Работа по внедрению в образовательный процесс Lesson Study


Подготовительная работа к проведению Lesson Study
в ГУ «Жалгысканская средняя школа»
Одним из видов сетевого взаимодействия может являться взаимодействие с использованием подхода Lesson Study — как способа совершенствования преподавания и обучения, как способа развития профессионализма учителей. Используя Lesson Study, учителя могут на демократической основе проводить исследование и изучение урока, влиять на качество обучения и преподавания. Этот подход наиболее эффективен для сплочения учителей, совместного определения проблем, создания коллаборативной среды для совместного обучения, обмена опытом и коллективной ответственностью за результативность исследования. В Lesson Study принимают участие группы учителей, совместно осуществляющие планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документируя свои выводы. Этот метод помогает совершенствоваться как опытным, так и начинающим учителям. Поскольку, в результате совместного планирования, совместного наблюдения, совместного анализа учителя формируют и «совместное представление» об обучении.
Начиная работу по внедрению Lesson Study в образовательное пространство школы, все свои действия, мы разбили на несколько этапов:
Первый этап - это изучение теоретического материала, изучение практического опыта. 4 октября – Лукович А.В.провела коучинг для педагогов школы.
Второй этап - это формирование группы. Здесь были учтены все основы и правила работы по Lesson Study. Представители исследовательской группы- учителя начальных классов: Захарова Н.В., Лукович Н.В., Куруц Н.М.; воспитатель КПП Журжа Т.А. и учитель «Лидер» – Лукович А.В.заместитель директора по ВР. Всего в группе - 5 человек. Группа работала по принципу доверительных и доброжелательных отношений.
Третий этап – это выбор исследовательской темы, цели и предметной области. Известно, что цели Lesson Study совпадают с темой работы школы. Тема школы «Создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств и успешного обучения учащихся, их социализации и адаптации в обществе», поэтому нашим выбором темы стала «Как групповая работа влияет на повышение активности учащихся на уроках математики в младших классах».
Цели:
увидеть обучение учеников в реальности;
обратить внимание на применяемые приёмы группового обучения, с целью активизации деятельности учащихся на уроке;
выяснить и понять, как можно изменить планирование обучения, чтобы оно удовлетворило потребности наших учеников; вовлечь учителей школы в исследовательский процесс для улучшения практики, для того, чтобы они могли изнутри увидеть трудности и проблемы в обучении своих учеников. Чтобы коллеги могли сотрудничать, делиться опытом, знаниями, видениями той или иной проблемы, т.к. обычно учителя работают «наедине» со своим классом. Другие  учителя очень редко имеют возможность увидеть урок со стороны, обсудив при этом не мастерство и открытый урок подготовленного  учителя, а реально существующих детей.
Ожидаемые результаты: создание благоприятной учебно-познавательной среды для развития личности учащихся; создание постоянно работающей в команде творческой  группы  с подходом Lesson Study; повышение профессионального уровня  учителей через вовлеченность их в исследовательскую деятельность.
Четвёртым этапом стало планирование первого Lesson Study.
Для исследования был выбран 1 класс. Группой было решено совместно планировать все последовательные уроки в исследуемом классе. Далее 1 раз в неделю проводить урок в выбранном классе, совместно наблюдая, анализируя, планируя дальнейшее обучение. Уроки еще не проводили по уважительным причинам.
Учитель должен выбрать трех «исследуемых» учеников, которые являются типичным представителем определенной группы учеников, т.е. сильный – С, средний – В, слабый – А. Должна быть дана характеристика детям.
Задача наблюдателей - помочь ученику А подняться на ступень В, ученику В – на ступень С. Ученик С должен развиваться на уроке, не оставаясь на том же уровне.
Использование подхода Lesson Study помогает учителям:
• увидеть обучение детей, подтверждающееся более явно в различных проявлениях и деталях, чем это обычно возможно;
• увидеть разницу между тем, что, по мнению учителя, должно происходить во время обучения детей, и тем, что происходит в реальности;
• понять, как планировать обучение, чтобы оно в результате максимально удовлетворяло потребностям учащихся;
• реализовывать подход Lesson Study в рамках профессионального сообщества учителей, приоритетной целью которого является помощь учащимся в обучении и профессиональное обучение членов группы
• использовать возможности Lesson Study в своей учительской практике.
• увидеть процесс обучения в мельчайших деталях
• увидеть, действительно ли процесс обучения проходит так, как планировали
• выяснить, какие способы планирования являются наиболее эффективными
• планировать и осуществлять процесс обучения совместно с коллегами в обстановке сотрудничества.
Учителя сегодня нуждаются в обучении и поддержке, в частности в углублении понимания вопросов планирования конкретных уроков. Необходимо обучить всех педагогов школы. Поэтому данная работа еще не вошла в систему. Мы начали работу по данному вопросу и продолжим ее на следующий учебный год.