Использование регионального компонента на уроках литературного чтения. 2 класс раздел Мои друзья


ІІІ Раздел «Мои друзья».
Тема « Б. Житков. Беспризорная кошка».

(РК) Анна Кожевникова. (Сборник «Синегорье» - стр.54)
Котёнок

Лида – добрая девчонка –
Во дворе нашла котёнка:
Рыжий, с беленьким пятном
Между ушек, надо лбом,
Белый галстучек на грудке,
А глаза, как незабудки,
До чего же он хорош –
Не захочешь, а возьмешь!
Лида – хитрая девчонка:
Спрятав в фартучек котёнка,
Незаметно вносит в класс,
Успевает в самый раз!
Котик вёл себя примерно.
Но соскучился, наверно,
Потихоньку спрыгнул на пол
И средь класса мылся лапой.
Увидав котёнка, Генка
Выдал «зайчика» на стенку:
«Зайчик» скачет, «зайчик» ходит,
Кот за ним глазами водит.
Что тут без толку водить –
Котик ну его ловить!
Прыг на стенку! Лапой – раз!
Нету «зайчика» - погас…
Генка, бедный, доигрался
И… за дверью оказался!
Перемена! Перемена!
Все - к котёнку непременно!
Лида – умная девчонка –
Унесла домой котёнка.
Вопросы и задания:
Опишите котёнка. В каких словах описания есть слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (пятно беленькое, ушки, галстучек, грудка, котик) Зачем их использует автор? (Лиде очень-очень понравился котёнок).
А глаза, как незабудки! – Как называется это изобразительное средство? (сравнение).
«Лида – добрая девчонка, Лида – хитрая девчонка, Лида – умная девчонка.» Какая характеристика подсказывает, почему стихотворение оЛиде попало в раздел учебника, который называется «Мои друзья»? («добрая», «умная»).Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению.
Тема « Сапаргали Бегалин. Жеребёнок» - внеклассное чтение.
(РК) М. Немцев. (Сборник «Матрёнин Соколок» - стр.11)
***
Над дальней пасекой заря
Созрела рясным, алым плодом.
Не повитуха, а земля
Принять сумела эти роды.
В её ромашковый подол
Уткнулся мокрый жеребёнок.
И распахнулся синий дол
Под ним нежнее всех пелёнок.
Он удивительно дрожал,
Глотал густой и тёплый воздух.
Он так пронзительно заржал,
Что слышать было невозможно.
Среди высоких спелых трав,
Рассветных криков ранней птицы,
Густую гриву разметав,
Глаза прикрыла кобылица.
И два живительных огня
Над полем обрели единство:
Небесный свет начала дня
И свет земного материнства.
Вопросы и задания:
Опишите время и место рождения жеребёнка. Укажите художественные изобразительные средства
Раннее утро
Над дальней пасекой заря
Созрела рясным, алым плодом (сравнение).

Высокие спелые травы, поляна в долине. Ромашки. Рассветные крики птиц.
В её [земли] ромашковый подол – метафора (скрытое, сжатое сравнение)
Уткнулся мокрый жеребёнок.
И распахнула синий дол
Под ним нежнее всех пелёнок - (сравнение)