ПроектРазработка критериев оценивания грамотности чтения в 4 классе

Министерство образования и Науки Республики Казахстан








Тема проекта:
«Разработка критериев оценивания
грамотности чтения в 4 классе»
(



Выполнила: Каленикова Светлана Викторовна

КГУ «СШ №7 с ДМЦ» г. Текели – с. Рудничный
учитель начальных классов
2015




ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3- 4
1. Цель и задачи исследования 5
2. Приёмы и методы технологий.....................................................................6-7
2.1 Критерии оценивания грамотности чтения .7
3. Исследование урока литературного чтения в 4 классе...8 -10
3. Выводы .....11
4. Список литературы ..12
 
 













Введение
«Ученик – это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который должен гореть» Плутарх

Читательская компетентность (грамотность чтения) в исследовании PISA
Грамотность чтения - способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей.
Для того чтобы ребенок мог успешно учиться в школе в первую очередь ему необходимо овладеть основными учебными навыками: чтением, письмом и счетом. Можно сказать, что именно они являются основой всего образования.
Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Учащийся, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания. Ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой. Недостаточное овладение учащимися техникой чтения, а главное умением понять прочитанное, будет сопровождаться серьезными трудностями в учебной работе, которые могут привести к неуспеваемости.
Проблема обучения чтению - одна из важнейших проблем педагогического процесса, и она всегда привлекала к себе внимание психологов и педагогов. Вопросами неуспеваемости младших школьников и проблемой развития читательской деятельности учащихся занимались многие отечественные авторы: П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, Л. С. Славина, С.М. Тромбах, Т.Г. Егоров, Г.Н. Кудина, Г.А. Цукерман. Эти проблемы также рассматривались многими зарубежными исследователями М. Коулом , Дж. Мортоном и др.
Несмотря на то, что проводимые в начальной школе диагностические срезы подразумевают оценку сформированности навыка чтения не только посредством скоростного критерия (количество слов в минуту), но и оценку понимания прочитанного, для многих учителей первый критерий является основным. Как отмечает психолог Л.В. Шибаева, техника чтения, о которой педагог заботится в начальной школе, считается сложившейся, а чтение как полноценная деятельность, имеющая статус культурной ценности, не складывается. Между тем современная мировая практика ориентирована на критерий понимания текста. Так, регулярно проводимые во многих странах проверки сформированности навыка чтения базируются на критерии грамотности чтения, который формулируется как «способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества».
Работая в сельской школе, мы сталкиваемся с такой проблемой: уровень грамотности чтения школьников падает. В частности, читать на «высшем уровне» - т.е. «понимать сложные тексты, оценивать представленную информацию, формулировать гипотезы и выводы», могут только 20%. Учащихся, показавших уровень ниже первого (включает в себя базовые умения: нахождение в тексте простой информации, заданной в явном виде, интерпретация текста с целью определения основной темы), 30%.
Это обстоятельство заставляет задуматься над разработкой критериев оценки грамотности чтения. В качестве «рабочего» мы предлагаем использовать критерий «качество чтения». Под качеством чтения мы понимаем умение осмысленно читать.
Актуальность данной темы заключается в том, что правильный выбор критериев оценивания уровня грамотности чтения способствует развитию умению закреплять свои ЗУН не только по литературе, по другим предметам в школе, но и повседневной жизни. Он развивается, как личность, может ориентироваться и выработать личную позицию, сформированную на общих принципах.
Из вышесказанного была сформулирована проблема дальнейшего исследования: какие критерии оценивания, приемы и методы обучения будут способствовать повышению грамотности чтения учащихся 4 класса.
Цель исследования: изучение специфики критериев оценивания по грамотности чтения
Задачи:  
Изучить нормативные документы
Изучить педагогическую литературу по данной теме.
Применить Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан по технологии критериального оценивания
Рассмотреть применение критериев оценивания грамотности чтения на уроке литературного чтения в 4 классе
Определить технологию критериального оценивания грамотности чтения в 4 классе.

Ожидаемый результат: критерии оценивания грамотности чтения помогут правильно оценить итоги, стимулировать и активизировать деятельность каждого ученика на уроке

Объект исследования: урок литературы в 4 классе
Предмет исследования: ученический коллектив.
Методы исследования:

1. Анализ педагогической литературы по данной теме.
2. Наблюдение за учебно-воспитательным процессом.







Приёмы и методы технологий
В педагогической деятельности можно найти такую методику преподавания литературы, которая позволяла бы каждому ученику в классе не только получать знания, но и творчески, по - новому осмыслять их, способствовала бы выработке умения самостоятельно добывать необходимую информацию и умело использовать её в разных коммуникативных ситуациях
На каждом этапе урока можно применять разнообразные приемы технологий ТРИЗ и РКМ, например: «Верные – неверные утверждения», «Инсерт», «Логические цепочки», «Морфологический анализ», «Круги по воде», «Другая точка зрения», «Ромашка Блума», «Мозговой штурм», «Круги Эйлера», «Синквейн», «ТРИЗ-загадки», «РАФТ» и др., которые позволяют включать обучающихся в мыслительную деятельность и творчески перерабатывать полученную информацию в работе с различными источниками: учебником, словарём, справочником, текстами художественной и критической литературы, Интернет - ресурсами.
Мы будем использовать трехфазная структура урока: вызов, осмысление и рефлексия.
Каждая фаза имеет свои задачи:
фаза вызова (пробуждение интереса к предмету)
·актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом
·пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу
·помочь учащимся самим определить направление в изучении темы
фаза реализации смысла – (осмысление материала во время работы над ним):
·получить новую информацию;
·соотнести новую информацию с уже имеющимися знаниями и представлениями.
фаза рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов):
·самостоятельно обобщить изученный материал;
·самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала (повторная проблематизация);
·формировать личностное отношение к изученному материалу.

