Конспект урока Природа в опасности(2-3 класс)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 60»
(МБОУ « СОШ № 60»)


















Конспект экологической игры – путешествия
в конкурсе «Школьная площадка», номинация «Сценарий мероприятия с мультимедийным приложением »
« Природа в опасности!»














Автор: Карпешина Нелли Анатольевна,
учитель начальных классов
nakarpeshina@mail.ru












г. Рязань
2014 год




Цель: Обобщение знаний о животных и растениях, экологических знаний.
Задачи:
Предметные: закрепить и расширить знания учащихся о живой и неживой природе, о единстве и целостности природы.
Надпредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы, развивать навык умения работы в коллективе.
Личностные: умение определять свое отношение к окружающему миру и уважительное отношение к миру природы; развитие творческой активности и речи учащихся; развитие коммуникативных навыков и общественной активности; воспитание внимания к окружающим, готовности прийти на помощь; оценивание жизненных ситуаций (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Необходимое оборудование и материалы для занятия:
Мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран, колонки); интерактивная презентация «Природа в опасности!»
Используемые педагогические технологии, методы и приемы:
ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), системно -деятельностный подход; технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе игры :
В игре использованы различные формы работы, которые позволяют развивать ключевые компетентности обучающихся: познавательные, научные, социальные, коммуникативные и другие, которые помогут ребёнку ориентироваться в социуме, быть полноправным, полноценным гражданином нашего общества, прослеживаются межпредметные связи.
В ходе практической работы дети закрепляют знания по теме « Природа в опасности!», используют знания, полученные на уроках. Ученики работают с разными видам информации, учатся извлекать из них определённый смысл, формулировать свои суждения.
Ход и содержание игры
I. Организационный этап. Мотивация.
Цель – проверка готовности к занятию, установление эмоционального контакта в группе. Деятельность учителя:
- В удивительное время мы с вами живем. И, наверное, можем считать себя везунчиками, счастливчиками. Человечество может гордиться своими достижениями в области техники, искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю. Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии.
- Что ждет нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам дает. Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого на Земле? Экологический кризис коснулся всех стран и народов. Всем неизбежно придется принимать меры, чтобы сохранить для себя и тех, кто идет за нами, нашу прекрасную планету. Слайд 1
II. Этап повторения изученного материала.
Цель – выявить знания детей по изученной ранее теме «Природа».
Деятельность учителя:
- Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, река, озера и моря! Здравствуйте, птицы – соловьи, воробьи, жаворонки! Здравствуйте, звери – волки, зайцы, лисицы, медведи!
-Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, может быть, до сих пор на Земле жили бы все животные и растения, которых мы уже никогда больше не увидим, т.к. люди уничтожили их. Слайд 2
Деятельность учащихся: ( Чтение наизусть.)
Есть просто храм
Есть храм науки.
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!
Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я –
Здравствуй, улица моя!
Я пою – и в вышине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
- Ты скорей, дружок, расти.
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я,
- Здравствуй, Родина моя!
Звучит фонограмма Слайд 3
- Прислушайтесь. Кто к нам приближается?
- У нее есть для нас послание (Чтение послания.)
- Ну что, ребята, отправляемся в путь. Путь будет не из легких, много преград встретится на нашем пути.
- А еще с нами просится Машенька. Возьмем ее с собой? ( Ответы учащихся.) Слайд 4
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.
Цель – активизация мыслительной деятельности.
Деятельность учителя:
- Давайте прислушаемся ребята. Куда мы с вами попали? Слайд 5
- А что случилось?
- Как спасти лес от пожара?
-Давайте потушим его. Чтобы погасить языки пламени нам нужно ответить на вопросы.
1. Стоит девица, Ой, нарядная: Вся-то стройная, Вся-то ладная. Белый чёрным шит Сарафан на ней. Ветер к ней спешит, Чешет кудри ей, Зелена коса развивается, В ярком солнышке купается. Слайд 6
2. Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос. Я кормлю свиней и белок Ничего, что плод мой мелок. Слайд 7
3. Её всегда в лесу найдёшь - Пойдём гулять и встретим: Стоит колючая , как ёж, Зимою в платье летнем. Слайд 8
4. У меня длинней иголки, Чем у ёлки. Очень прямо я расту, В высоту. Если я не на опушке, Ветви - только на макушке. Слайд 9
Деятельность учащихся: (Ответы учащихся.)
-А теперь послушайте легенду о сосне. Слайд 10-11
Деятельность учащихся: (Слушают чтение учителя.)
IV. Этап актуализации знаний.
Цель – выявить первоначальные знания детей по теме «Лекарственные растения»
Деятельность учителя:
-Пожар мы потушили. Да еще нам дождик помог. Слайд 12
- Природа оживать стала. Слайд 13
- Но Маша поранилась. Слайд 14
- Давайте вспомним лекарственные растения (Дети называют растения - мята, календула, ромашка, подорожник.) Слайд 15-16
- Молодцы! Вы оказались настоящими знатоками растений.
- С помощью какого растения мы можем остановить кровь? (Ответы учащихся.) Слайд 17
- Ребята, а вы знаете легенду о том, как были открыты лечебные свойства подорожника?
Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая замешкалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшись невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать растение для лечения ран.
Деятельность учащихся: (Слушают чтение учителя.)
V. Этап изучения необходимой информации . Практическая работа учащихся.
Цель – выявить первоначальные знания детей по теме «Ягоды, грибы», формирование уверенности в себе
Деятельность учителя:
- А теперь давайте погуляем по лесу. Чем богат лес? (ягодами, грибами)
-А вы знаете, какие грибы нужно собирать? Это мы сейчас и проверим.
- Соберите съедобные грибы в лукошко. Слайд 18 Молодцы, вы справились с заданием.
-Пора двигаться дальше. Сейчас мы должны оказаться на берегу реки. Слайд 19
- Здесь тоже произошло несчастье. Вся рыба попалась в сеть браконьерам. Нужно освободить её. А для этого мы должны выполнить следующие задания:
(Дельфин, акула, щука, ёж, сом по местам обитания распределить.)
Деятельность учащихся: ( Ответы учащихся. )
VI. Этап применения знаний . Практическая работа учащихся.
Цель – умение работать в группе, вести учебный диалог, работать с дополнительной литературой, расширение кругозора учащихся, умение добывать информацию из иллюстраций, текста, использовать жизненный опыт, развитие речи, умение выражать свои мысли слушать и дополнять ответ товарища.
Деятельность учителя:
- В знак благодарности рыбы дали нам корабль, на котором мы сможем переплыть на другой берег. Слайд 20
- И скоро будем у Миши.
- Ну, вот беда . У пчел упали ульи. Слайд 21-22
- Надо решить математические цепочки. Слайд 23
Деятельность учащихся: (Работают в парах, с взаимопроверкой, могут высказать несогласие с проверкой работы, должны это обосновать.)
Деятельность учителя:
- Молодцы! Вы оказались настоящими друзьями природы. Слайд 24
- Пчелы вернулись в свои родные места.
- Пора прощаться с пчелками. Они для Миши передают горшочек с медом. Слайд 25
- Мы поплыли дальше. Слайд 26
VII. Этап коррекции.
Цель – вызвать у детей сочувствие к природе, найти пути выхода из сложной ситуации. Деятельность учителя:
- Наше путешествие подошло к концу. Вы с честью выдержали все испытания, преподнесенные нам природой, и заслуживаете звания «Знатоки природы». В одиночку это было бы невозможно. Только дружной командой можно справиться с экологическими проблемами. (Вручение медалей.)
- Пусть люди исправят то, что ещё можно пока исправить. Чтобы поколения следующих тысячелетий могли увидеть чистое небо, утреннюю росу, и не в зоопарке и в Красной книге встретиться со своими собратьями. Люди должны беречь природу.
Деятельность учащихся: (Дети высказывают свои мысли.)
VIII. Этап подведения итогов игры.
Цель – подведение итогов, формулирование вывода
Деятельность учителя:
- Давайте подведём итог нашей работы. Слайд 27
Деятельность учащихся : ( Чтение наизусть).
Птицы, рыбы и звери в душу людям смотрят.
Вы их пожалейте, люди, не убивайте зря.
Ведь небо без птиц не небо,
А море без рыб не море,
И земля без зверей не земля, не земля, не земля.
Мы порой безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.
Ни за что не в ответе,
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро своё сгубим,
А гордимся природой
И Отечество любим.
Я люблю тебя, большое время,
Но прошу – прислушайся ко мне:
Не убей последнего тюленя,
Пусть гуляет в тёмной глубине.
Не губи последнего болота,
Загнанного волка пощади,
Чтобы на земле осталось что-то,
От чего щемит в моей груди!















