Конспект урока изо ОБЪЕКТ И ПРОСТРАНСТВО. ОТ ПЛОСКОСТНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ К ОБЪЕМНОМУ МАКЕТУ (7 класс)


Изобразительное искусство, 7 класс
УРОК № 9
ТЕМА УРОКА. ОБЪЕКТ И ПРОСТРАНСТВО. ОТ ПЛОСКОСТНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ К ОБЪЕМНОМУ МАКЕТУ
Тип урока Урок формирования новых умений
Цели деятельности учителя
 Формировать представление об исторических аспектах развития художественного языка конструктивных искусств; учить воспринимать плоскостную композицию как схематическое изображение объёмов в пространстве при взгляде на них сверху; развивать пространственное воображение
Планируемые образовательные результаты
Предметные уудМетапредметные уудЛичностные ууд• понимать чертёж как плоскостное изображение объёмов, когда точка - вертикаль, круг - цилиндр и т. д.;
• применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект
и вспомогательные соединительные элементы;
• развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес 1( творческой деятельности Познавательные:
• понимать информацию, представленную в изобразительной и схематичной форме (пятна и линии как чертёж объектов в пространстве);
• самостоятельно находить необходимую информацию. Регулятивные:
• определять цель, проблему в учебной деятельности;
• понимать проекционную природу чертежа. Коммуникативные:
• отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения учебной деятельности;
• осознанно использовать речевые средства при прочтении плоскостной композиции как схематического изображения • понимать значение знаний для человека, стремиться к приобретению новых знаний;
• приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков;
• учиться критически оценивать свою деятельность;
• формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности
Методы и формы обучения Метод: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, беседа. Формы: фронтальная и индивидуальная
Образовательные ресурсы • Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wikl/
• Режим доступа: http://www.artsait.ru
Оборудование  Компьютер, мультимедийный проектор, экран. Материалы: картон, бумага, клей ПВА, ножницы
Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентация «От плоского к объёмному». Композиции, выполненные учителем
Основные понятия и термины Чертёж. Проекция. Макет. Соразмерность. Пропорциональность
Организационная структура (сценарий урока)
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляе-мая деятельность учащихся Формы органи-зации совзаимо-действия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Проме-жуточ-ный конт-роль1 2 3 4 5 6 7
I. Органи-зацион-ный момент
Подготовка учащихся к изучению нового материала
- у меня в руках куб, а на доске я изобразил квадрат и утверждаю, что я изображал фигуру, которая находится у меня в руке.
Почему я делаю такое утверждение?
- Предмет может выглядеть по-разному, в зависимости от того, откуда мы на него смотрим. Одна из сторон куба является квадратом.
- Правильно! Вещь объёмна, трёхмерна, а её изображение плоско, двухмерно.
Ещё на заре своего развития зодчество породило особый вид графического изображения, которое помогало спроектировать и построить здания и целые города! То есть от плоского изображения человек переходил к объёмному, этому мы и будем учиться на нашем уроке! Слушают учителя. Отвечают на вопрос. Ставят перед собой цель
Фронталь-ная
Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности, осознают недостаточность своих знаний. Личностные: осознают свои интересы (восприятие чертежа как плоского изображения объёмов)
II. Изу-чение нового материала
Объяснитель-но-иллюстратив-ный
-- Изображения различных предметов - рисунки - появились как средство общения между людьми еще до создания письменности.
См. ресурсный материал (1) к уроку на с. 72.
Все проекции шара - круги, диаметр которых равен диаметру шара.
Презентация «От плоского к объёмному». (Слайды 2--8.)
- Прошу ответить на несколько вопросов:
- В чем заключается анализ геометрической формы предметов? Каково его значение?
- Что общего и в чем отличие между проекциями цилиндра и конуса?
- Какую форму имеют проекции куба и прямоугольного параллелепипеда?
- у каких геометрических тел все проекции одинаковы?
Геометрические фигуры - важные элементы при создании вещей и зданий.
См. ресурсный материал (2) к уроку на с. 72. Олимпийский стадион в Токио.
Презентация «От плоского к объёмному». (Слайды 9-12) Знакомятся с композициями плоскостными и объёмными; С понятием чертежа как плоскостным изображением объёмов. Отвечают на вопросы. Знакомятся с архитектурными объёмными сооружениями
Фронталь-ная, индивиду-альная
Познавательные: определяют понятие «чертёж», понимают плоскостную композицию как схематическое изображение объёмов при взгляде на них сверху. Знакомятся с композиционными задачами соразмерности и пропорциональности. Коммуникативные: понимают взгляд учителя на художественный язык конструктивных искусств; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию.
