Опытно-экспериментальная деятельность Путешествие капельки Капитошки.


Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Камышеватский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Опытно – экспериментальная деятельность
«Путешествие капельки Капитошки»
Подготовила:
воспитатель
Шафоростова Светлана Ивановна
ст. Камышеватская
- 2017 -
Цель: обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – воде и её свойствах.
Образовательные задачи: уточнить и расширять знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (реки, моря, озёра и т.д.); познакомить с круговоротом воды в природе; активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, лаборатория, парообразные вещества.Развивающие задачи: развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность; развивать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к воде, развивать экологическую культуру.
Материалы и оборудование: глобус, изображение капельки, аудиозаписи с шумом дождя, ручейка и реки.
Раздаточный материал: оборудование и материалы для проведения опытов (стаканчики с солёной и пресной водой, немного земли, 2 стакана с водой, 2 чайные ложки соли, банка (3 л)), силуэты капелек для физкультминутки.
Форма проведения мероприятия: опытно – экспериментальная деятельность.
ХОД
Эмоциональная настройка детей.
Воспитатель. Ребята, какое у нас сегодня настроение? (Хорошее, радостное, веселое.)
Воспитатель. Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты мой – друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Основная часть.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто это к нам спустился с облака? (Капелька.)
Воспитатель. Действительно, это капелька, а зовут её Капитошка. Сегодня Капитошка приглашает нас отправиться в кругосветное путешествие. Кто бы хотел принять участие в полете вокруг земли?
- А на чем мы с вами полетим? (Самолет, ракета, ковер-самолет, звездолет и др.).
- Вы уверены, что наша ракета взлетит? (Да, нет).
Воспитатель. Ребята, чтобы наша ракета взлетела нужно заранее все рассчитать. Ошибка в расчетах может привести к катастрофе или к срыву полета.
- Я предлагаю решить расчетные задачи:
1. У ракеты 4 двигателя. Сколько останется, если в ходе полета отключить 2 двигателя? (2).
2. На сеанс связи с Землей у радиста уходит 1 минута. Сколько сеансов связи может провести радист за 3 минуты? (3).
3. Полет происходит на третий день недели. Какой это день? (Среда).
Воспитатель. Ответы верные. Все готово. Прошу всех занять места, (Дети садятся на стульчики).
Воспитатель. Мы начинаем космическое путешествие вокруг Земли. Внимание! До старта осталось 10 секунд, (Дети хором считают: 9,8,7,6,5,4,3,2,1, Старт).
Воспитатель. Вот мы и взлетели. Посмотрите, какой маленькой кажется наша земля из космоса (Показывает глобус).
Воспитатель. Что у меня в руках? (Глобус). Что такое глобус? (Модель земли).
Воспитатель. Обратите внимание на цвет нашей планеты. Какого она цвета? (Голубого, синего).
Воспитатель. Почему Землю называют «голубой» планетой? (Много воды, она занимает большую часть планеты).
Воспитатель. Правильно, ребята. На нашей Земле 4 океана и 30 морей, очень много рек и озёр.
Воспитатель. Как вы думаете, это много или мало? (Много).
Воспитатель. На борту нашего космического корабля есть лаборатория. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты).
Воспитатель. Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
Воспитатель. Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.
Слушать воспитателя.
Внимательно следить за результатом опыта.
Закончив наблюдение, сделать вывод.
Воспитатель. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол). Приступим к нашему исследованию.
1 опыт «Опыт с пресной и соленой водой».
Цель: подвести детей к пониманию, что вода бывает пресной и соленой; расширить представления о свойствах пресной воды и соленой.
Воспитатель. Кто знает, какая на вкус вода в морях и океанах? (Ответы детей).
Воспитатель. Хотите попробовать какая вода на вкус? (Да). (Предложить попробовать воду из стаканчика).
- Какая она на вкус? (Соленая, невкусная).
- Можно ее пить? Готовить на ней пищу? (Нет).
- А теперь попробуйте эту воду (Предложить чистую воду).
- Какая она на вкус? (Несоленая, вкусная, чистая).
Воспитатель. Соленый вкус морской воде придает морская соль, которая в ней растворена.
Вывод: пить можно только пресную воду.
2 опыт «Опыт с солёной и пресной водой»
Цель: подвести детей к пониманию, что вода может засоряться.
Материал: немного земли, 2 стакана с водой, 2 чайные ложки соли.
Воспитатель. Насыпьте одинаковое количество земли в 2 стакана. Наполните их водой. В один из стаканов добавьте 2 чайные ложки соли. Хорошо перемешайте. Дайте воде отстояться.
Воспитатель. В стакане с соленой водой земля осядет на дно за несколько минут, и вода станет прозрачной. В пресной воде частицы грунта останутся во взвешенном состоянии.
Воспитатель. Ребята, какой можно сделать вывод.
Вывод: в пресной воде частички земли становятся лёгкими и легко смешиваются с водой.
Воспитатель. А теперь посмотрите сюда - в банке (3л) вода. Представьте, что это вся вода, которая есть на Земле, а в стакане (1\2часть) - это вода, которую можно употреблять человеку.
Воспитатель. Так много или мало пресной воды на земле? (Мало). Поэтому воду необходимо беречь, зря не расходовать.