Список использованной литературы

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Плешаков, А. А. Методические рекомендации к учебнику “Мир вокруг нас. 4 класс А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2004.
5.Лекарственные плоды. Универсальный справочник.Л.Солнцев,О.Волченкова.Изд.:Аркаим,2004.
6.Травник лекарственных и их применение. Объединение « МеГа- сервис» при редакции и издательстве « Медицинская газета»,1989.
7.Мир лесных растений. В.В.Петрова.- М.: Наука.1978.
8.Полный атлас лекарственных растений. Н.Н.Сафонов. Изд.: ЭКСМО.с.312,2012.


























Список использованных материалов, Интернет-ресурсов

1.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
11.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
12.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
14.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
16.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
17.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
18.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
19.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]]
20.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
21.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
22.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
23.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
24.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
25.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
26.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
27.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
28.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
29.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
30.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
31. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
32. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
33.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
34[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
35.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
36.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
37.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 38.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
39.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
40.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
41.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
42.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
43. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
44.. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
45. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
46. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
47. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
48. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
49. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
50. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
51. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
52. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
53.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


\ђ Заголовок 1\ђ Заголовок 2\ђ Заголовок 3\ђ Заголовок 4\ђ Заголовок 5\ђ Заголовок 6\ђ Заголовок 7\ђ Заголовок 8\ђ Заголовок 915