Образы-символы в русских народных


тема: Образы-символы в русских народных песнях. Учитель музыки: Пучкова И.В Цель: выявить и классифицировать образы -символы в русских подблюдных песнях 1. изучить литературу по данной теме.2. выявить и проанализировать систему образов -символов.3. изучить их содержание и тематическую принадлежность.Объект исследования: русская обрядовая поэзия.Предмет исследования: образы-символы в подблюдных песнях. Задачи Проблема:Лучшие образцы русской литературы XIX - XX веков тесно связаны с фольклорной традицией. Такие поэты, как Жуковский, Пушкин, Некрасов, Есенин и многие другие прекрасно знали русскую обрядовую поэзию, использовали образы, описания обрядов в своих произведениях. Когда мы читаем строчки А.С.ПушкинаНастали святки. То-то радость!Гадает ветреная младость…Нам понятно, что речь идет о святочных гаданиях. Но в строчках:И вынулось колечко ейПод песенку старинных дней:«Там мужики то все богаты,Гребут лопатой серебро,Кому поем, тому доброИ Слава!»Но сулит утратыСей песни жалостный напев;Милей кошурка сердцу дев..мы часто либо понимаем неправильно, например, слово кошурка, либо, не понимая вовсе, пропускаем и не вдумываемся в его смысл. Непонятно также, почему серебро сулит утраты. Это мешает по-настоящему видеть красоту художественного текста, глубоко понимать его содержание. Гипотеза:Если мы изучим символическое значение образовподблюдных песен, то сможем глубже понимать смысл обряда, содержание русской обрядовой поэзии и художественных произведений, в которых она используется, т.к художественная литература и устное народное поэтическое творчество тесно связаны между собой.Методы исследования: анализ, классификация. Актуальность:Тема актуальна, поскольку в настоящее время в обществе наблюдается стремление к поиску настоящей, подлинной красоты, пробуждается интерес к народным корням, традициям, фольклору, к более глубокому пониманию настоящих художественных ценностей. На первом этапе нашего исследования мы изучили теоретическую литературу о русской обрядовой поэзии. Предмет нашего исследования тесно связан с календарными обрядами, в частности, со святочно- новогодними, когда совершались всевозможные гадательные обряды. Гадания девушек сопровождались пением подблюдных песен. Свое название песни получили в связи с игрой, которой сопровождалось гадание. Кто-либо из гадающих, не глядя, вынимал из блюдца первое попавшееся кольцо, и содержание пропетой песни относили к тому, чье кольцо вынулось. Хор закреплял гадание пением припева:Кому же мы спели,Тому добро,Кому вынется,Тому сбудется.Слава! Таким образом, подблюдная песня состоит, как правило, из двух частей. В первой части содержится предсказание, выраженное в иносказательной форме, а вторая является припевом, закрепляющим предсказание.В первой части обязательно присутствуют образы-символы, выражающие суть какого-либо явления. Многие образы-символы выходят к верованиям древних славян. Современный человек может не догадаться, что трава, например, символ девицы, женщины, а «есть траву» -означает любить. Горящая свеча- символ страдания и болезни, завивание кудрей- символ домашнего счастья и счастья вообще. На втором этапе работы над проектом нами было изучено 86 подблюдных песен, помещенных в сборнике К. Чистова и Б.Чистовой «Русская народная обрядоваяпоэзия», и выявлены основные образы- символы, встречающиеся в песнях.Составлена следующая таблица. Тема, Образы - символы Свадьба Золотые венцы, гости в лаптях, гости в сапогах, сваты, опутинка- верёвка, подушка, саночки, золотой перстень, булавочка, убрус – свадебная фата, две жемчужины, иголочка, яхонт, клён с берёзой, сокол, голубушка, кот и кошурка, черёмушка, хомут и дуга Богатство, благополучие Густая рожь, суслон – кладка снопов в поле, квашня, полная теста, чарочка с вином, комар, который каравай тащит, золото, коровушка с приплодом, жемчужина, кудрявая берёза, мышь, которая казну тащит, каравай, воз, въезжающий во двор с прибылью. Долгое девичество Печь, загнеток, долгие нитки, дежа – квашня, сад , полотенце, печной столб, венички – пошумельнички Бедность и вдовство Сарафан, весь истресканный, штаны короткие или дырявые, заехать в ухаб и не выехать, кони за воротами, петух на воротах. К разлуке Полотенце, ласточка, вьющая гнездо у терема, воробей , глядящий на чужую сторону, чечурка в печи – ломоть пирога, дуга и хомут на разных берегах реки, саночки- самокаточки, саночки к лесу повёрнутые, лодочка. К болезни, к покойнику Ворона, полотенце на стеночке, старушка под осиной, дубовый гроб, корыто, накрытое другим корытом, сунаряженное да повязанное – покойник, блин на блюдце Если предсказывалась свадьба, то, как правило, использовались образы золотого венца, золотого перстня. Невеста- жемчужина, жених- яхонт. Богатство, благополучие символизировали густая рожь, полная кадушка теста, мышь, несущая каравай, воз, въезжающий во двор с прибылью. Предсказание долгого девичества связывали с образом печи в разных вариантах, т.к печь являлась центром дома. Бедность и вдовство связывались с образами обветшавших предметов одежды: истрескавшийся сарафан, короткие или дырявые штаны. С образом ухаба на дороге, из которого трудно выехать, с образом свиньи или борова, подрывающего забор. Разлуку предсказывали при помощи образов, символизирующих средства передвижения: саночки, повернутые к лесу, лодочка, отплывающая от берега, а также образы птиц: воробей, глядящий на другую сторону, ласточка, вьющая гнездо у терема, ломоть пирога в печи, полотенце, дуга и хомут на разных берегах реки. Болезнь и покойника символизировали в песнях образы вороны, полотенца на стене, блина на блюдце, корыта, накрытого другим корытом. Мы обратили внимание на то, что есть образы- символы, присутствующие в различных тематических группах. Это образ полотенца, образ дуги и хомута, жемчуга. Слушатели разгадывали значение этих образов в зависимости от контекста. Выводы:В ходе работы нами были сделаны следующие выводы:1. язык подблюдных песен отличается богатейшей символикой.2. есть определенное количество образов- символов, являющихся сквозными для многих тематических групп.3. чаще всего в образах-символах отражается предметный мир, окружавший крестьянина в быту, занятия, ритуалы.4. символика подблюдных песен, прием иносказания сближает их с такими жанрами устного народного творчества как загадка, пословица, заклинание В процессе работы над темой, в ходе анализасистемы- образов подблюдных песен перед нами раскрылся интереснейший мир устного народного творчества, богатейшая образность русского языка. Работа расшириланаши знания о русских народных традициях, обрядах и глубокой связи с ними народного поэтического творчества.