Конспект занятия Как мы искали клад

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Образовательная область: Познание, социум
Раздел: Ознакомление с окружающим, развитие речи Тема: «Путешествие в Простаквашино» Цель: Продолжать расширять правовое сознание ребенка через дальнейшее знакомство в игровой форме с Конвенцией ООН о правах ребенка и с Декларацией о правах человека.
- Учить детей в атмосфере демократизма и творчества самостоятельно находить и реализовывать права ребенка в специально созданных проблемных ситуациях на основе рассказов Э.Н. Успенского “Трое в Простоквашино”.
- Закрепить знакомые детям права ребенка и познакомить с правом на личную собственность и неприкосновенность жилища; с правом на участие ребенка в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
- Воспитывать доброжелательные контакты, координацию взаимодействия всех участников занятия - игры, умение выслушивать, принимать и учитывать мнение других.
- Повышать сплоченность детей в группе, целенаправленно в течение всего занятия проводить коррекцию асоциального поведения детей.
- Пополнить словарь детей за счет слов: гражданство, личная собственность, неприкосновенность, семейные связи, свидетельство о рождении, тайна корреспонденции.
Предварительная работа: Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино», знакомство с правами и обязанностями,
Материал: Интерактивная доска, д/игра: «Кто где живёт», карточки с заданиями, символы – прав,
Группа украшена рисунками родителей и детей видения Конвенции о правах ребенка. На центральной стене расположена эмблема “Конвенция о правах ребенка”. Стулья расставлены в виде паровозика, на котором написано “Краснотурьинск - Простоквашино”.
Одна сторона группы украшена в виде избы: стол, на столе самовар, на стенах фотографии дяди Федора, кота Матроскина, родителей дяди Федора.
В другой стороне группы: ширма с кассами железнодорожного вокзала.
Кот Матроскин (взрослый) сидит на подоконнике и ест бутерброд с колбасой.
Билингвальный компонент: семья- отбасы,

Этапы
деятельности
Действия воспитателя
Деятельность детей


Мотивационно-
побудительный
Круг радости: Мы цветы жизни
Мы все одна семья,
Живём в стране счастливой
Мы счастливо живём!

Біз ™мірдіS г_леміз?
Туыспыз біз б‰ріміз?
БаKытты елде тaрган соS
БаKытты омір с_реміз.

Приветствуют друг друга





Выполняют двигательные упражнения по тексту.


Организационно -поисковый

Матроскин (перебивает)
Мяу! Все занимаетесь, да занимаетесь. Не устали?
Воспитатель.
Да, мы каждый день занимаемся и хотим иметь большой запас знаний, чтобы потом нам было легче учиться в школе. Ведь каждый человек имеет право на что, ребята?
(на экране появляется символ права на образование)
Матроскин.
Я жил здесь по-соседству, вон в том доме, что из окна виден, на чердаке и часто приходил в ваш детский сад прогуляться, и видел, как вы занимаетесь. Даже на прогулке вас чему-нибудь учили и рассказывали так интересно, что я тоже слушал.
А вы меня видели, ребята? Нет? Я - кот, а фамилия моя - Матроскин. А вот я вас всех знаю (называет детей по именам).
Воспитатель.
Да, у каждого ребенка есть имя и фамилия. Объясните коту Матроскину почему?
(появляется символ права на имя)

Матроскин.
А что такое гражданство?
Матроскин.
А где вы родились и живете?


-А вы хорошо знаете свою Родину?

Матроскин.
Какие вы умные, так много знаете. Это, конечно, хорошо получать знания, чтобы потом стать полезным членом общества. Вот я раньше, когда жил на чердаке, тоже был необразованный котом. А когда я познакомился с дядей Федором, то он меня даже научил писать и читать. И теперь - я самый умный кот в округе. И живу я сейчас в деревне Простоквашино вместе с дядей Федором и Шариком в большом красивом доме. Мы его сами выбрали, он ничей был. Помыли, покрасили, у нас даже телевизор есть. А еще огород и корова с теленочком Гаврюшей. Дядя Федор сказал, что у нас есть право на ..., ой, забыл!
Воспитатель.
Ребята, вы ведь тоже живете в своих квартирах, у вас тоже есть свои личные вещи (обращение к ребенку) Сережа, вот у тебя какие есть личные вещи?
Игра – задание «Чьи это вещи?»
Воспитатель.
А может кто-то чужой зайти в вашу квартиру и забрать себе вашу игрушку?


