Проект Обратим внимание на знаки препинания

Муниципальное казённое образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г.Суровикино





Проект по русскому языку в 8 классе
"Обратим внимание на знаки препинания"


Руководитель: Гасанова Эмиля Довлятовна
Выполнила: ученица 8 А класса Божко Екатерина






2015 г.
Научной проблемой в данном исследовании выступает необходимость теоретического обобщения, анализа уже имеющейся информации о природе пунктуации как системы, о тенденциях, правилах и закономерностях в употреблении основных знаков препинания.
Цель исследования – теоретический анализ пунктуационной системы русского языка, обобщение тенденций употребления основных знаков препинания в целом и в научной литературе, в частности.
Объект исследования – современная пунктуация как исторически сложившаяся система, её принципы и специфика, правила, функции, закономерности в употреблении основных знаков препинания.
Предмет исследования – базовые тенденции, правила, функции, закономерности в употреблении основных знаков препинания.
В соответствии с целью, предметом, объектом были поставлены следующие задачи:
- проанализировать историю возникновения пунктуации, её принципы и главные черты;
- обобщить и рассмотреть тенденции, правила и закономерности в употреблении основных знаков препинания;
- подчеркнуть особенности пунктуации в научном стиле речи современного языка;
Гипотеза исследования – утверждение о том, что пунктуация является базовым элементом русского языка в целом, выполняя различные семантико-синтаксические функции, служа целям коммуникации в различных её проявлениях.

Ход проекта
Знать историю возникновения знаков препинания
Обобщить знания о знаках препинания в  простом предложении.
Определить, какую роль выполнят знаки препинания в простом предложении.
Углубить и систематизировать знания о вводных словах, обращениях, однородных членах.
Создать презентацию.

Итоговый продукт
Знаки препинания помогают пишущему выразить свою мысль, а читающему – понять ее, то есть служат целям общения между людьми.
Учащиеся должны уметь находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения в соответствии с изученными пунктуационными правилами, обосновывать место и выбор знака препинания.
Задания на постановку знаков препинания при однородных членах, обращении, вводных словах  включены в материалы Единого государственного экзамена по русскому языку. Таким образом, данный проект содействует систематизации знаний по пунктуации, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ.



Точки, палочки, крючки 1 слайд
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют почтения 
2 слайд Мы работали над темой: «История возникновения и роль знаков препинания в предложениях»
Мы знаем, что в русском языке употребляются следующие знаки препинания: точка, восклицательный знак, вопросительный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, тире, скобки, кавычки.
3 слайд Мы узнали, что знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга в тексте, для разделения и выделения смысловых отрезков в предложениях.
Без этих малозаметных помощников предложения и словосочетания читаются совершенно иначе, выглядят безлико и скучно. Знаки препинания позволяют выразить больше, нежели просто буквы. Так что без пунктуации письменной речи никак не обойтись. Но откуда же взялось это слово?
4 слайд  С латинского «punctus» обозначает «точка», так что именно этот знак дал имя целой системе, развивавшейся долгие годы.
5 слайд Первые знаки препинания использовались еще в 5 веке до нашей эры драматургом Еврипидом. Философу Платону было свойственно заканчивать разделы своих книг знаком, который мы сейчас знаем, как двоеточие. А философу Аристофану приписывают авторство первого значимого знака препинания – «параграфоса», представлявшего собой короткую горизонтальную линию внизу у начала строки. Теперь он обозначается, как §. Некоторые исследователи считают, что Аристофан изобрел также дефис и наклонную черту (слэш).
В 15 же веке вошли в употребление знаки пауз, вдоха и изменения интонации. В первом издании Шекспира уже присутствовали вопросительные и восклицательные знаки. И уже в 17 веке слово «пунктуация» приобрело современное значение, обозначающее систему знаков препинания в письменности, а также правила их постановки в письменной речи. А к концу 17 века в английской пунктуации появились еще и кавычки.
Что касается русской пунктуации, то она ориентировалась на греческую, и ее основным знаком была точка.
6 слайд Серьезную работу в деле становления современной пунктуации проделал выдающийся деятель Михаил Ломоносов, выпустивший «Российскую грамматику» в середине 18 века.
В современном мире система знаков препинания также продолжает стремиться к совершенству. Мы используем 10 основных знаков: точку, запятую, точку с запятой, двоеточие, тире, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, скобки и ка
·вычки. Но на самом деле их больше. Можно вспомнить и о дефисе, параграфе, косой черте. Ведутся разговоры о возможности использования парных запятых и парного тире внутри предложений, так что пунктуация с каждым годом продолжает развиваться.
7 Слайд Так, в настоящее время существуют следующие группы знаков препинания в простом предложении по их функции:
1.  знаки отделительные (завершения)  .   ?   !   
2.  разделительные (одиночные)   ,         -    :
3.   выделительные (двойные)  ,     (  )   -
Можете посмотреть на слайдах примеры их применения 8, 9, 10 Слайды
11 слайд Когда знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла. Один «пунктуационный» анекдот повествует о путешественнике, который в момент опасности пообещал «поставить статую золотую, пику держащую». Но, когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставьте статую, золотую пику держащую». Так он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.
А вы знаете, что у писателей есть свои предпочтения знаков препинания. Карамзин уважает многоточие (которое и ввёл в письмо),  Горький  и  Цветаева любят тире, а Константин Паустовский  пишет о точке. Молодым писателем написал он рассказ и дал для поправок опытному редактору. И вот... «Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова...
12 слайд Это чудо! сказал я. Как вы это сделали?
Да просто расставил все знаки препинания, - сказал он. - Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться...
После этого я окончательно убедился, с какой поразительной силой действует на читателя точка, поставленная в нужном месте и вовремя»
У последней Точки На последней Строчке Собралась компания Знаков препинания. Прибежал Чудак Восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: - Ура! Долой! Караул! Разбой! Притащился кривоносый Вопросительный знак. Задает он всем вопросы: - Кто? Кого? Откуда? Как? Явились запятые, Девицы завитые. Живут они в диктовке На каждой остановке. Прискакало двоеточие, Прикатило многоточие И прочие, И прочие, И прочие... Заявили запятые: - Мы особы занятые. Не обходится без нас Ни диктовка, ни рассказ. - Если нет над вами точки, Запятая - знак пустой! Отозвалась с той же строчки Тетя точка с запятой; Двоеточие, мигая, Закричало: - Нет, постой! Я важней, чем запятая Или точка с запятой, Потому что я в два раза Больше точки одноглазой. В оба глаза я гляжу, За порядком я слежу. - Нет... - сказало многоточие, Еле глазками ворочая, Если вам угодно знать, Я важней, чем прочие. Там, где нечего сказать, Ставят многоточие... Вопросительный знак Удивился: - То есть как? Восклицательный знак Возмутился: - То есть как! - Так, - сказала точка, Точка-одиночка. Мной кончается рассказ. Значит, я важнее вас.

В рассказе А. Каневского "О пользе знаков препинания" говорится о том, как "человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. 
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. 
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. 
Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. 
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошел до точки. 
Берегите знаки препинания!"
Список использованной литературы

Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справ. материалы. – М.: Просвещение, 1989.
Волина В.В. Учимся  играя. – М.: Новая школа, 1994.
Волина В.В. Веселая грамматика.- М.:Знание,1995.
Земский А.М. и др. Русский язык. Синтаксис. – М. Просвещение, 1996.
Ладыженская Т.А, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и другие. Издательство Просвещение, 2010 год 
Kђ Заголовок 115