Конспект урока Что мы знаем о Москве?


Технологическая карта урока
Учитель Джулакян Рузана АраратовнаОУ МБОУ - СОШ №17
Предмет Окружающий мир, 1 «А»
Тема урока Что мы знаем о Москве?
Используемая образовательная технология Технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология
Тип урока урок объяснения нового материала
Цели учителя -познакомить детей познакомить детей с некоторыми историческими и культурными достопримечательностями Москвы;
-Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания.
-Создать условия для воспитания уважения к чужому мнению, доброжелательного отношения друг к другу, чувства взаимопомощи, сознательного отношения к учёбе и к изучению предмета.
Цели учебной деятельности формировать представление о Москве как столице России, расширить кругозор учащихся, формирование речевой компетенции учащихся, привить гордость и любовь к столице Российского государства.
воспитывать чувство гордости за свою страну, за людей населяющую её.
Развитие образного, пространственного и логического мышления, воображения, речи и внимания;
Воспитание интереса к своей стране,
Новые знания Москва – столица России
Задачи урока 1.Образовательные:
- формировать представление о разнообразии, богатстве и уникальности природных объектов России, творениях рук российских мастеров и талантливых людях страны, показать многонациональность нашей Родины; учить видеть географические объекты, знать их названия;
расширять природоведческий кругозор учащихся, развивать произвольное внимание, любознательность, умение работать в группе, стремление к самостоятельному поиску знаний после урока;
прививать интерес к предмету, содействовать формированию чувства гордости за свою страну; прививать внимательное и бережное отношение к природе России, к ее культурному наследию.
2. Развивающие:
-Способствовать развитию грамотной речи, взаимодействия между учащимися.
-Развивать умение работать в паре и умение выстраивать самостоятельную работу.
-Способствовать развитию умения планировать свою деятельность.
-Формировать интерес к предмету математики.
Развивать логическое мышление, память, внимание, познавательные и математические способност3. Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность и умение помочь товарищу.
- Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.
Оборудование презентация достопримечательностей Москвы.
Ход урока
Этапы урока.
Методы и приемы Время, мин Содержание урока. Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Орг. момент
Словес.: слово учителя. 2 Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Окружающий мир у нас сейчас.
Солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы становимся добрее, умнее, внимательнее. Мысленно пошлите свои солнечные лучики всем своим друзьям и близким, нашим гостям. Улыбнитесь друг другу. Подарите всем свои улыбки. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. Я желаю вам любви и добра.
Проверка домашнего задания
 - О каких народах России мы говорили на прошлом уроке? С какими праздниками познакомились?
Приветствуют учителя.
Настраиваются на учебный процесс личностные:
-формировать положительное отношение к урокам окружающего мира; интерес к учебному материалу; представление о причинах успеха на уроке;
- регулятивные: учить принимать и сохранять учебную задачу и понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- познавательные: учить понимать информацию, представленную в игровой форме;
- коммуникативные: учиться использовать средства общения для решения коммуникативных задач.
2. Актуализация знаний и умений.