Д/игра пазлы: «Чей дом»
(символ неприкосновенности жилища)
Матроскин.
Ой, сколько много нового я узнал, что немного даже устал. Отдохнуть даже захотелось. Ой! Придумал!! А хотите поехать к нам в гости в Простоквашино? У нас там такой экологически чистый воздух и продукты свежие. А вы имеете право на отдых?
(символ-право на отдых)
Матроскин.
Вот здорово! Тогда пойдемте скорее на вокзал покупать на поезд билеты.
(дети подходят к ширме «Кассы», слышится голос из репродуктора:
«Внимание! Скорый поезд «Костанай – Простоквашино» отправляется с 4 перрона через 5 минут”.


Матроскин.
Приехали! А вот и наш дом. (стучит в дверь).

Грачонок (игрушка в окне). Кто там?

Матроскин.Да, это мои друзья! Проходите, пожалуйста, в дом, располагайтесь поудобнее. Сейчас я вас парным молочком угощу от нашей коровы.
(угощает детей молоком, разливая его по чашкам).
Воспитатель.
Матроскин, а где же твои друзья?
Кот.
Шарик ушел в лес с ружьем на фотоохоту, а дядя Федор уехал в гости в город к своим родителям. Скучно без него. Вот я, лично, не хотел его отпускать, потому что мне скучно. В следующий раз он соберется, а я его не отпущу к его родителям.
Воспитатель.
Дети, правильно поступит кот Матроскин, если не отпустит дядю Федора?

Воспитатель.
Конечно, неправильно. потому что он имеет право на семейные связи. Вы с кем живете, ребята?
Воспитатель.
А с кем из родственников можете встречаться или ходить в гости?
Воспитатель.
Да, ребенок должен расти со своими родителями в семье.
(символ права жить в семье)
-Ребята, а ваши папы и мамы вас любят? Как вы чувствуете любовь, как она проявляется по отношению к вам?
Воспитатель.
Из ваших рассказов видно, что ваши родители очень любят вас и заботятся о вас.
Матроскин.
Меня тоже дядя Федор любит, он мне расчесывает шерсть, кормит рыбкой и колбаской.
(символ-право на внимание и любовь)
Воспитатель.
У каждого человека, помимо прав, есть еще и обязанности перед родителями. Какие это обязанности? Кто может ответить?
(стук в дверь)


Галчонок (игрушка из окна)
Кто там?
Печкин (взрослый).
Это я, почтальон Печкин, принес вам письмо от дяди Федора для кота Матроскина. (входит, обращается к коту)
У вас документы есть?
Матроскин.
Вот мои документы- усы и хвост.
Печкин.
На документе печать должна быть. А где у тебя печать?
(обращается к детям)
Я извиняюсь, а вы кто такие будете? А документы у вас есть?
Воспитатель.
Каждому человеку с момента рождения выдается документ
( на экране показывает свидетельство о рождении). А потом, когда ребенок подрастет, ему исполнится 16 лет, ему выдается вот такой документ (показывает паспорт)
Затем вос-ль показывает свой паспорт.
Дети, а вы знаете, как называется этот документ?
Воспитатель.
Это паспорт гражданина- Казахстана здесь есть фотография и печать (показывает и детям и Печкину)
Печкин.
Да, печать есть, ну тогда получите письмо.
Воспитатель.
(берет письмо) Давайте поскорее распечатаем письмо и узнаем, что пишет дядя Федор. Давайте откроем. Ну, что? Открываем?
Матроскин.
Неправильно делаете, неправильно! Это письмо не вам адресовано, а мне. Каждый имеет право на тайну корреспонденции. И я - тоже.
(показ символа права на тайну переписки)
Воспитатель.
А ведь правильно Матроскин говорит. Извини нас, пожалуйста, и возьми свое письмо.
Матроскин (распечатывает конверт и читает)
“Здравствуйте мои дорогие кот Матроскин и Шарик! Мне так грустно без вас, я сильно скучаю, но приехать не смогу. А почему вы сможете узнать, если правильно сложите эти пазлы”.





