Разработка урока по биологии Разнообразие клеток многоклеточных организмов (5 класс)

Урок по природоведению (5-в класс)
Семинар учителей естественного цикла 22. 03. 2013 года.

Тема: «Разнообразие клеток многоклеточного организма»

Цели и задачи урока:
Закрепить знания о характерных чертах одноклеточных и многоклеточных организмов;
Познакомиться с разнообразием клеток многоклеточных организмов;
Доказать взаимосвязь строения и функций клеток многоклеточного организма;
Развивать осознание многоклеточного организма как единого целого;
Развитие способностей наблюдать объекты живой природы, анализировать их особенности, делать выводы;
Развитие навыков работы с увеличительными приборами микропрепаратами;
Развитие навыков групповой работы;
Воспитание интереса к познавательной и творческой деятельности, стремления к знаниям, интереса к предмету;
Формирование бережного отношения к природным объектам.

Оборудование:
Микроскопы;
Микропрепараты клеток зелёного листа, клеток стебля, клеток кожицы листа, жировой ткани животного, мышц животного;
Инструктивные карты;
Заготовки для рисунков;
Мультимедийная презентация;
Маркеры.

Ход урока:
Организационный момент.

Актуализация знаний.

На слайде три организма: одноклеточный, растительный, животный.
Что объединяет все эти организмы? – клеточное строение; – живые.
Какими свойствами обладает живой организм? – состоит из клеток; – растёт, развивается, питается, дышит, размножается.
Какие различия есть у трёх организмов? – одни – 1 клеточные, другие – многоклеточные.
Какими особенностями обладает одноклеточный организм? – состоит из одной клетки; – обладает свойствами живого; – самостоятельный.
Охарактеризуйте многоклеточный организм. – состоит из большого количества клеток; – все клетки разные; – жизнь клеток зависит друг от друга.

Проблема.
Перед нами растительный организм. Он состоит из листьев, стеблей, цветов. Листья и стебель покрыты блестящей кожицей. 1. Как вы думаете, почему цветки этого растения белые, а листья ярко зелёные? – разное строение клеток.
2. А как мы можем узнать это? – рассмотреть под микроскопом.
3. Итак, как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? – разнообразные клетки многоклеточного организма.

Тема: Разнообразие клеток многоклеточного организма
Сегодня проводится работа в группах, поэтому вспомните основные правила работы в группе.
В группе должен быть ответственный.
Один говорит – другие слушают.
Работать должен каждый на общий результат.
Если не понял, переспроси.
Своё несогласие высказывай вежливо.

На столах – микроскопы, инструктивные карты. В течение нескольких минут дети рассматривают свой микропрепарат, делают рисунок, анализируют рассмотренное и дают краткую характеристику клеток микропрепарата. Затем ответственный от каждой группы заполняет свою часть таблицы на доске, даёт характеристику своего микропрепарата. Параллельно все учащиеся работают в тетрадях для лабораторных работ, заполняя первые два столбца таблицы.
1 группа – клетки зелёного листа
2 группа – клетки кожицы листа
3 группа – клетки стебля
4 группа – жировые клетки
5 группа – мышцы
Клетки
Строение


клетки зелёного листа



клетки кожицы листа



клетки стебля



жировые клетки



мышцы




Вывод:
1. Клетки многоклеточного организма разнообразны по своему строению.

Клетки
Строение
Функции

клетки зелёного листа

Фотосинтез, образование органических веществ

клетки кожицы листа

Защита

клетки стебля

Транспорт веществ

жировые клетки

Запас питательных веществ

мышцы

Движение

Вывод:
строение и функции клеток взаимосвязаны.

ВЫВОД: КЛЕТКИ МНОГОКЛЕТОЧНОГО ОРГАНИЗМА РАЗНООБРАЗНЫ. ИХ СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ВЗАИМОСВЯЗАНЫ.

Домашнее задание.
Параграф 47.
Выводы Л/Р.
Кроссворд (готовый или придумать самостоятельно).

Рефлексия.
Подведём итоги сегодняшнего урока. Нам помогут вопросы на доске.
Сегодня на уроке я узнал ________________________________________________
Для достижения поставленных целей я ___________________________________
Больше всего мне понравилось __________________________________________
Самым интересным для меня сегодня было ______________________________
Самым сложным для меня сегодня было __________________________________
Сегодня я научился _____________________________________________________






Инструктивная карта.

