Формирование личностных и метапредметных результатов


«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя!» Д.И. Менделеев Современная школа должна ребенка:- научить учиться,- научить жить, - научить жить вместе, - научить работать и зарабатывать (из доклада ЮНЕСКО В новое тысячелетие). Тс + Тр + Ту – новая формула стандартов 1Тк структуре основных образовательных программ 3Тк условиям реализацииосновныхобразовательных программ 2Тк результатам освоенияосновных образовательных программ Требования к условиям реализации основных образовательных программ ТРЕБОВАНИЯ Кадровое обеспечение Финансово-экономическое обеспечение Материально-техническое обеспечение Санитарно-гигиеническиетребования учебное оборудование Учебники Требования к результатам освоенияосновных образовательных программ Результатыобразования Личностные Метапредметные Предметные Планируемые результаты:три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ:ориентацияценностно-смысловая;в социальных ролях и меж-личностных отношениях МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение:личностное, профес-сиональное, жизненное Смыслообразование:связь между целью (ре-зультатом) деятельности и ее мотивом Нравственно-этическаяориентация Регулятивные:организация деятельности Коммуникативные:речевые навыки инавыки сотрудничества Познавательные:общеучебные, в т.ч – знако-во-символические, логичес-кие, постановка и решениепроблемы Л з х Предметные и метапредметные действия сучебным материалом Опыт «предметной» деятельности по получению,преобразованиюи применениюнового знания Основы системы научных знаний ГЛАВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. УУД ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬ-НЫЕ КОММУНИКА-ТИВНЫЕ Обеспечивают ценностно-смысловую,нравственно-этическую ориентацию умение соотноситьпоступкии событияс этическимипринципами умениевыделитьнравственныйаспектповедения ориентация всоциальныхролях ориентациявмежличностныхотношениях Личностные действия знание моральныхнорм Обеспечивают организацию учебной деятельности Прогно-зирование Контроль Само-регуляция Коррекция Регулятивные действия Оценка Плани-рование Общеучебные-Самостоятельная постановка цели-Поиск информации-Структурирование знаний-Выбор эффективных решений-Рефлексия-Постановка и формулирование проблемы-Знаково-символические действия Постановка и решение проблемыФормулирование проблемыСамостоятельноесоздание способоврешенияпроблемтворческого ипоискового характера Логические-Анализ-Синтез-Сравнение-Подведение под понятие-Установление причинно-следственных связей-Доказательство-Выдвижение гипотез Познавательные универсальные действия Обеспечивают социальную компетентность, умения строить продуктивное взаимодействие Планированиеучебного сотрудничествас учителемисверстниками Разрешение конфликтов Управление поведением партнера Умениевыражатьсвоимысли Коммуникативные действия Постановкавопросов Требования к результатам освоения основной образовательной программы Выпускник начальной школы Любознательный, интересующийся, активно познающий мирВладеющий основами умения учиться.Любящий родной край и свою страну.Уважающий и принимающий ценности семьи и обществаГотовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение.Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. Портрет выпускника начальной школы - Любознательный, активно познающий мир.- Способный к организации собственной деятельности.- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа.Умеющий слушать и слышать. Уважающий чужое мнение.Готовый отвечать за свои поступки.Имеющий представление о здоровом и безопасном образе жизни. Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: подведение итогов урока;творческие задания;зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;самооценка события, происшествия; Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: «найди отличия» (можно задать их количество);«на что похоже?»;поиск лишнего;«лабиринты»;упорядочивание;«цепочки»; Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»;поиск информации в предложенных источниках;взаимоконтроль заучивание материала наизусть в классе; Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: отзыв на работу товарища;групповая работа по составлению кроссворда; «отгадай, о ком говорим»;диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д. Рефлексия за неделю Какое умение старались развить на этой неделе? Как это удалось? «Все получилось!» «Есть проблемы.» «Надо поработать еще.» Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом МЕТАПРЕДМЕТНЫХ:способность к саморегуляции;коммуникации;познанию ПРЕДМЕТНЫХ:система знаний;способность к получениюновых знаний, их преобразованиюи применению ЛИЧНОСТНЫХ:готовность и способностьк саморазвитию:самоопределе-нию;смыслообразо-ванию;ценностная ориентация способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач Как часто надо проводить в течение недели уроки, на которых планируется специальная работа, направленная на достижение метапредметных результатов? Хорошо – на каждом уроке. Можно – каждый день, не реже чем на двух уроках по разным предметам. Уроки, направленные на достижение метапредметных и личностных результатов ?= Обычные уроки Окружающий мир, 1 класс: познавательные УУД Часть 2, с.53. Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я – растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк? Окружающий мир, 1 класс: личностные УУД Часть 1, с. 67. Как ты думаешь, в какой семье вырастут добрые и заботливые утята? Окружающий мир, 1 класс: личностные УУД Часть1, с.69. Подумай, чему бы ты хотел научиться у каждой семьи, а что бы сделал иначе? Окружающий мир, 1 класс: личностные УУД Часть 2, с. 72. На каких рисунках человек ведет себя как разумное существо? Где он ведет себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь? Окружающий мир, 1 класс: личностные УУД Рабочая тетрадь, с.57. Оцени, правильно ли поступает девочка. Что она должна сделать сейчас как можно скорее? Перспективы в работе по формированию УУД Главная цель педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, т. е. личности желающей и умеющей учиться. Учебники образовательной программы «Школа 2100» Направленность на различные группы результатов - обязательные предметные умения - личностные УУД - познавательные УУД - коммуникативные УУД - регулятивные УУД НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ! Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!