Статья Мобильный компьютерный класс – новая возможность для повышения эффективности обучения школьников


Мобильный компьютерный класс – новая возможность для повышения эффективности обучения школьников
Рубцова В.А.,
учитель начальных классов
МБОУ «Новоалександровская сош
Ровеньского района Белгородской области»
Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. И ключевую роль в решении этих задач играет компетенция современного человека в ИКТ.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств: компьютеров, мобильной связью, Интернет и т. д.
В электронной образовательной высокоинформативной среде учитель и ученик равны в доступе к информации, содержанию обучения, поэтому учитель перестаёт быть единственным источником фактов, идей и другой информации. Наставник, помощник – вот моя новая роль. Теперь я пытаюсь выполнить новые задачи развития в своих учениках востребованных современным обществом навыков – критического мышления, эффективной коммуникации при устном и письменном общении, умения работать в группе, быстро адаптироваться к изменениям в ИКТ, а также интеллектуальных навыков для постановки учебных задач.
Чтобы стать человеком XXI века, современному школьнику необходимо не просто овладеть базовыми компьютерными навыками, но и научиться отбирать и анализировать информацию, синтезировать новое знание, выстраивать систему эффективной коммуникации. Новый вид применения технологий открывает совершенно новые возможности для обучения, позволяя достичь более глубокого понимания и изучения материала.
К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся: электронные учебники и пособия; демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора; интерактивные доски; электронные энциклопедии и справочники; тренажеры и программы тестирования; образовательные ресурсы Интернета; DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями; интерактивные конкурсы; материалы для дистанционного обучения; научно-исследовательские работы и проекты; дистанционное обучение.
Одной из современных компьютерных технологий является использование на уроках мобильного компьютерного класса, что позволяет существенно повысить качество образовательного процесса    за счёт реализации следующих задач:
Индивидуализация обучения. Обычно ученики с замедленным темпом учебной деятельности стесняются поднимать руку, задавать вопросы, а имея, в качестве партнёра компьютер, они могут прорабатывать материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. На компьютере учащиеся получают возможность довести решение любой проблемы до конца, воспользовавшись необходимой справкой программы.
Формирование ключевых компетенций: в процессе поиска, обработки, оформления информации  у ребёнка формируются информационные компетенции: навыки работы с ноутбуком, Интернет-ресурсами (умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее), учебно-познавательные  компетенции (приобретение учащимися знаний и умений организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности). В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов. 
Облегчение изучения сложных тем программы путём визуализации и моделирования изучаемых процессов и явлений. Эффективность проведения мониторинга предметных и метапредметных результатов. Поскольку в процессе реализации современного образовательного стандарта учителю необходимо чаще осуществлять мониторинг учебных достижений учащихся, что занимает много времени на уроке.
Новый вид применения технологий открывает совершенно новые возможности для обучения, позволяя достичь более глубокого понимания и изучения материала.
В своей работе я регулярно использую компьютерные обучающие программы, создаю собственные презентации, проекты, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе.
На уроках русского языка, например, я использую тренажер «Грамотное письмо», где дети на компьютерах  выполняют практические задания разных видов.  При обучении чтению в 1 классе на уроках обучения грамоте  использую электронное учебное пособие «Азбука». Пособие содержит разнообразный интересный иллюстрированный и озвученный материал для звукобуквенного анализа слова, слоговой структуры слова, изучения некоторых орфограмм. Иногда использую данное пособие и на уроках русского языка. Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включенные в «Азбуку», способствуют повышению интереса к родному языку у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии.
На уроках математики  использую диск «Математика в играх и задачах». Данное пособие содержит разнообразный материал по многим темам, изучаемым в начальной школе. Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности, помогают развивать познавательные и творческие способности каждого обучаемого.
При работе над задачами  использую компьютерные анимационные слайды. Преимущество их в том, что в любое время можно вернуться к началу задачи, остановиться на отдельных его фрагментах, побеседовать с учащимися, выслушать различные мнения. Но не только электронные диски с готовым для работы материалом можно использовать в работе. Целесообразно на всех учебных предметах использовать тестовые задания. Главное: при выполнении тестовых заданий участвуют и глаза, и мозг, и руки учащихся, а игровые элементы имеют немаловажное значение в развитии у них интереса к выполняемой работе, а, следовательно, поддержании необходимого уровня интенсивности процесса обучения. Кроме тестов можно еще использовать кроссворды, схемы, таблицы, с которыми учащиеся работают непосредственно на компьютере, самостоятельно изучая материал урока и по очереди работая на компьютере по определенному алгоритму.
Для развития интереса к урокам русского языка предлагаю ребятам творческие задания, которые могут выражаться: в разгадывании кроссворда, ребуса по теме, но сначала перед детьми создаётся проблемная ситуация. Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам.
В содержание уроков литературного чтения включаю аудио средства, предлагая записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению почувствовать настроение, определить характер героев. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, расширяют и закрепляют полученные знания уроки-викторины по сказкам.
Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира и изобразительного искусства. У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.
А также ученики сами создают презентации, находят на сайтах, рекомендованных учителем, нужную информацию, работают с электронными энциклопедиями.
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности обучающихся для развития индивидуальных качеств. Практически подтверждено, что использование мобильного компьютерного класса существенно повышает качество учебного процесса и создает оптимальные условия для развития личности ребенка, повышения учебной мотивации и успешной реализации современного образовательного стандарта.     В процессе работы дети учатся находить и анализировать нужную информацию, совершенствуют навыки владения компьютером и сетевого взаимодействия. Развивается медиаграмотность и критическое мышление учащихся, формируется компьютерная грамотность детей.
Также с помощью мобильного класса у детей появляется возможность участвовать в различных дистанционных олимпиадах и конкурсах. Это отлично развивает умение работать в команде, а также социальные навыки детей.
Литература:
Ефимов В.Ф. использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников/В.Ф.Ефимов// Начальная школа. – 2009. - №2.
Новиков С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С.П. Новиков // Педагогика.-2003.- №9.
Роберт, И.В., Панюкова С.В.. Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008.