Доклад Использование заданий разноуровневого характера на основе приемов ТРКМ


Тема: «Использование заданий разноуровневого характера на основе приемов ТРКМ »
Сегодня в России идет активная работа по совершенствованию системы образования. С переходом на новые образовательные стандарты повышаются требования к результатам образования, которые учитывают возрастные и индивидуальные особенности школьников.
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Таким образом, актуальность  внедрения новых приемов в учебный процесс с целью   развития познавательных УУД вытекает из особенностей современной  ситуации в государстве.
В первую очередь она связана с беспрецедентным информационным взрывом, порожденным появлением компьютерных информационных технологий.
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, невозможно точно предсказать, какие виды работ придется осуществлять нынешним первоклассникам. Может быть тот объем информации, который мы даем, нашим ученикам в школе, никогда им не пригодится в течение жизни и профессиональной деятельности.
Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку большой багаж знаний, сколько научить учащихся управлять информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

К сожалению, современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности в условиях обширного информационного пространства, а для успешного обучения познавательные УУД должны быть сформированы уже в начальной школе.
Для реализации поставленных задач ФГОС НОО, нужно организовать определенную учебную деятельность, которая бы способствовала развитию личности учащегося на основе освоения универсальных способов действия.
Значит, необходимо создать условия, инициирующих действия учащихся: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, использовать новые приемы преподнесения учебного материала ,т.е. создать новую информационно – образовательную среду.


Существует множество различных технологий, которые способствуют формированию познавательные УУД. Меня заинтересовала ТРКМ.
Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером в 80-е годы ХХ столетия.
В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления»
В основе технологии формирования критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского « всякое размышление есть результата внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим» [4], а также идеи Д. Дьюи, Ж.Пиаже и Л.С Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически – творческого подхода к любому материалу.
 
Цель ТРКМ - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни.
Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы.

ТРКМ предполагает гуманистический подход к обучению. Гуманистический подход в противоположность авторитаризму предполагает личную вовлеченность обучающегося в процесс учения: обучающийся в нем инициативен и самостоятелен, он учиться мыслить, анализировать, понимать сущность и значимость свой будущей профессиональной деятельности.
Технология направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

В основу ТРКМ положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех фаз (стадий):                                                
         I фаза  (5 минут) Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)    
        II фаза (25 минут) Осмысление содержания (получение новой информации)
        III фаза (10 минут) Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).
Но не в этом, на мой взгляд, заключается ценность данной технологии.
          Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то  очевидно, что они не представляют какой-то новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» это как часть урока, посвященная изучению нового материала.   И третья стадия  в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения знаний.

«Изюминка» данной технологии - это многообразие универсальных приемов, которые можно использовать на различных стадиях урока, при любой форме организации учебного процесса ( групповой, парной, индивидуальной) , а самое главное, они активизируют познавательную активность детей, тем самым способствуют формированию познавательных УУД.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, знаково- символические.
Среди множества приемов ТРКМ мною были отобраны и систематизированы приемы, для каждой группы познавательных УУД, которые в наибольшей степени способствуют формированию различных видов умений.
Но как бы положительно не описывали приемы ТРКМ в научной литературе, всем понятно, что один и тот - же прием не может одинаково действовать на разных детей. Для большинства учащихся начальной школы эти приемы увеличивают мыслительную активность, тем самым повышают уровень работоспособности на уроке, а для некоторых, пусть их немного в классе, данные приемы приводят детей в тупик.
Все выше сказанное еще раз подтверждает, что при любой деятельности нужно организовать условия, инициирующих действие учащихся, отталкиваясь от психолого-возрастных и индивидуальных особенностей развития личности ребенка.
Исходя из этого, возникла необходимость адаптировать некоторые приемы ТРКМ в соответствии с индивидуальными особенностями детей, с целью использования заданий разноуровневого характера.