Приёмы технологий: «Ассоциации», «Синквейн», «Кластер»

Критерии оценивания грамотности чтения
Навыки чтения
А3 – безошибочное чтение целыми словами, правильная постановка логического ударения
А2 – чтение с ошибками, 2-3 ошибки в ударении и в произношении слов
А1 – частичное выполнение
Понимание текста
В3 – понимание текста в мельчайших деталях: умение определять главную мысль, словесная характеристика героев
В2 – понимание текста в общих чертах, работа по вопросам
В1 – неполное усвоение и понимание прочитанного текста
Рефлексия к использованию текста
С3 - умение самостоятельно добывать необходимую информацию и продуктивно использовать её в разных коммуникативных ситуациях
С2 – работа с текстом по содержанию: деление на части, составление плана
С1 – частичное выполнение заданий по С3 иС1
Выразительность чтения
Д3 – соблюдение интонации, темпа, эмоциональная окраска текста
Д2 – соблюдение двух правил из выше перечисленных
Д1 – частичное выполнение
Работа с литературными средствами
Е3 – определение эпитетов, сравнений, олицетворений, умение приводить свои примеры
Е2 – выполнение одного из требований Е3
Е1 – частичное выполнение



Исследование

Предмет: Литературное чтение Дата: 03.04.2015г
Тема: В.С. Высоцкий «Песня о друге».
Цели:
Формирование умений, учащихся составлять портретную характеристику героя произведения.
Развивать внимание, навыки правильного выразительного сознательного чтения, образное мышление; дикцию; артистичность; память.
Воспитание нравственных качеств: умение дружить, быть настоящим другом, помнить о тех, кто защищает родину.
Тип урока: объяснение нового материала
Ресурсы: запись песни В. Высоцкого «Песня о друге», листы, маркеры, жетоны, шкала результатов
Методы: беседа, репродуктивный, частично-поисковый
Формы: индивидуальные, коллективные, работа в группах.

Ход урока
І. Организационный момент. Психологический настрой уч-ся. (Слайд №1)
Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда – вниманье ваших умных глаз
Я знаю: каждый в классе гений, но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений – мы вместе проведём урок!
(Деление класса на группы. Оценка работы - по количеству жетонов.
Повторение правила работы в группе, критерии оценивания)
ІІ. Актуализация знаний. Введение в тему урока. (Слайд №2)
Стадия вызова
Вопросы: 1. Какие ассоциации вызывает у вас слово «друг»?
(Работа учащихся в группах: на листах коллективно пишут ассоциации к слову «друг»)
2. Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Дети на листе записывают характеристику друга.
3. Проверка работ учащихся. (За работу получают смайлик)
ІІІ. Сообщение темы и цели урока. (Слайд №3)
ІV. Сведения об авторе. (Слайд №4)
Осмысление
Знакомство с биографией Владимира Семеновича Высоцкого (1938-1980). (Показ слайдов, сведения на слайдах по очереди читают дети) Беседа по содержанию.
Работа в тетрадях – записать сведения об авторе
V. Физ. минутка
VI. Знакомство с произведением.
Прослушивание записи песни «Песня о друге». Обмен впечатлениями.
Чтение стихотворения «Песня о друге» учениками стр. 196
Проверка качества восприятия. Беседа по вопросам 1, 2
VII. Анализ произведения
Какова основная идея произведения В. Высоцкого?
Чтение стихотворений цепочкой, хоровое (по группам)
VIII. Творческая работа.
1.Составить синквейн к слову «друг»
Сначала каждый составляет в своей тетради, потом обсуждают в группе, выбирают оптимальный вариант. Потом группы читают по очереди.
(Дети оценивают самостоятельно)
2. Вспоминаем песни о дружбе.
IХ. Рефлексия.
Кластер «друг» - коллективная работа у доски.
Что полезного взяли для себя? Чему учит произведение?
Х. Оценка работы. Подсчёт жетонов – смайликов.
(формативное и суммативное оценивание)
Отчет групп о проделанной работе: оцените работу своей группы.
Сегодня я доволен работой, так как
Не совсем доволен, потому что
Не доволен своей работой, ведь я Х. Объяснение домашнего задания.
с. 195- читать об авторе,
с.196 – учить, вопросы №1,2
ХI. Итог урока.

Дети на уроке показали хорошие результаты по грамотности чтения, были активны, рассуждали, высказывали своё мнение.

Литературные произведения оказывают огромное влияние на формирование личности ребёнка, его духовно-нравственное развитие. Художественная литература способна дать широкую картину мира, обогатить духовно, учит размышлять над жизненными ситуациями, над взаимоотношениями, соотносить характеры и поступки героев произведений со своими поступками.















Выводы:
Разработка критериев оценивания по грамотности чтения и приёмы технологии критического мышления способствуют:
Лучшему запоминанию изученного материала, развитию познавательной деятельности, активизируют деятельность учащихся на уроке. Дети учатся не только овладевать информацией, но и рассматривать её с различных точек зрения, критически оценивать, осмысливать, применять. Наблюдая за учениками во время чтения, видим, как горят их глаза желанием дочитать, понять, решить вопросы, возникшие после чтения, отстоять свою точку зрения и послушать соседа по парте.
Умению активно действовать в соответствии с полученной информацией и соотнести её с полученными знаниями, способность к внутреннему размышлению, к обсуждению и взаимодействию с другими людьми.
Все это, на наш взгляд, и является основными признаками качественного грамотного чтения.

















((
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Государственный стандарт РК по начальному образованию
Программа курсов по повышению квалификации учителей за 2012 и 2015 годы.
Исследования PISA
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/ Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256с.

























13PAGE 15


13PAGE 141215