Воспитание искусством как средство воздействия на внутренний мир ребенка.


Воспитание искусством как средство воздействия на внутренний мир ребенка.
Гановская И. И
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ЦДТ
Г. Абакан
« Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества».
В. Сухомлинский.
Важнейшая роль искусства в воспитании человека не вызывает сомнений. Его особенность заключается в том, что в произведениях искусства сконцентрирован творческий опыт человечества, все духовное богатство, накопленное поколениями. В искусстве отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы. Оно дает огромный материал для познания жизни. Основная тайна искусства состоит в том, что творческий человек, подмечая основные тенденции развития жизни, обобщает и воплощает их в такие художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляя его постоянно размышлять о своем месте и назначении в жизни. В процессе общения ребенка с явлениями искусства накапливается масса разнообразных впечатлений.
Воспитание искусством тем самым является важнейшим средством воздействия на внутренний мир ребенка, на его индивидуальное духовное богатство, которое позволит видеть прекрасное в мире, проникать в глубинную суть процессов и определит дальнейшее поведение в обществе.
Система дополнительного образования детей на фоне общих социальных условий выгодно отличается от других подобных учреждений, добровольностью обучения в них, общедоступностью, открытостью, демократичностью, большой гибкостью, лабильностью, вариативностью, эмоционально- художественной насыщенностью учебно- воспитательного процесса . Отсутствие строгой возрастной регламентации обогащает нравственно- эстетический опыт. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных занятий, богатый арсенал видов и форм воспитательной работы позволяет обеспечить целостный подход к воспитанию и развитию личности.
Среди основных форм особое место принадлежит тем, которые связаны с выражением учащимися своих собственных чувств, мыслей, творческих замыслов. К числу основных форм, связанных с процессом самовыражения, относятся коммуникативная, познавательная и творческая деятельность.
Совокупность всех трех видов деятельности, как форма самовыражения, наиболее доступна в пении в хоре, в игре на музыкальных инструментах в ансамблях, оркестрах и других видах коллективного музицирования.Обучение игре на фортепиано - сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, музыкальное развитие учащихся, но имеет большое воспитательное значение, способствующее раскрытию многогранных способностей.
Дать общее музыкальное образование, приобщить детей к сокровищнице музыкального искусства, сформировать эстетический вкус на лучших образцах классической, русской и зарубежной, современной и народной музыки, воспитать всесторонне развитую личность
- вот основные направления работы.
Специфика работы обучения фортепианной игре в хоровой студии нацелена на необходимость формирования следующих музыкальных навыков и интересов детей:
-эстетического вкуса на основе осознанного восприятия музыки;
-общение с фортепиано как со вторым «я» , получать от этого общения положительные эмоции;
-способность свободно читать с листа музыкальные произведения различных стилей( классические, джазовые, народные, эстрадные), иметь достаточно большой репертуар для внеклассных мероприятий и постоянно самостоятельно его расширять;
-развитие творческих способностей путем обучения навыкам чтения с листа, подбора мелодий и аккомпанемента к ним по слуху, траспонирование;
-способность любить и понимать музыку;
-умение рассказать своим друзьям о музыке и композиторах, поддержать беседы на музыкальные темы;
-расширение эмоционально - чувственного восприятия и развитие образного мышления.
Данные требования совершенно оправданы, ибо они соответствуют нацеленности основной части обучающихся на общее музыкальное развитие, приобщение к музыкальному музицированию (« игре для себя»). Такие дети составляют 98% от общего количества.
С первых же занятий и в дальнейшем, на протяжении всего периода общения с детьми, стремлюсь как можно лучше познать личность ребенка в разных ее проявлениях и ее развитии. В учебной деятельности создаю на занятии яркий эмоциональный фон, радостную, доброжелательную атмосферу, использую игровые моменты. Перед начинающим воспитанником нельзя ставить сразу большое количество задач. Это нарушает принцип доступности и последовательности в обучении, вызывает психическое и физическое напряжение, которое приводит к появлению отрицательных эмоций. Изучаем доступные по сложности произведения, что делает обучение интересным и увлекательным.
Особая гибкость и такт требуются от педагога в то время, когда у многих подростков в период переходного возраста появляется угловатость, нервозность, рассеянность, что отражается не только в посадке, но и в преувеличении темпов и динамики, резкости звучания и т.д. Все эти моменты являются предметом тщательного наблюдения, изучения, корректировки.
На занятиях по фортепиано применяются следующие приемы и методы:
-взаимосвязь эмоционального и интеллектуального начала в преподнесении материала;
-преобладание активных видов деятельности детей и методов педагогического искусства: побуждение к сопереживанию, приобщение к полноценному художественному творчеству и сотворчеству восприятия искусства и др.
Испытываемые ребенком вдохновение, радость открытия, самовыражение, чувство удовлетворения от преодоления трудностей и достигнутого результата способствуют укреплению устойчивого интереса к музыкальным занятиям. Выполняя обычные упражнения и играя с детьми, помогаю им преодолевать эмоциональные проблемы, развивать уверенность в себе, воображение , смекалку, даю возможность получать огромную радость от общения друг с другом, а так же развивать художественные способности, технические навыки, то есть, решаю задачу воспитания гармонически развитой личности.
Итак, основным процессом в жизни человека надо признать не физическую сторону в нем, а духовную, которая есть залог целостный. Духовный процесс заключает в себе ключ к пониманию всего, что происходит в человеке. Духовно- нравственное развитие человека не внешнее, а внутреннее. Оно диалектически связано с социальной жизнью, в которой дан обильный материал для духовной переработки. Следовательно, развитие духовного и нравственного устроения есть правильное соотношение индивидуального и социального в нашей душе, порождает добро, выводит нашу великую Россию на путь духовного возрождения и созидания.
Литература
1.Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. М., Международный центр Рерихов.2002
2.Смирнова Е. А. Интенсивная методика обучения на фортепиано М., Издательство ЦСДК, 1994.