Проблемы инклюзивного образования — обучение цыганского населения.



Проблема инклюзивного образования - обучение цыганского населения.
Выступление учителя начальных классов
I категории Антиповой Натальи Александровны.
До сих пор идут дебаты между педагогами, что же такое инклюзия. У нас в школе много проблем с включением инклюзивных детей в обычный режим работы школы. Но главная проблема начальной школы – это включение в образовательный процесс детей цыганской национальности. Мы до сих пор с учителями начальных классов разбираемся, что же такое интеграция и инклюзия, какое определение мы должны применить к обучению детей цыганской национальности. Попробуем вместе разобраться в этом.
Интеграция
Инклюзия
Внимание направлено на проблемы «особых» детей Внимание направлено на всех детей детского сада, школы
Необходимое требование - изменение субъекта (ребенка с проблемами)
Изменяются детский сад, школа
Преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями Преимущества получают все дети
Профессиональная, специальная экспертиза и формальная поддержка Неформальная поддержка и экспертиза воспитателя детского сада, учителя массового класса
Возможно использование специальных методов обучения и терапия Качественное обучение и воспитание всех детей - учеников школы
Ассимиляция Трансформация
Проблема доступности образования и трудоустройства цыган, социальная тема, имеющая значения для всего многонационального государства. Для цыганской нации - это не характерно учиться и работать в обществе. Вольному народу с богатыми кочевыми традициями не присуще получать среднее и высшее образование и работать на государственных предприятиях. В ВУЗах цыган-студентов говорят вообще нет, школу редко кто заканчивает. Так что эта тема актуальна и непривычна одновременно. Представители администраций, образования, службы занятости, комиссии по правам человека каждый раз пытаются понять и побороть потребительское отношение цыганского народа. Каждый раз цыгане жалуются на жизнь. Я работаю в школе в микрорайоне имени Чапаева, где половина учеников – цыгане. Семьи не заинтересованы в обучении детей. Дети прогуливают, а родители сетуют на отсутствие одежды. Каждая семья – многодетная. Жители микрорайона, учителя и ученики школы всегда помогают цыганским детям: приносят одежду, обувь. Но у цыган опять свои отговорки. Несмотря на сетование на жизнь в каждой семье есть машина, родители ходят в огромном количестве золотых украшений. А учиться – просто лень. Им образование, как они говорят, ни к чему. Работать то они не идут – цыганскими законами не положено. В целом по России цыган зарегистрировано около миллиона. И действительно важно, как этот миллион будет зарабатывать себе на жизнь, и будет ли приносить пользу обществу.
А ведь цыгане, проживающие практически на всей территории Российской Федерации, являются гражданами этой страны и должны жить по её законам. На отсутствие у цыган образования или его низкий уровень влияют несколько факторов, связанных между собой. Одним из важнейших факторов можно назвать менталитет и культуру цыганского народа — традиции, которые соблюдаются веками, иерархическую структуру цыганского общества. Многие взрослые и пожилые цыгане не могут даже написать свое имя или поставить свою подпись. Если взглянуть на эту ситуацию шире, то сегодняшние проблемы, связанные с правовой безграмотностью и низкой образованностью цыган, будут усугубляться и впредь, и сегодняшние дети, не получающие необходимого образования, через несколько лет окажутся в том же сложном положении, что и их родители. Принимая во внимание культурные особенности цыган, первоочередной задачей для общества и организаций, ведущих работу с цыганским населением, является тесная работа с родителями, имеющими колоссальное влияние на своих детей. По проблемам образования цыган были проведены десятки конференций и семинаров. Но прежде всего нужно изменить отношение народа, в частности родителей, к образованию, убедить их в ценности образования для обеспечения благополучного существования цыганского народа.
Так, в частности, планируется заняться пропагандой здравоохранения и образования среди этой этнической группы. Цыгане зачастую имеют очень низкий уровень образования, что связано с традицией раннего вступления в брак. Девочку 9 лет уже выдают замуж. После замужества девушка не имеет права появляться в школе. Законом прописано, что это совращение малолетних. Власти же опять никак не реагируют, говоря, что закон малых народов это разрешает. А как же Российские законы?
Стремление общества или страны проживания цыган интегрировать их, с одной стороны, и стремление цыган сохранить культурную самобытность и традиции — с другой, делают интеграцию трудновыполнимой.
Используемые информационные источники.
И. В. Сохань. «Что мы знаем о цыганах?
http://www.klerk.ru/http://mdn2011.web.belti.ru/http://adcmemorial.org/www/481.htmlhttp://www.tv2.tomsk.ru/