Конспект урока Углы, многоугольники


Математика 5 класс
Тема. Обобщение темы «Углы. Многоугольники».
Цели деятельности учителя Предметные: обобщить и систематизировать знания учащихся о видах углов, многоугольников, распознание и построение многоугольников, навыки решения геометрических задач на нахождение элементов многоугольников - периметров, градусную меру углов, количество диагоналей, осей симметрий.
Личностные: развивать навыки самостоятельной работы, познавательный интерес, формировать умение высказать собственное мнение, анализировать своей работы, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, умение работать в коллективе.
Метапредметные: развивать познавательный интерес к математике, умение использовать приобретенные знания к практической деятельности, умение строить логическое рассуждение и воображаемое мышление
Тип урока Урок обобщения и систематизации знаний
Планируемые образовательные результаты Учащийся научиться решать геометрические задачи на нахождение градусной меры угла, на нахождение элементов многоугольника, равнобедренного и равностороннего треугольников, уметь находить на рисунках фигуры, имеющие ось симметрии, находить в окружающем мире объекты, имеющие ось симметрии фигуры.
методы и формы обучения Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная
Образовательные ресурсы Оборудование Проектор, презентация
Наглядно-демонстрационныйматериал Толковый словарь
Основные понятия и термины Виды углов, градусные меры углов, биссектриса угла, многоугольники, периметры многоугольников, формула для нахождения количества диагоналей многоугольников, виды треугольников, сумма углов в треугольников, формулы нахождения периметров прямоугольника и квадрата, фигуры симметричные относительно прямой, симметрии фигур, понятие термина «полиндром».
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Деятельность учителя Осуществляемая деятельностьучащихся Формы организации взаимодействия
I. Организационный момент Приветствие учащихся, проверка готовности
к уроку
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем необычный урок, урок – сказку, который поможет вспомнить все, что вы знаете по геометрических фигурах, многоугольниках. И, конечно же, покажете, что вы умеете. Работать будете парами.
А сейчас, вы должны сами догадаться, по какой сказке будем путешествовать.
Перед вами рисунки. Нужно назвать фигуры, изображенные на рисунке, и вы узнаете по какой сказке будем путешествовать… (в результате выполнения задания собирается слово «Колобок»). Демонстрируют готовность к уроку Фронтальная
II. Устная работа. Повторение основных понятий.
Итак, мы будем путешествовать по сказке «Колобок». Запишем сегодняшнее число. Все вы, ребята, знаете, что сказки бывают с хорошим концом и не очень. И от вас зависит, чем закончится наша сказка: «Сможете ли вы помочь Колобку живым и здоровым уйти от Лисы?».
Готовы отправится в сказку? Отправляемся в сказку «Колобок».
Слушаем, ребята, внимательно начало сказки.
-Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:
-Испеки мне, старушка, колобка.
-Да из чего испечь-то? Муки нет.
-Эх, старуха! По амбарам помеси, по сусекам поскреби – вот и наберется муки на колобок. Чтобы набрать муки нам надо решить некоторые задания:
Слайд №4:
Учитель: Какие фигуры изображены на рисунке?
Ученики: …
Слайд №5:
Учитель: Найдите известные вам углы и определите их вид.
Ученики: …
Слайд №6:
Учитель: Соотнесите углы и их градусные меры.
Ученики: …
Старуха так и сделала: намела, наскребла пригоршни с две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно остынуть... (Слайд 7) Слушают учителя; считают устно, выполняя задания учителя: соотнести углы с градусными мерами Фронтальная
III. Сообщение темы
и целей учебной деятельности Слушаем сказку дальше.
Надоело Колобку лежать – он и покатился, с окна на лавку, с лавки – на пол, по полу – да к дверям. Перепрыгнул через порог в сени, из сеней – на крыльцо, с крыльца – на двор, со двора – за ворота, дальше и дальше... Катится Колобок по дороге, а навстречу ему... (заяц)
Помогите колобку, чтобы спасти его от зайца. Слушают учителя.
Вступают
в диалог с учителем и одноклассниками. Имеют учебную мотивацию Фронтальная
IV. Решение задач на повторение.
Решение устных задач на нахождение углов с применением метода решения задач на части и задач на уравнивание. (слайды 8, 9)
Задача 1: Найдите градусные меры углов.
Ответ: 600, 1200.