Личностные: понимают значение знаний для человека, стремятся к приобретению новых знаний ПI. Твор-ческая практи-ческая деятель-ность
Частично-поисковый
~ Сегодня на уроке мы с вами будем выполнять объёмно-пространственную композицию по теме «Соразмерность и пропорциональность объёмов в пространстве». Для первых макетов мы будем использовать плотную бумагу и картонную плоскость для основания. Посмотрите на примеры композиций, показаны в учебнике, и придумайте свои варианты объемно-пространственной композиции.
-Перед началом работы внимательно прочитайте задание учебника (с. 53) Готовят рабочее место, читают задание и создают объемно-пространственную композицию из различных по размеру и форме геометрических тел Индивиду-альная
Познавательные: применяют в создаваемых композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы. Регулятивные: работают по плану, самостоятельно находят и исправляют ошибки.
Личностные: развивают пространственное воображение IV. Итоги урока. Рефлек-сия
Выставка работ, обмен мнениями
Организует обсуждение работ.
- Расставьте свои работы так, чтобы их можно было рассмотреть со всех сторон. Выполните эскизы чертежей своих композиций. Чертёж поможет вам выявить недочёты в вашей работе, если таковые имеются. Поделитесь опытом со своими товарищами Выполняют чертежи от руки и затем представляют свои работы. Беседуют друг с другом Фронталь-ная, индивиду-альная
Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге; осознанно используют речевые средства в соответствии с учебной ситуацией Ресурсный материал к уроку 9
1. С тех пор как научились возводить сначала простейшие, а потом более сложные сооружения, мастера стали использовать при строительстве рисунки, а затем и чертежи. При строительстве жилищ, крепостей и других сооружений появились первые чертежи, которые назывались «планами». Эти чертежи обычно выполнялись в натуральную величину непосредственно на земле, на месте будущего сооружения. В дальнейшем такие планы-чертежи стали выполнять на пергаменте, дереве и холсте в уменьшенном виде. На чертежах старались показать как форму, так и размеры предметов. В Древней Руси было очень много искусных мастеров по литью металлов, изготовлению оружия, строительству зданий. Так, например, в летописях XIII-XIV вв. найдены рисунки, по которым можно узнать способ изготовления предметов. Часто на одном изображении совмещались план (вид сверху) и фасад (вид спереди) какого-либо сооружения, например, моста. Неудобство такого совмещения заставило разъединить оба вида и при менять при изображении предметов два, три и более видов. С развитием кораблестроения потребовались более точные, вычерченные в строгом масштабе чертежи. В корабельных чертежах 1686-1751 п. уже применялись три изображения, с помощью которых на плоскости чертежа показывали основные размеры судна: длину, ширину и высоту. В 1798 г. французский инженер Гаспар Монж опубликовал свой труд «Начертательная геометрия», который лег в основу проекционного черчения. Присмотритесь к окружающим нас предметам. Многие из них имеют форму геометрических тел или их сочетаний.
Фронтальная и профильная проекция цилиндра - прямоугольники, а конуса - равнобедренные треугольники. Проекциями куба являются три равных квадрата.
Фронтальная и профильная проекции пирамиды - равнобедренные треугольники. Квадратное основание пирамиды проецируется на горизонтальную плоскость.
2. Архитектура (лат. architectura, от греч. architeckton - зодчий, строитель) - зодчество, искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Являясь одним из видов искусства, архитектура - это одновременно одна из форм материальной культуры, так как она постоянно связана с человеком и его запросами, а также с использованием достижений науки и техники. (Общежитие Кембриджа. Штат Массачусетс, США.) Соседние постройки, части здания, комнаты мы воспринимаем относительно соседних элементов и размеров самого человека, поэтому в композиционной задаче необходимо прежде всего решить задачу соразмерности. Важно, чтобы здание было не слишком велико и не подавляло территорию или не было слишком мало и не терялось в пространстве. Ещё одно важнейшее определение в архитектуре - пропорциональность, Это - соотношение архитектурных форм по высоте, ширине и длине. Эти соотношения отрезков, площадей и объемов выражаются целыми (l : 2, 2 : 3 и т. д.) И иррациональными числами. Пример отношений целых чисел - «египетский треугольник» - 3 : 4 : 5, примененный в пирамидах Древнего Египта; пример иррациональных отношений - «золотое сечение» - деление отрезка на две неравные части так, чтобы целое относилось к большей части как большая часть к меньшей. Приближенный ряд чисел «золотого сечения» (3 : 5, 5 : 8, 8 : 13, 13 : 21 и т. д.) назван рядом Фибоначчи в честь итальянского математика XII в. Пропорции определяют соразмерность и гармоничность элементов архитектурных форм. От того, насколько гармонично сделаны здание или вещь, насколько соразмерны и пропорциональны их формы, зависит не только их функциональность, но и художественная ценность, красота.