Кластер
Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях:
-на стадии вызов – для стимулирования мыслительной деятельности;
-на стадии осмысления – для структурирования учебного материала;
-на стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
А также подходит для формирования любой группы познавательных УУД.
Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев).
На основе данного приема можно разработать задания разного уровня.
По уровню трудности.
1 уровень
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее
2 уровень
Детям с более низким уровнем развития даю готовые схемы
( кластеры), на которых записано не одно ключевое понятие, а несколько. Дети дописывают недостающие сведения по изученной теме.
По объему
Кластеры отличаются друг от друга количеством приведенных примеров к ключевому понятию.
     Приём «Синквейн» 
  Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. На основе данного приема можно давать задания разноуровневого характера.
У детей с невысоким уровнем мыслительной деятельности, как правило, низкий словарный запас, плохо развита речь, поэтому мне необходимо помочь ребенку «запустить» мыслительный процесс, чтобы он, наравне со всеми, участвовал в учебной деятельности.
Эту помощь можно организовать несколькими способами:
Заранее на листе бумаги я набрасываю разные слова ( несколько слов должны быть не по теме), среди этих слов есть слова, которые пригодятся для составления синквейна).
Немного изменить правила составления синквейна.
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка – это описание темы (одно прилагательное).
Третья строчка – это описание действия ( 1-2глагола).
Четвёртая строка – это фраза , показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.





13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Прием «Круги на воде»
Дается ключевое слово , например, «опасности», детям с высоким уровнем познавательной активности предлагаю подобрать на каждую букву не одно слово, а два, а дети с низким уровнем достаточно подобрать по одному.
Можно предложить другой вариант.
1 уровень – выполняют согласно условиям работы с этим приемом, а детям с низким уровнем развития оказываю небольшую помощь.
Заранее на листе бумаги записываю ключевое слово, а рядом со словом пишу одну или две буквы нового слова ( можно записать все согласные буквы нужного слова), связанное по смыслу с ключевым.
Подсказка поможет детям подобрать нужное слово, в результате ребенок будет более уверенно чувствовать себя на уроке, а значит, он будет себя считать равноправным субъектом образовательных отношений, что благоприятно скажется на развитии познавательных УУД.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Прием «Рыбья кость»
Детям, после изучения темы, предлагаю оформить пройденный материал при помощи приема «Рыбья кость».
Дети с высоким уровнем развития самостоятельно записывают и причины и факты.
Для детей с низким уровнем развития дается задание, где нужно к известным причинам написать факты, либо по фактам определить, какие причины легли в их основу.
   Прием «Толстые и тонкие вопросы»
«Толстые» вопросы( 1 уровень) – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать
«Тонкие» вопросы» ( 2 уровень) – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа.


Толстые вопросы ( 1 уровень)
Тонкие вопросы ( 2 уровень)

дайте объяснение, почему...
почему вы думаете...
почему вы считаете...
в чем разница...
предположите, что будет, если...
что, если...
кто...
что...
когда...
может...
будет...
мог ли...
как звали...
было ли...
согласны ли вы...
верно...

Прием «Корзина идей»
Предлагаю детям записать, что они знают по новой теме.
Детям ( 2 уровень) помогаю сконцентрироваться на конкретной теме при помощи наводящих слов, именно они заставят ребенка вспомнить и записать имеющиеся знания, а первые буквы в словах придадут уверенность в правильности собственных предположений.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
        
