Русский язык. Тема «Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки)»


Русский язык. Тема «Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки)»
Цели: Развитие умения правильно писать на письме знаки препинания
Задачи: Учить использовать соответствующие знаки препинания в конце предложения (. ! ?): вырабатывать умение правильно определять интонацию предложения и в зависимости от этого ставить точку, вопросительный или восклицательный знаки;
Развивать умение различать предложения по интонационным особенностям, умение видеть границы предложения в тексте, употребление большой буквы в начале предложения ; точки, вопросительного и восклицательного знаков- в конце.
Продолжать формировать навык написания слов в предложении, развивать умение выделять отдельные слова.
Корректировать память, воображение посредством раздаточного материала.
Воспитывать аккуратность при письме, любовь к природе.
Предметные:
-Выбирать знак препинания в конце предложения;
-Выбирать интонацию при чтении предложений в зависимости от знака препинания;
-Списывать с печатного текста;
-Делить текст на предложения
Личностные:
-Проявлять интерес к процессу письма
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; контроль, самоконтроль (Регулятивные УУД).
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).
Оборудование: картинки, полоски — символы предложения, плакат «Страна букв и звук», «Предложение», презентация.Учебник А.К.Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Русский язык» учебник  4 класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – Москва «Просвещение», 2009г.
Ход урока
1. ОргмоментКаждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал,
А этот пальчик все съел,
Оттого и растолстел.
Запишем число.
2. Минутка чистописания
Про какую букву  говорится в стихотворении?
       Палочка,
        Рядом две ровные дужки-
        Вот и готовы
        Очки …для лягушки.
- Посмотри, как правильно пишется эта буква, заглавная и маленькая.
Ввв  Ввв ВввВесна, цветы, разлив, скворец.
3. Сообщение темы занятия
Словарная работа: весна, цветы- словарные слова. Написание этого слова мы должны запомнить (запись слова в тетради; задания: ударение, разделить на слоги, выделить гласные и согласные буквы.)
Составь предложение, используя слова  весна, цветы.
(например, Весной распустились первые цветы.)
-  Докажите, что мы составили предложения.
- Запишем это предложение.
- Что поставила в конце этого предложения? Почему?
- Какие ещё знаки препинания  могут стоять в конце предложения?
- Посмотрите, что изменилось в нашем предложении?
- Прочти это предложение с нужной интонацией.
- Запиши это предложение.
- А если я закончу предложение вопросительным знаком, попробуешь его прочитать?
- Запишем и это предложение.
- Тема нашего урока: «Знаки препинания в конце предложения».
4. Работа по теме
Страница 159 послушайте сказку «Знаки препинания в конце предложения»
Какие знаки препинания стоят в конце предложения?
Проговорим по схеме предложения с правильной интонацией!
1) Работа по образцу   
Упр.1 стр. 159 прочитаем разговор по телефону.
Какие знаки стоят в конце вопросов и ответов?
Упр. 2 стр. 159 Прочитаем вопросы. Произноси с ударением выделенные слова. Загадки отгадай!
Запиши ответы. Какой знак на конце ты поставил в ответах?
Составим схемы предложения!
2)Деформированные предложения.
- Что записано на доске?
Цветы, растут, Где.
в, хорошо, лесу, Как, весной.
поют, В, птицы, саду.
- Составьте из слов каждой строчки предложения. Подумайте, какой знак нужно поставить в конце предложений. (Разбор каждой строчки и запись предложений под диктовку учащегося.)
- Прочитайте  предложение, в котором  о чём-то спокойно  сообщается, т. е  повествуется  (В саду  поют птицы).
- Какой  знак  поставили  в конце  предложения, если  в  нем о  чём-либо  сообщается?
- Найдите  предложение, которое  надо  произнести  с чувством восхищения и радости. (Как  хорошо  весной  в лесу!)
- Какой  знак  поставили  в конце этого  предложения.
- Прочитайте  предложение,  в котором  содержится  вопрос. (Где  растут цветы?).
- Какой  знак   поставили  в конце  такого предложения?
Итог работы. Оценивание работы.
5.Физминутка.
Руки кверху поднимаем,   
А потом их опускаем,
          А потом к себе прижмем,
А потом их разведем,
          А потом быстрей, быстрей,   
Хлопай, хлопай веселей.
6. Работа по теме
3) Деформированный текст.
Упр. 7 стр. 161 прочитай. Сколько здесь предложений?
Возьмем карандаш в руки и расставим знаки препинания. Читаем.
Составь к предложениям схему
4) Самостоятельная работа.
Поставьте карандашом  нужный знак препинания в конце предложений.
Ты любишь слушать шум дождя
На лугу много цветов
Как красиво весной
Проверь выполнение работы с помощью слайда.
Итог работы. Оценивание работы.
5)Гимнастика для глаз. (Смотрим  вправо, смотрим влево, смотрим прямо, смотрим вверх, смотрим вниз)         
6) Игра на внимание.
Руки вверх, если в конце предложения ставим восклицательный знак.
Руки в стороны, если в конце предложения ставим вопросительный знак.
Присядем, если в конце предложения ставим точку.
(Как хорошо весной! На улице идет сильный дождь? На речке начался ледоход. Весь снег растаял? В лесу распустились цветы. На улице прекрасная погода! Я люблю весну. Ах, как чудесно на лугу! Ласточка  перелётная  птица?)3.Раз, два – выше голова
   Три, четыре – руки шире,
    Пять, шесть – тихо сесть.
7. Итог занятия
У нас на доске распускается подснежник. Нам нужно ему помочь. Давайте его ещё раз вспомним все о предложении. Дополните ответы…
(На доске лепестки на них есть все, что относится к предложению)
1.Наша речь состоит из …..
2.Предложение состоит из ….
3.Предложение выражает …..
4.Слова в предложении связаны…..
5.Первое слово в предложении…...
6.В конце предложения ставится…
Предлагаю оценить работу на уроке. Для этого на доске написано предложения «Я работал на уроке хорошо», в конце которых нет знака препинания. Прочитайте его. Оцените свою работу, поставив в конце соответствующий знак.
- (!)-у меня все отлично, (.) я все хорошо понял, (?)-остались еще вопросы.)
- Выставление оценки за урок.
-Всего вам доброго! Урок окончен.