Задача 2: Найдите градусные меры углов.
Ответ: 400, 1400.
Молодцы, ребята, вы спасли колобка от зайца. (слайд 10) Анализируют числовые выражения,
на основе анализа делают вывод Фронтальная
V. Физкультминутка (Слайды 11, 12) Учитель показывает ячейки таблицы. Правильно – встали, неправильно – сели.
126˚ острый 83˚ тупой 145˚ тупой
75˚ тупой 100˚ прямой 81˚ острый
170˚ развернутый 66˚острый 91˚ прямой
48˚ острый 90˚ прямой 180˚ развернутый
- Встали прямо!
- Повернулись на 180˚, на 90˚, на 360˚.
- Руки вверх, вздох-выдох, опустили руки, тихо сели! Выполняют физические упражнения. Фронтальная.
VI.Обобщение и систематизация знаний о многоугольниках. Продолжаем сказку. Катится Колобок, а навстречу ему...
(ответ:волк).
Помогите колобку, чтобы спасти его от зайца.
Слайд № 13: Задача 3:
Учитель: Какие фигуры изображены на рисунке?
Ученики…..
Учитель: Какие задачи можно составить с ломаной и многоугольником?Слайд № 14 Задача 4:
Учитель: Найти длину ломаной СКDОТМ и периметр многоугольника ABCDFE.
Ответ: 21 км, 15 дм.
Молодцы, ребята, вы спасли колобка от волка. Слушают учителя, отвечают на вопросы, составляют тексты задач по кратким записям; самостоятельно решают задачи, дают ответ на поставленный
вопрос; Фронтальная.
Индивидуальная.
VII. Ра-бота
с геометри-
ческимизадачами Закрепление и совершенствование знаний о диагоналях многоугольников.
Слушаем сказку дальше. Катится Колобок по лесу, а навстречу ему... Кто идет навстречу Колобку? (Медведь)
Слайд № 16:
Учитель: Какие бывают многоугольники?
Ученики….
Учитель: Как их различают?
Ученики…
Учитель: Где применяют знания о многоугольниках?
Ученики…Слайд №17:
Учитель: Что можно провести в многоугольниках?
Ученики: Диагонали.
Учитель: Сколько диагоналей в многоугольнике можно провести?
Ученики: Количество диагоналей можно рассчитать по формуле
Слайд № 18: Найти количество диагоналей у 7 -угольника, 10-угольника, 100-угольника.
Ответы: 14, 35, 4850.
Слайд № 19:
По данным на чертеже найти периметр прямоугольника АВСD.
Ответ: 18 см.
Молодцы, ребята, вы спасли колобка от медведя (слайд 20). Знают отличительные особенности геометрических фигур; умеют чертить заданные геометрические фигуры.
Осуществляют взаимопроверку Фронтальная.
Индивидуальная. Групповая
Продолжаем сказку. Катится Колобок, а навстречу ему хитрая Лиса:
-Здравствуй, Колобок! Какой ты пригоженький, румяненький! Слышала я, что ты хорошо усвоил свойства геометрических фигур, знаешь про ось симметрии и умеешь строить их. Помоги мне, Колобок, ответить на следующие вопросы:
- Сколько осей симметрии можно провести в равнобедренном треугольнике, прямоугольнике, квадрате, равнобедренной трапеции, окружности?
- Что мы называем симметрией фигур?
- Где можно видеть симметрию? (слайды 21-24).
- Найдите из алфавита буквы, которые имеют вертикальную, горизонтальную и обе оси симметрии. (слайд 25).
Из словаря учащиеся находят смысл термина «палиндром»
- Найдите слова и предложения «палиндромы».(слайды 26-27).
Фронтальная.
Индивидуальная.
VIII. Заключение Лиса была поражена знаниями Колобка, подружилась с ним и отпустила его с миром. (слайды 28-29).
Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями, помогли Колобку остаться живым и невредимым. А теперь пора возвращаться из сказки.
Благодаря вашим стараниям у нас получилась сказка с добрым, веселым концом. И еще раз убедились, что математика – интересная наука! IX. Ре-
флексия учебной деятельности - Что сегодня я узнал?
- Мне легко удались задания…
- У меня вызвало затруднения…
- Понравился ли вам урок? (слайды 30-31). Отвечают
на вопросы,
делают выводы, обобщения Фронтальная