Микропрепарат «Клетки зелёного листа»

Настройте микроскоп.
Рассмотрите микропрепарат под микроскопом.
Сделайте рисунок микропрепарата.
Дайте характеристику рассмотренным клеткам: - какую форму имеют клетки; - близко ли расположены друг к другу; - видно ли в клетке ядро и цитоплазму; - имеются ли какие-либо включения в клетке (если да, то какого цвета).





























В группе должен быть ответственный
Один говорит – другие слушают.
Работать должен каждый на общий результат
Если не понял, переспроси
Своё несогласие высказывай вежливо.
Инструктивная карта.

Микропрепарат «Клетки кожицы листа»

Настройте микроскоп.
Рассмотрите микропрепарат под микроскопом.
Сделайте рисунок микропрепарата.
Дайте характеристику рассмотренным клеткам: - какую форму имеют клетки; - близко ли расположены друг к другу; - видно ли в клетке ядро и цитоплазму; - имеются ли какие-либо включения в клетке (если да, то какого цвета).





























В группе должен быть ответственный
Один говорит – другие слушают.
Работать должен каждый на общий результат
Если не понял, переспроси
Своё несогласие высказывай вежливо.
Инструктивная карта.

Микропрепарат «Клетки стебля»

Настройте микроскоп.
Рассмотрите микропрепарат под микроскопом.
Сделайте рисунок микропрепарата.
Дайте характеристику рассмотренным клеткам: - какую форму имеют клетки; - близко ли расположены друг к другу; - видно ли в клетке ядро и цитоплазму; - имеются ли какие-либо включения в клетке (если да, то какого цвета).





























В группе должен быть ответственный
Один говорит – другие слушают.
Работать должен каждый на общий результат
Если не понял, переспроси
Своё несогласие высказывай вежливо.
Инструктивная карта.

Микропрепарат «Жировые клетки»

Настройте микроскоп.
Рассмотрите микропрепарат под микроскопом.
Сделайте рисунок микропрепарата.
Дайте характеристику рассмотренным клеткам: - какую форму имеют клетки; - близко ли расположены друг к другу; - видно ли в клетке ядро и цитоплазму; - имеются ли какие-либо включения в клетке (если да, то какого цвета).





























В группе должен быть ответственный
Один говорит – другие слушают.
Работать должен каждый на общий результат
Если не понял, переспроси
Своё несогласие высказывай вежливо.
Инструктивная карта.

Микропрепарат «Мышцы»

Настройте микроскоп.
Рассмотрите микропрепарат под микроскопом.
Сделайте рисунок микропрепарата.
Дайте характеристику рассмотренным клеткам: - какую форму имеют клетки; - близко ли расположены друг к другу; - видно ли в клетке ядро и цитоплазму; - имеются ли какие-либо включения в клетке (если да, то какого цвета).





























В группе должен быть ответственный
Один говорит – другие слушают.
Работать должен каждый на общий результат
Если не понял, переспроси
Своё несогласие высказывай вежливо.

Клетки, сходные по строению, объединённые выполнением общей функции, и межклеточное вещество, связывающее клетки.
Ячейки по Р. Гуку.
Увеличительные стёкла в верхней части тубуса.
Крупная группа живых организмов, характеризующаяся отдельными общими признаками строения и свойств.
Небольшое тельце в цитоплазме.
Маленькие организмы, состоящие из одной клетки.
Увеличительные стёкла в нижней части тубуса.
Часть растительного организма.
Орган животного.
Организмы, состоящие из большого количества клеток.
Прибор, увеличивающий изображение предметов в сотни и даже тысячи раз.
Самый простой увеличительный прибор, увеличивающий в 2 – 2, 5 раза.
Образование, ограничивающее содержимое клетки от окружающей среды.
Часть растительного или животного организма, имеющая определённое строение и выполняющая определённую функцию.
Вид ткани.
Данный кроссворд содержит вопросы прошлых тем (увеличительные приборы), настоящей – одноклеточные и многоклеточные организмы. Выделенные вопросы ещё не рассматривались в курсе природоведения в 5-ом классе. Кроме того, они будут рассматриваться в курсе 6-го и 7-го классов. Соответственно – это вопросы, которые соответствуют правилу «min - max».

Рисунок 115