Выступление к презентации Игровые технологии на уроках русского языка и литературы

Одна из серьёзных проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к чтению. Следствие этого – снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно выражать свои мысли. Как же добиться того чтобы наш предмет приносил ученикам интеллектуальное удовольствие? Ответ очевиден: заинтересовать . Чем? Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы. А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить.

Игра - особая разновидность миниатюрной задачи, процесс решения которой обязательно сопровождается интересом, является полезным упражнением, своеобразной гимнастикой, мобилизующей умственные силы учащихся, так как для её решения нужно совершить определённые мыслительные операции (слайд 3). Она дисциплинирует ум, приучает к чёткой логике, развивает способность делать выводы. И самое главное, в ней “доминируют эмоции”, что делает процесс участия в игре удовольствием для учащихся, а это способствует возникновению положительных эмоций от процесса обучения, создаёт на уроке творческую доброжелательную обстановку, способствует увлечённости при изучении предмета.

Игра как активный метод обучения выполняет ряд функций:

- развивает познавательные интересы, толерантность,
- творческие способности,
- коммуникативную,
- способствует повышению самооценки

Я не претендую на “открытие Америки” в этом вопросе, лишь попробую обобщить свои наработки по использованию игровых технологий на уроках литературы. Предлагаю вам поучаствовать в педагогическом аукционе литературных игр.
Первый лот нашего аукциона – игра «Присказка – сказка»
Дидактическая цель. Учить детей понимать прочитанное, смотреть на события глазами автора.
Содержание. На доске записаны сказки, учитель читает произведение и просит подобрать к ним пословицы, которые соответствуют основной мысли произведения.
Лот достанется тому, кто назовет сказки, отвечающие этим пословицам
Как аукнется, так и откликнется
Что одному трудно дается, то коллективом легко берется
Сколь веревочка не вьется, А конец, всегда найдется.
В тесноте да не в обиде
Самонадеянность - подруга неопытности
Делу время – потехе час.
Следующий лот – игра « Угадай автора»
Дидактическая цель. Дидактическая цель: формировать умение определять автора по особому литературному стилю, расширять читательский интерес.
Третий лот нашего аукциона – игра «Литературный музей»
Дидактическая цель. Закреплять знание о жанровых особенностях произведений
Содержание. Учитель проводит воображаемую экскурсию по залам музея. Каждый зал получит название согласно жанровым особенностям произведения. Например: сейчас мы побываем в музее, где есть Зал греческих богов. В этом зале выставлены волшебные предметы. Догадайтесь, кому они принадлежат
Четвертый лот аукциона – игра «Этимологический словарь»Суть игры:- придумывать новые, нестандартные, но правдоподобные толкования слов, отталкиваясь от их внешней формы.
Чем смешнее и интереснее будут «значения» слов, тем лучше.
Например:
едкий - пригодный в пищу, который едят
ножны - обувь,
этажерка - соседка по лестничной клетке.
Погорячиться выпить горячего чайку
Садисты фотографы работающие в дет. садиках
Пятый лот – игра «Знакомые незнакомцы»
Пресловутый Шишков во времена Пушкина сердился на чужеземные слова и предлагал свои переводы. Все помнят про галоши-мокроступы. Но процесс шел своим чередом и теперь с приходом компьютера, бизнеса и прочего наш язык славно обогатился. Вам предлагается дать русские эквиваленты китайским пословицам
Будешь экономить в день по горсти – через год купишь лошадь. (Пушинка к пушинке – будет перинка)
В доме плотника нет скамейки, чтобы посидеть. (Сапожник без сапог)
Стоящий в двух лодках падает в воду. (На двух стульях не усидишь)
Все большие дороги ведут в Пекин. (Все дороги ведут в Рим)

К одной кормушке двух ослов не ставят.
Колодезным лягушкам нечего говорить о море.
Коль у самого есть ошибки, то не обижайся на других.
Маленькая мышь может перегрызть толстую веревку.

К одной кормушке двух ослов не ставят. (В одной берлоге два медведя не уживутся)
Колодезным лягушкам нечего говорить о море. (Знай сверчок свой шесток)
Коль у самого есть ошибки, то не обижайся на других. (Других не суди – на себя погляди)
Маленькая мышь может перегрызть толстую веревку. (Мал да удал)
Последний лот нашего аукциона – мини –сага.
Есть три золотых правила написания мини-саги. Мини-сага -- это произведение, состоящее из РОВНО 50 СЛОВ (не считая заголовок, который может состоять из не более 15 слов). Мини -сага должна РАССКАЗЫВАТЬ ИСТОРИЮ и иметь начало, середину и конец (поэтому она не может быть простым описанием чего-либо). И последнее правило -- БУДЬТЕ ОРИГИНАЛЬНЫМИ!
Он сидел на стуле и ждал. Было в его позе что-то неестественное: голова ушла в плечи, рот приоткрыт, глаза неотрывно смотрели на дверь.
- Ну где же они все?
За дверью раздались шаги и она распахнулась... Мама с умилением смотрела на счастливую мордашку сына и на его зуб, болтающийся на нитке.
Моно сага. Подобрать 5 слов, начинающихся на букву О.
Лот выграет тот,

Я думаю вы поняли, что сам аукцион является чудесным приемом обогатить свой урок, сделать его интереснее. А продать на своем аукционе , я уверена, вы уж точно что-нибудь да найдете!



15