая передача из зоны 3 в зону 4 или 2 (по заданию) и нападающий удар (с 16-17 лет вторая передача выходящим игрокам). 2
2 Участие в соревнованиях, игр (5) 5 5