- Ребята, что нужно делать, чтобы сохранить пресную воду? (Ответы детей). Правильно нужно беречь воду.
Воспитатель. Хотите послушать сказку? (Да). Проходите в кабину корабля, продолжим наше путешествие.
Воспитатель. Ребята, послушайте «Сказку о каплях».
Жила-была на небе большая синяя Тучка, она состояла из множества капелек. Капельки были маленькие и большие, добрые и злые, трусливые и смелые.
Я же хочу вам рассказать всего лишь об одной капельке. Эта капля была очень любопытная и непоседливая. Ей очень хотелось знать обо всём на свете, она всюду совала свой любопытный нос, чем доставляла туче немало хлопот. И вот однажды туча не выдержала и сказала: «Если ты такая любопытная и отважная, то я могу отпустить тебя на землю, где много всего интересного. Хочешь?»
«Конечно, хочу!» - кивнула своим озорным хвостиком капелька и в туже секунду оказалась на земле. Она попала в океан. В безграничном океане плавала Капля. Но она не знала о том, что она Капля, плавала в океане. Но в один ясный солнечный день подул легкий ветерок, и Капля оторвалась от глади воды, вот в этот момент она вдруг и осознала себя.
Ей очень понравилось чувство легкости, ветерок нес ее над водной гладью, и Капля с восторгом рассматривала поверхность под собой. Затем Капля стала еще легче, и воздушный поток понес ее выше к небу. Там она вдруг увидела много таких же невесомых капель, как она. Повинуясь воле ветра, они летели по небу. Сначала это было легкое облачко, но постепенно капель собиралось все больше и больше. О! Вот уже большая туча плыла по небу. Пока туча собиралась, ветер отнес каплю достаточно далеко от того места, где она оторвалась от поверхности океана. Вдруг капля почувствовала, что с ней происходит что-то новое и необычное. Она обретала новую форму. А затем какая-то сила повлекла ее вниз. Капля, а теперь это была уже снежинка, мягко парила над землей, плавно приближаясь к ней. Снежинка упала на воротник маленькой девочки. - Ой,- сказала она своей подружке, - Посмотри, какая красивая снежинка упала мне на воротник! Подружка подошла поближе, чтобы рассмотреть, и в какой-то момент снежинка увидела свое отражение в ее глазах, но уже в следующий момент, девочка выдохнула теплый воздух и снежинка растаяла…
(Дети вспоминают, что произошло с капелькой).
Физкультурная минутка.
Воспитатель. На нашем корабле есть спортивный зал, и я предлагаю вам поиграть в интересную и волшебную игру «Ходят капельки по кругу».
Я буду вашей мамой - Тучей. А вы все моими капельками.
(Включается музыка и идет дождь).
Воспитатель. Вы полетели путешествовать на землю.
(Дети прыгают, бегают, играют свободно по всей группе).
Воспитатель. Но вот им стало скучно прыгать поодиночке, собрались они попарно и потекли маленькими веселыми ручейками.
(Смена музыки. Музыка ручейка).(Дети соединяются парами и составляют ручейки).
Воспитатель. Встретились ручейки и стали большой рекой.
(Смена музыки. Музыка реки)(Дети соединяются в одну цепочку).
Воспитатель. Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой пребольшой океан.
Воспитатель. Прошу не покидать свои места. Сейчас мы пролетаем над Антарктидой.
- Какая там погода? (Холодная).
- Какие там бывают осадки?  (Снег)
Воспитатель. Послушайте загадку: Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнет перинки - над миром пушинки, (Зима).
Воспитатель. А что, на самом деле, сидит где-то наверху седая старушка, трясет перину, и поэтому летят снежинки? Конечно, нет. Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Высоко-высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу становились легкими, нежными снежинками. Маленькие льдинки в высоком небе - это замерзший пар. Только весной, летом, осенью он превращается в капельки дождя, а зимой - в снежинки.
Воспитатель. Ребята, нам пора возвращаться. Мы возвращаемся на Землю. Расчетное время полета подходит к концу. Посадка через 10 секунд. Приготовьтесь! Начинаем отсчет: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10! Полет закончен. С благополучным возвращением на родную землю! Мы с вами путешествовали очень недолго, но много успели увидеть и узнать, (ответы детей).
Подведение итогов.
Воспитатель. Ребята, вспомните, пожалуйста, что вам больше всего понравилось во время нашего полёта?
- Что мы узнали о воде?
- Пить воду можно только пресную.
- Существует круговорот воды в природе.
- Капельки воды превращаются в пар.
-Соленой воды больше чем питьевой.
- Воду нужно беречь.
Воспитатель. Молодцы ребята, На память о нашем путешествии, хочу подарить вам веселые капельки.
Список литературы и источников.
1. Мадера А.Г., Пятикоп А.П. Опыты без взрывов. - М.: Карапуз, 2000.
2. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников/Под ред. Прохоровой Л.Н.-М.: АРКТИ, 2005.
4. Интернет – ресурсы: http://www.maam.ru/detskijsad/opytno-yeksperimentalnaja-dejatelnost-v-podgotovitelnoi-grupe-priklyuchenija-kapelki.html