  
       Прием «Логическая цепочка»
Проблема: Почему улетают птицы?
При работе с приемом «Логические цепочки» для детей (1 уровень) в последнем звене записываю 2 слова, взятые из формулировки решаемой проблемы ( исчезают птицы). Это звено поможет детям восстановить цепочку причин, которые лежат в основе этого явления природы.
Дети ( 2 уровень) получают не одну, а две подсказки: последнее звено и первое , на котором записана первая причина, повлекшая возникновению решаемой проблемы.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
                                 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415     
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Процесс успешного обучения ( и развития) детей более сложен, чем представляется на первый взгляд.
Ребенок слушает объяснения учителя ( или читает учебник), при этом он должен понять материал в целом и во взаимосвязи его частей. Скорость процесса понимания у детей идет на разных уровнях и в зависимости от индивидуальных способностей.
Далее процесс продолжается во времени на уровне подсознания, углубляется при повторении ( дом задание), при опросе или контрольной работе, т. е. идет качественная доработка уровня осознанности и глубины внимания.
Такой процесс способствует развитию и самовыражению личности детей, формированию у них чувства уверенности и достоинства, расширяет кругозор, словарный запас, речь.
Если же ребенок не имеет возможность изложить усвоенный им материал( устно или письменно), процесс усвоения материала остается незавершенным и будет поверхностным, часто неглубоким, что способствует воспитанию безответственности, особенно негативно проявляющийся у плохо успевающих детей.
Прием «Ключевые термины» помогает решить данную проблему.
Он представляет собой схему – чертеж, где с помощью условных знаков, отдельных слов, черточек, символов и иногда отдельных предложений передается главное содержание изучаемого материала. Эти знаки служат опорными сигналами при рассказе, помогают стройно и логично изложить материал.
При объяснении нового материала, учитель на доске записывает основные термины, именно они помогут ученику изложить новый материал при помощи схемы.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
После объяснения учителя, дети ( 1 уровень) зарисовывают схему по изученной теме. ( блоки записаны и обозначены цифрами)
Уровень трудности.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Для детей ( 2 уровень) на схеме записаны почти все ключевые моменты. Ребятам остается лишь немного доработать схему.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Данный прием дает шанс ученику хорошо отвечать, избавляет от слов – паразитов, помогает увеличить словарный запас, тем самым ликвидирует ощущение комплекса неполноценности.

В завершении своего выступления хочется сказать, что без хороших природных условий - не растет дерево, без хороших жизненных условий - уменьшается продолжительность жизни, без школьных условий, инициирующих детей к деятельности, мы не сможем сформировать УУД.

Таким образом, адаптируя приемы ТРКМ под индивидуальные особенности детей, мы создаем условия для реализации поставленных задач ФГОС НОО.










13PAGE 15


13PAGE 14115



Прием «Козина идей»
Тема «Строение тела человека» - 2 класс



Внешнее строение ( части тела)

1

4.

2.

3.

5.

1

2.

3.

4.

5.

Внутренне строение ( органы)

1 уровень

6.

6.

Прием «Козина идей»
Тема «Строение тела человека» - 2 класс



Внешнее строение ( части тела)

1.голова

4.ж.

2.г.

3.к.

5.с.

1.почки

2.л.

3.с.

4. м.

5. к.

Внутренне строение ( органы)

2 уровень

6.ш.

6.ж.

Исчезают птицы

Похолодание
( солнце стоит ниже чем летом)

Листопад
исчезают цветы, травы

Исчезают насекомые








Исчезают
птицы

1 уровень

Похолодание
( солнце стоит ниже чем летом)







Исчезают птицы

2 уровень

ш
А
Х
Т
А


1. карьер

Домен
ная
печь

чугун

Станки
батареи

Мартеновская печь
( сталевар)

Станки
Рельсы
Поезда
Автомобили
Самолеты
Тракторы
Трубы
Посуда
Оружие



3. Месторождение
( скопление руды в земле)




Магнитогорск, Курск, Караганда

Железная руда


2.
сталь



















Синоним из одного слова, который повторяем суть темы.

Фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме.
К теме



3 глагола

Собака( 1уровень)

2 прилагательных

1 существительное

2 уровень
2.Умные, новые, злые, зеленые
3.Жалят, играют, мечтают, летают.
4.
5.Верность, проблема, радость, зверь




















Синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме.
К теме



3 глагола

собака

2 прилагательных

1 существительное

2 уровень

та

иг

но

ук

ог

ап

пл

сп

ок

О

П

А

С

Н

О

С

Т

И




2 уровень





нж

укс





плт

спчк



О

П

А

С

Н

О

С

Т

И




2.


Железная руда





3.


1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.











1.




1 уровень

2.


Железная руда





Магнитогорск, Курск,

3. Месторождение
( скопление руды в земле)

1.Станки
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.



Мартеновская печь
( сталевар)

1.Станки
2.




Домен
ная
печь

1. карьер




2 уровень



15