Конспект урока по окружающему миру на тему Растениеводство


Тема урока: «Растениеводство».
I. Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь!
II. Мотивация к учебной деятельности:
- Ребята, сейчас я вам включу послушать музыкальный фрагмент. А вы, постарайтесь вспомнить, из какой телепередачи эта мелодия. («Что? Где? Когда?»)- Что происходит под эту музыку? ( Под эту музыку знатокам выносят черный ящик.)
- Что такое черный ящик? (Это ящик, в котором спрятан предмет, который нужно отгадать).
- У нас на уроке тоже есть ящик. Вам интересно узнать, что в нем находится?
Ваша задача наощупь определить предмет и назвать его. (Достаем все предметы.)
- Что общего между этими предметами? Откуда мы их берем? ( Все эти предметы встречаются в нашей области)
- Правильно ребята, это все богатства Курской области.
- А, почему я наполнила ящик именно этими предметами? ( Предыдущая тема урока «Полезные ископаемые», а сегодняшний урок посвящен «Растениеводству»)
III. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания:
- Значит, вы уже совершили классификацию предметов, тогда давайте повторим домашнее задание. Сейчас некоторым детям я положу на стол полезные ископаемые, а ваша задача назвать их месторождение и отрасли применения. (Работа в парах: ученики получают железную руду, глину, песок, торф и мел + карточки с текстом)
- Тем временем, остальные ученики принимают участие в Блиц-опросе.
- Что называют полезными ископаемыми? Приведите примеры полезных ископаемых и отрасль их применения.
- Теперь, мы послушаем ответы детей, работающих в парах.
- Давайте обратимся ко 2 части содержимого нашего ящика. Что у нас осталось? (Свекла и пшеница.)
- Кто догадался, о чем мы будем вести речь на уроке? ( О сельском хозяйстве)
- Ребята, перед вами понятия: экономика, растениеводство, сельское хозяйство.
- Расположите эти понятия в порядке от целого к частному. (Экономика-сельское хозяйство-растениеводство)
IV. Изучение нового материала:
- Глядя на эти понятия, определите тему сегодняшнего урока. Спрогнозируйте, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
- Откройте учебники на с.50, прочитайте материал учебника.
- Что нового можно узнать из этого материала?
- Посмотрите на план сегодняшнего урока:
Что такое растениеводство?
Сравнение культурных растений по плану.
- О том, что такое растениеводство вы найдете в учебнике и запишите это определение в р.т. на с 32 в № 1. После этого ответьте на вопрос № 2. ( Для того, чтобы прокормить себя, накормить домашних животных и для легкой промышленности)
V. Физминутка ( Для глаз и общей статики)
VI. Продолжение работы над темой урока. Первичное закрепление
- Ребята, мы справились с 1-м пунктом нашего плана, переходим ко 2-му пункту. Будем сравнивать культурные растения. Какие растения называют культурными? ( Те, которые выращены руками человека для различных целей). Итак, сравните кормовую свеклу и сахарную, пшеницу озимую и яровую, лен и хлопок. Для этого вам понадобится прочитать материал учебника на с. 51.
- Ребята, вы можете найти пары растений из тех, что вы услышали?
- Чем отличается пшеница озимая от яровой, свекла сахарная от кормовой, лен и хлопок.
- Ребята, мы с вами ответили на 2-ой пункт плана, но не сказали, кто занимается растениеводством. Люди каких профессий занимаются растениеводством?
- Сравните с материалом в учебнике на с. 53. Какие новые профессии вы узнали? Кто знает, что означают слова: хлебороб, овощевод, садовод, хлопкороб? Где можно узнать значения этих слов? ( В толковом словаре)
- Какими качествами должен обладать человек, работающий в растениеводстве? ( Этот человек должен быть грамотным, образованным, у него должны быть специальные знания, связанные с растениеводством, он должен владеть современной техникой, уметь лечить растения, а главное - любить землю.)
- А, кроме тружеников, работающих в поле, есть еще ученые, кандидаты, доктора сельскохозяйственных наук, которые занимаются выведением новых сортов.
Гениальным, выдающимся русским ученым был Николай Иванович Вавилов, о нем нам расскажет сообщение….
- Ребята, вы знаете, что наша страна пережила серьезные испытания во время ВОВы, так вот, во время блокады Ленинграда, а в прошлом году наша страна отмечала ее 69 годовщину многие ученые умирали от голода, но сохраняли сорта пшеницы. Эта профессия требует еще и героизма.
VI. Рефлексия:
- Сейчас, я предлагаю вам прочитать и мысленно закончить предложения.
(Сегодня на уроке я знал…Меня удивило….
Мне захотелось узнать о….)- Кто хочет сказать вслух?
VII. Домашнее задание:
- Прочитать материал учебника на с.51-53, пересказать.
- А теперь, давайте прочитаем анонс следующего урока.
- Каких животных называют домашними?
-Ребята, молодцы! Вы хорошо работали на уроке, правильно выстраивали свои рассуждения, были активными и внимательными. А теперь встали, урок окончен!