3. Освоение нового содержания и его применение.
8
10 Какие города России вы знаете? Как называется главный город нашей страны?
--Нам предстоит ответить на этот вопрос. Давайте, вспомним с вами отгадаем загадки и разгадаем кроссворд:
1. Шириною широко,
 Глубиною глубоко,
 День и ночь о берег бьётся.
 Из него воды не пьётся.
 Потому что не вкусна, -
 И горька, и солона. (Море)
2. Он и летом, и зимой —
 Между небом и землёй.
 Хоть всю жизнь к нему иди —
 Он всё будет впереди. (Горизонт)
3. На ладонь он ляжет весь.
 Не часы – а стрелка есть.
 Он в дороге пригодится -
 С ним нигде не заблудиться. ( Компас)
4. Я ходил по разным странам,
 Плыл по рекам, океанам,
 По пустыне шёл отважно –
 На одном листе бумажном. ( Карта. )5. Снег чернеет на полянке,
 С каждым днем теплей погода.
 Время класть в кладовку санки.
 Это, что за время года? (Весна)
6. В белый цвет оделся сад,
 Пчёлы первые летят.
 Гром грохочет. Угадай,
 Что за месяц это? (Май)
 - Посмотрите пожалуйста, какое слово у нас получилось по - вертикали? (Москва)
— Найдите на карте этот объект. Итак, мы отправляемся в Москву.
— Тема сегодняшнего урока звучит так: «Что мы знаем о Москве?».
-Что можете сказать? (ответы детей).
А как вы думаете, что такое столица?
- Сегодня мы отправимся в путешествие по Москве.
Учитель читает стихи Фёдора Глинки:
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах…
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..
- Как вы думаете, всегда город выглядел так, как его описал поэт?
Рассказ учителя:
- Более восьми веков назад. В 1147 году (XII век), на крутом холме, поросшем густым лесом, построили небольшую деревянную крепость.(слайд2) Этот год стали считать годом основания Москвы. В XIII веке Москва стала столицей Московского княжества.
В XV веке её укрепляют, строят новые стены и башни из дуба. (слайд 3) Но в те времена часто случались пожары, и эта беда не миновала и Москву. После очередного пожара её стали восстанавливать и строили уже из камня. Стены и башни из белого камня более 100 лет выдерживали атаки врагов, выстаивали перед пожарами.(слайд 4,5) В середине XV века на Боровицком холме был возведён тот Кремль, который мы можем видеть сегодня.(слайд 6) Конечно, краснокирпичный Кремль со временем обновлялся и реставрировался, но сильно его облик не меняется.
- А это Спасская башня Кремля. (слайд 7) Своё название она получила по названию иконы Спаса, которая находилась на башне со стороны Кремля. Главные проездные ворота башни считались «святыми», через них запрещалось проезжать верхом нам лошадях и проходить с покрытой головой. В верхней части башни расположены главные часы государства.(слайд 8) Они занимают 3 этажа башни.
- Когда же мы ждём боя курантов? (На Новый год) . Послушаем бой Курантов.(слайд 8)
- А теперь совершим заочную прогулку по современной Москве.
У стен Кремля расположилась Красная (т.е. красивая) площадь.(слайд 9)
На ней стоит самый необычный храм Москвы – Покровский собор (храм Василия Блаженного).(слайд 10) Василий был московским юродивым, странным человеком, предсказывавшим будущее. Его могила была на Красной площади как раз там, где построили Покровский собор.
- Одной из достопримечательностей Москвы является Московский университет. (слайд 11) Он был основан в середине XVIII века по инициативе великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова. В этом учебном заведении очень почётно учиться. Сегодня в университете обучается около 30 тысяч студентов.
- Где мы сможем увидеть русских царей, героев сказок и легенд, писателей, различные города и страны? Есть такое место в Москве. Для этого надо переступить порог одного из известнейший музеев Москвы – (слайд 12)Государственной Третьяковской галереи. Раньше здесь был дом московского купца Павла Михайловича Третьякова. Он начал собирать работы талантливых русских художников, а затем эту коллекцию вместе с домом городу. Поэтому музей носит его имя.
Но москвичи и гости столицы могут полюбоваться не только древними строениями и картинами художников. Они могут попасть в гости к животным.
- Как вы думаете, куда мы отправляемся? Правильно, в зоопарк. (слайд 13)
Московский зоопарк – это целый городок, в котором собрались по соседству звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся из разных мест нашей земли. Здесь разводят редких животных, изучают их поведение.
физкультминутка Слушают.
Отвечают на вопросы.
Выполняют задание. Анализируют.
Отвечают грамотно на вопросы.
учащиеся высказывают свои предположения.
личностные: формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей; первичное умение оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев.
- регулятивные: учить принимать учебную задачу и контролировать себя при ее выполнении; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; уметь выполнять учебные действия в устной речи, работать в сотрудничестве в группе;
- познавательные: понимать знаки, символы, схемы, карты; понимать заданный вопрос и строить ответ в устной форме; обобщать ранее полученные знания и использовать их в новой учебной ситуации; воспринимать смысл познавательного текста; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям;
- коммуникативные: учиться принимать участие в работе группы, допускать существование разных точек зрения, договариваться и приходить к общему мнению, использовать в общении правила вежливости; использовать средства общения для решения коммуникативных задач.
Личностные:
-воспитыватьгражданскую идентичность – «Я – гражданин России»; представление о ценности и уникальности природы России;
- познавательные: -понимать заданный вопрос и строить ответ в устной форме; обобщать ранее полученные знания и использовать их в новой учебной ситуации; воспринимать смысл познавательного текста; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям;
коммуникативные: учиться принимать участие в работе группы, допускать существование разных точек зрения, договариваться и приходить к общему мнению, использовать в общении правила вежливости; использовать средства общения для решения коммуникативных задач.
4. Практическая работа
5. Вывод и обобщение
10 мин
4 мин
Работа в тетрадях с.7 № 1.
- Рассмотрите рисунки. Узнаёте ли вы изображённые здесь достопримечательности? Соедините изображения с названиями.
Работа в парах.
- Мы с вами познакомились с некоторыми памятниками Москвы. А как же проводят своё свободное время маленькие москвичи?
- Откройте учебники на с.15, обсудите в паре, чем заняты ребята на фотографиях.
Прочитайте вывод на с.15. Что ещё вы узнали о Москве?

Дети работают в тетрадях
Ответы детей
Познавательные.: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.Коммуникативные.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: целепола-гание как постановка учебной задачи.- личностные: формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей;
- регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
- познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- коммуникативные: адекватно использовать средства устного общения.
6.Подведение итогов урока.
Рефлексия
6мин Что из услышанного сегодня на уроке вам больше всего запомнилось?
- Что вас удивило?
- Что вы можете сказать о нашей стране? Что расскажете дома?
- А завершить наш урок я хотела бы словами Александра Прокофьева:
Мне о России надо говорить,
Да так, чтоб вслух слова произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имен назвать одно – Россия.
Слушают учителя.
Анализируют урок.
Оценивают учебный процесс и свою деятельность на уроке. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха.