Конспект занятия в старшей группе по экологии Животные Мангистау


Мангистауская область
г.Актау
Детский сад № 36 «Топотушки»
Мулдахова Мугалима Ивантулаевна
Животные Мангистау
Цель: закрепить о разнообразном и богатом мире природы Мангистау, Каспийского моря; учить правильно называть животных, рассказывать о них; дать представления о ценности и редкости различных видов животных, рыб, насекомых записанных в Красную Книгу; развивать познавательный интерес к миру природы; воспитывать бережное отношение к ней; уметь видеть и ценить красоту природы.
Материал: слайды с видом Мангистау, Каспийского моря, животных, насекомых, птиц, рыб, эмблемы для участников команд КВН, конверты с наборами картинок для игры «Кто ползает, бегает, плавает, летает», конверты с наборами фигур «Танграм», 2 шара-мяча для п/к «Скарабей», фломастеры, индивидуальные карточки для игр; упражнения «Помоги осетру», «Ракушки» - очки для команд, карточки с заданиями для воспитателя, колокольчик.
Ход занятия:
В-ль: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас пройдет КВН. Тема нашего конкурса «Животный мир Мангистау».
Встречайте наших участников!
(под музыку входят участники команд)
Ребята, я приглашаю Вас всех в «Круг Радости»
- Заискрилось солнышко
И высохли слезинки
Разноцветной радугой
Все вспыхнуло вокруг
Самое хорошее,
Что есть в огромном мире –
Природа – наш настоящий верный друг!
А сейчас попрошу участников поделиться на команды и объявить себя.
1 команда – «Волки» («серые»)
2 команда – «Лисы» («рыжие»)
Наша игра продолжится с приветствия команд.
Приветствие:
Команда «Лисы»
Любую загадку лиса отгадает
И каждый в пустыне, степи это знает.
Наша задача –
Прийти и играть,
И о природе, не забывать.
Команда «Волки»
Мы, «степные санитары»
Поприветствовать вас рады,
Мы храбры, сильны, умны
В игре участвовать должны.
В-ль: Прошу занять свои места участникам Команд.
Но, прежде, чем мы начнем, хочу напомнить вам, что конкурс наш посвящен еще двум замечательным датам: нашему городу Актау исполняется 50 лет, а Мангистауской области – 40 лет.
А сейчас встречайте, мы пригласили к нам необычайного гостя. Встречайте!
(под музыку входит ребенок в костюме жирафа)
Жираф: Здравствуйте, ребята! Я известная путешественница и эколог, Жираф! Мне нравится узнавать все новое, а еще я очень люблю природу, стараюсь беречь и защищать ее. Мои друзья, экологи, пригласили меня к вам в качестве жюри и за каждый конкурс я буду присуждать командам очки.
В-ль: Нам очень приятно видеть тебя здесь, Жираф. Наши ребята тоже очень любят природу. Скажи, а ты что-нибудь слышал о Мангистау?
Жираф: Мангистау – это удивительное место. Здесь есть фантастические горы, песок, пляжи. Но я знаю, что жизнь сурова и для растений и для животного мира. На Мангистау распространен тип солончаковой пустыни. Летом здесь очень жарко, дождей выпадает мало, а зимой холодно. Я слышал, что не смотря на это ваша местность населена очень многими видами животных, очень редких. Как же они выживают в таких условиях?
В-ль: В природе все задумано так, что всему живому находится место. Послушай, сейчас наши ребята расскажут о некоторых видах животных, обитателях Мангистау.
1 задание «Рассказы о животных Мангистау»
В-ль: А сейчас мы переходим ко 2-му заданию
Присуждаются очки
2 задание «Вопрос-ответ»
(насекомые и хищные птицы)
Присуждаются очки
В-ль: 3 задание игра «Кто ползает, бегает, плавает, летает» (к стихиям «вода», «воздух», «земля», «песок» подбираются картинки с представителями животного мира, насекомыми, пресмыкающимися, птицами)
Присуждаются очки
Жираф: А я тоже могу предложить вам игру. Мне очень нравится выкладывать фигурки животных из геометрических фигур. Ваши ребята смогут?
В-ль: Это же конкурс находчивых! Конечно смогут!
4 задание «Танграм»
(выкладывание фигурки лисы)
У доски капитан команды «Лисы» выкладывает фигуру.
Присуждаются очки
В-ль: А сейчас для команд объявляется веселая Разминка. (под музыку проводятся п/п «Скарабей»)
Жираф: Мне очень понравился ваш город, он такой красивый и расположен у моря.
В-ль: Действительно, наш город уникален тем, что расположен на берегу Каспийского моря. На самом деле, это большое озеро соленой воды, но из-за огромных размеров его называют морем. Это большой биодом для обитателей моря, птиц, животных и человека. Люди переводят по нему не только грузы, но и добывают рыбу, которой здесь тоже много и многие виды рыб водятся только в Каспии и занесены в Красную Книгу.
Посмотри и послушай о некоторых видах рыб.
(слайды с видами рыб – один ребенок называет их)
В-ль: 5 задание «Обитатели Каспия»
Команда «Волки» - рассказ об осетровых
Команда «Лисы» - рассказ о нерпе
Присуждаются очки
(звучит музыка, вбегает ребенок в костюме зайца)
Заяц: ребята, я тороплюсь к вам с поручением. Кроме защитников природы, у моря есть враги – браконьеры. Они вылавливают рыбу в то время, когда ее нельзя ловить. Вот и сейчас они расставляют сети для осетра. Помогите!
В-ль: Хорошо, мы постараемся помочь. Для этого нам нужно выполнить одно задание.
6 задание «Помоги осетру не попасть в сеть браконьера»
(у доски задание выполняет капитан команды «Волки»)
(после выполнения задания в-ль протягивает ватман с выполненным заданием Зайцу)
В-ль: Держи это крепко и беги в Рыбнадзор. Они справятся с браконьерами.
(заяц убегает)
В-ль: А сейчас мы будем проводить Конкурс Капитанов.
Присуждаются очки
7 конкурс «Загадки для Капитанов»
(3-4 загадки от каждой из команд)
Присуждаются очки
В-ль: Сейчас пришло время подчитать количество очков и выбрать победителя.
(подсчет очков)
- Поздравляю команды с отличными результатами. Наш КВН показал, что вы любите животных и многое о них знаете. Наш Мангистау так богат флорой и фауной, что о всех обитателях не расскажешь за один раз. Но, если ваше сердце открыто к природе, вы будете все больше узнавать о них.
В своих рассказах вы часто упоминали Красную Книгу.
- Скажите мне, что это за Книга? Чем она необычна?
(ответы детей)
- Правильно, ребята. Такие книги есть не только у Казахстана, но и у многих других стран мира. Есть даже Международная Красная Книга. Люди стараются восстановить природу.
- Как они это делают?
(ответ детей)
- В природе бывают катастрофы, землетрясения и наводнения, животные могут погибать из-за болезни, но самый сильный вред природе наносит человека. Он отстреливает животных ради денег и забавы, многие животные гибнут под колесами автомашин, он вылавливает слишком много рыбы, загрязняет окружающую среду. Человеку нужно учиться дружить с природой. Один мудрец сказал «Наше спасение – в дикой природе». Погибнет природа, не будет человека, ведь он тоже живет на этой планете. И нерпе, и каракурту, волку и человеку некуда идти.
- Ребята, вы еще совсем юные экологи, но вы тоже можете помочь природе. Что вы можете для нее сделать хорошего?
(ответ детей)
Награждения команд дипломами
В-ль: - А теперь я попрошу вас собраться в круг.
У меня в руках колокольчик. Послушайте, как он красиво звучит. Мелодия колокольчика – это звук нашей души, полной любви и доброты, это звенящий звук песков и волн моря, это голос природы. Передавайте его друг другу, и пусть он отзовется в сердце каждого из вас напоминанием, как природа нуждается в любви и защите.
Круг «От сердца к сердцу»
Люби природу, ее уважай
Зверюшек и птичек – не обижай!
Ведь мы природы нашей дети,
Мы за нее всегда в ответе!