Рабочая программа секция по волейболу 7-11 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для секции по волейболу опирается на Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.12 №273-ФЗ.
Составлена на основе: «Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол» Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. М.: Просвещение, 2011г.
Волейбол - один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.
Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различного масштаба. Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы – углублённое изучение спортивной игры волейбол.
Основными задачами программы являются:
-укрепление здоровья;
-содействие правильному физическому развитию;
-приобретение необходимых теоретических знаний;
-овладение основными приемами техники и тактики игры;
-воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
-привитие ученикам организаторских навыков;
-повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу;
-подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Программа по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» предназначен для обучающихся 7-11 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 2 часа в неделю: 7-11 классы - 70 часов в год. Занятия проводятся в спортивном зале МОУ Крестовоздвиженской СОШ. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Практические занятия с юными волейболистами различают по направленности: однонаправленные (посвящены одному из видов подготовки: технической, тактической, физической), комбинированные (включают материал 2-3 видов в различных сочетаниях), игровые (игровая тренировка, двухсторонняя игра, игровой фрагмент), контрольные.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение: История возникновения и развития волейбола. Современное состояние волейбола. Терминология в волейболе. Правила безопасности при выполнении игровых действий. Правила игры.
Правила безопасности при занятиях волейболом.
Общая физическая подготовка
Теория: Значение ОФП в подготовке волейболистов.
Практика: Общеразвивающие упражнения направленные на развитие всех физических качеств. Упражнения на снарядах, тренажерах, футбол, баскетбол.
Специальная физическая подготовка
Теория: Значение СФП в подготовке волейболистов.
Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой) быстроты перехода от одних действий к другим. Подвижные и спортивные игры. Упражнения сходные с основным видом действия не только по характеру нервно-мышечных усилий, но и по структуре движения. Упражнения, направленные на развитие прыгучести, быстроты реакции, специальной ловкости. Игры по характеру действий сходные с волейболом.
Техническая подготовка
Теория: Значение технической подготовки в волейболе.
Практика: Стойки. Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху). Подачи снизу. Прямые нападающие удары. Защитные действия (блоки, страховки).
Тактическая подготовка
Теория: Правила игры в волейбол. Значение тактической подготовки в волейболе.
Практика: Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча. Тактика нападающих ударов. Тактика приёма подач. Групповые и командные действия в нападении. Групповые действия при приёме нападающих ударов, взаимодействия защитников между собой, взаимодействия защитников со страхующими, взаимодействия защитников с блокирующими.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ СЕКЦИИ ПО ВОЛЕЙБОЛУ
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ПРИОБРЕСТИ ОБУЧАЮЩИЕСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В ходе реализация программы по учебно-тренировочному направлению «Волейбол» обучающиеся
должны знать:
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
должны уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
заботиться о своем здоровье;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ВОЛЕЙБОЛ» ОБУЧАЮЩИЕСЯ СМОГУТ
получить знания:
значение волейбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
правила безопасного поведения во время занятий волейболом;
названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;
наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований по волейболу;
жесты волейбольного судьи;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола;
могут научиться:
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях волейболом;
выполнять технические приёмы и тактические действия;
контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях волейболом;
играть в волейбол с соблюдением основных правил;
демонстрировать жесты волейбольного судьи;
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ
Техническая подготовка. Обучение технике - важнейшая задача учебно-тренировочной работы (при помощи подготовительных и наводящих упражнений). Технику волейбола составляют специальные технические приемы: - перемещения, - подачи, - прием и передачи, - нападающие удары, - блокирование. Тактическая подготовка. Тактическая подготовка волейболиста представляет собой постепенное усложнение условий, в которых приходится действовать занимающимся и индивидуально, и во взаимодействии с другими игроками. Формирование тактических умений - это: - умение принять правильное решение и быстро выполнить его в различных играх, - умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия, - умение взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником.Основные приемы техники игры в волейбол и способы их выполнения:
- перемещения, - прием и передачи, - подачи, - нападающие удары, - блокирование. Тактика нападения и тактика защиты: - индивидуальные действия, - групповые действия, - командные действия.
Описание материально-технического обеспечения
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
Литература
Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов. Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011.
Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Кисилева.- Волгоград.: Учитель, 2011.
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Сетка волейбольная
Мячи волейбольные
Скакалки
Обручи
Секундомер
Гимнастическая стенка
Гимнастические скамейки
Гимнастические маты
Сантиметр
Компрессор для накачивания мячей
Средства доврачебной помощи
Аптечка медицинская
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЕКЦИИ ПО ВОЛЕЙБОЛУ
ДЛЯ 7-11 КЛАССОВ
№ п/п Наименование разделов и тем Кол-во
часов Дата
План Факт
1 Правила безопасности при занятиях волейболом. 1 06.09 2-3 Стойки и перемещения. Учебная игра. 2 08.09 13.09 4-5 Нижняя прямая подача. Подача на точность. 2 15.09 20.09 6-7 Нижняя боковая подача. 2 22.09 27.09 8-9 Верхняя прямая подача 2 29.09 04.10 10 Развитие координации. Учебная игра. 1 06.10 11 Правила игры в волейбол. Игры по характеру действий сходные с волейболом.
Судейство. 1 11.10 12-13 Приёмы и передачи мяча 2 13.10 18.10 14-15 Верхняя передача мяча 2 20.10 25.10 16-17 Передача в прыжке. Специальные упражнения у сетки. 2 27.10 01.11 18-19 Приемы мяча. 2 03.11 15.11 20-21 Прием мяча с падением. 2 17.11 22.11 22-23 Групповые и командные действия в нападении. Учебная игра. 2 24.11 29.11 24-25 Блокирование групповое 2 01.12 06.12 26-27 Групповые действия в защите внутри линии и между линиями. 2 08.12 13.12 28 Взаимодействия защитников между собой. 1 15.12 29 Взаимодействия защитников со страхующими1 20.12 30-31 Элементы гимнастики и акробатики в занятиях волейболиста. 2 22.12 27.12 32-33 Элементы баскетбола в занятиях волейболистов. 2 29.12 17.01 34-35 Индивидуальные тактические действия при приеме подач. 2 19.01 24.01 36-37 Индивидуальные и групповые действия нападения. 2 26.01 31.01 38-39 Индивидуальная тактика подач. 2 02.02 07.02 40-41 Индивидуальная тактика передач мяча. 2 09.02 14.02 42-43 Индивидуальные тактические действия при выполнении первых передач на удар. 2 16.02 21.02 44-45 Тактика нападающего удара. 2 22.02 28.02 46-47 Тактика нападающего удара с переводом в линию. 2 02.03 07.03 48-49 Индивидуальные тактические действия блокирующего игрока. 2 09.03 14.03 50-51 Упражнения, направленные на развитие прыгучести, быстроты реакции. 2 16.03 21.03 52-53 Защитные действия (блоки, страховки). 2 22.03 30.03 54-54 Отвлекающие действия при нападающем ударе. 2 04.04 06.04 56 Терминология в волейболе. Судейство.Учебная игра.
1 11.04 57-58 Взаимодействия нападающего и пасующего. 2 13.04 18.04 59-60 Групповые действия в нападении через игрока передней линии. 2 20.04 25.04 61-62 Командные действия в защите 2 27.04 02.05 63-64 Индивидуальные действия против группового блока. 2 04.05 10.05 65-66 Игра по правилам с заданием 2 11.05 16.05 67-68 Игра в волейбол. Правила безопасности при выполнении игровых действий. 2 18.05 23.05 69 Учебная игра 1 25.05 70 Учебная игра 1 30.05 ИТОГО 70