Матроскин.
А как же можно, дети, помочь ему быстрее выздороветь?

Воспитатель.
Да, дети, вы правильно говорите. Каждый имеет право на медицинское обслуживание, пользоваться средствами лечения болезней и восстановления здоровья.
(показ символа: право на здравоохранение)
-А что нужно постоянно делать, чтобы не заболеть?
Физминаутка: «Рано утром по порядку, Дружно делаем зарядку
Папа руки поднимает, мама дружно приседает, повороты вправо влево делает мой братик Сева, я ж наклоны выполняю и за всеми успеваю.
Воспитатель.
Нам очень понравилось у тебя в гостях, но пора возвращаться в детский сад. Спасибо за гостеприимство. До свидания!
Матроскин.
Погодите, ребята! А давайте дружить домами?
Воспитатель.
А давайте теперь мы всех пригласим к нам в детский сад и дядю Федора, когда он выздоровеет, и Шарика, и кота Матроскина.
Матроскин.
С удовольствием! Я так люблю ходить в гости. Пригласите меня, когда у вас на обед рыба, а я для вас молочка свеженького прихвачу.







-Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование.







нет





Если у человека не будет имени, то как к нему будут обращаться
- Каждый ребенок с рождения имеет право на имя, фамилию и гражданство

-Это та страна, в которой ты родился.
-В Казахстане, мы имеем Казахстанское гражданство. Мы – граждане Казахстана.
Да (работа по карточкам)
Дети стрелками показывают, что относится к Казахстану.










Игрушки, книжки, кровать, зубная щетка Дети стрелками показывают, чьи вещи
- Нет, потому что все имеют право на личную собственность и неприкосновенность жилища. дети собирают пазлы




- Мы имеем право на отдых и досуг, можем заниматься тем чем хотим.


Дети и воспитатель рассаживаются на стульчики, звучит песня: «Мы едем, едем, едем» дети имитируют поездку в поезде. По окончании музыки дети встают, выходят).


- Это мы, ребята из детского сада, приехали с котом Матроскиным к вам в гости.

Дети пьют.






-Нет, неправильно. Ребенок не должен жить без мамы и папы


(дети по очереди отвечают).


-С дедушкой и бабушкой, с сестренками и братишками, с тетями и дядями.



-Заботятся о нас, целуют нас на ночь, покупают одежду, игрушки и т.п.





- Слушаться и не огорчать плохим поведением родителей, не разговаривать с мамой и папой грубо, помогать маме по дому, хорошо учиться в школе, а когда будем уже взрослыми, то тоже о них заботиться, потому что они уже будут старенькими.






(возможны ответы и “да” и “нет”)






Паспорт.





(возможные ответы детей: да, нет).








(Матроскин достает из конверта пазлы, сложив которые дети видят картинку, на которой дядя Федор изображен с градусником).
Дядя Федор заболел, наверное, он простудился.
-Выпить горячее молоко с медом, вызвать врача, сделать укол, выпить таблетку, поставить горчичники и т.п



Зарядку


Выполняют двигательные упражнения по тексту


(ответы детей).


Рефлексивно - корригирующий
Воспитатель с детьми «садятся в поезд» и под музыку возвращаются в д/сад.
- Понравилось вам наше путешествие?
-какие права мы с вами сегодня закрепили?
Воспитатель выставляет символы прав на экран



Ответы детей



Дети называют права

Ожидаемый результат:
Воспринимать: знать свои права и обязанности, любить свою Родину
Понимать: что каждый человек свободен
Применять: полученные знания в жизни, быть доброжелательным, уважать мнения других.





























«Чьи это вещи»: с помощью стрелок покажи, где, чьи вещи.