Внутренний мир избы для доп. образования


Тема: «Внутренний мир русской избы» Руководитель: Комракова Л. Ю.» Людвиг Бетховен Актуализация опорных знаний- По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы.- Зачем люди украшали свои жилища. Вид урока: репродуктивный с частично – поисковым методом. Основные методы, используемые на уроке:словесный (рассказ и объяснение руководителя, беседа);практический (эскизирование, подготовка к макетированию и конструированию,);наглядный (образцы готовых изделий, таблицы по технике безопасности, набор репродукций, эскизов, образцы материалов для конструирования);методы контроля (наблюдение за действиями воспитанников). Основные формы деятельности учащихся:фронтальная,индивидуальная. Методическое оснащение урока:1. Материально-техническая база:- кабинет изобразительного искусства и черчения;- интерактивная доска;- инструменты;- материалы выбранные детьми; - аптечка2. Дидактическое обеспечение: - учебное пособие Сокольниковой Н.М. и Неменского Б.М.;- альбом;- дополнительная литература (журналы, иллюстрации);- плакаты;- таблицы;- учебно-техническая документация (УТД): технологические карты; инструкционные карты; инструкционно - технологические карты;- образцы готовых изделий из вторсырья. Ход занятия. Организационный момент.1. Приветствие воспитанникам.Руководитель : Здравствуйте, дети, присаживайтесь поудобнее, начинаем занятие. Я рада, вас видеть. Желаю, вам, бережного отношения друг к другу и отличного настроения на занятии2. Проверка готовности к занятию. II.  Изложение программного  материала  Ребята давайте на сегодняшнем уроке попробуем воссоздать модель интерьера русской избы.      Просмотр презентации.(отгадывание загадок) Всем, кто придет, всем, кто уйдет, руку подает. (Дверь)Два брата всегда видятся, а вместе не сойдутся. (Пол и потолок)Скажите, ребята, а как могли украшаться потолок и стены? (Потолок часто украшался символами солнца, стены – растительным орнаментом.) Под одной шляпой четыре брата стоят. (Стол)Что вы понимаете под словом материальный? (Это мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья и благосостояния)Что из угла в угол не переставишь? (Печь)Что вы понимаете под словом духовный?(Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями.) Фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. В низенькой светелке с створчатым окномСветится лампадка в сумраке ночном:Слабый огонечек то совсем замрет,То дрожащим светом стены обольет.Новая светелка чисто прибрана:В темноте белеет занавес окна;Пол отструган гладко; ровен потолок;Печка развальная стала в уголок.По стенам – укладки с дедовским добром,Узкая скамейка, крытая ковром,Крашеные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным. Л. Мей Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил – полати. Почти в каждой избе имелся ткацкий стан – красно. На нем женщины ткали. Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Окно-око – связь с большим миром, белым светом Рядом с устьем печи стоят железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки. А так же у печи находился деревянный ушат с водой. «Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу» Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол. Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ. По стенам – укладки с дедовским добром,Узкая скамейка, крытая ковром,Крашеные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным. Список использованной литературы:Горяева Н.А. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение» 2006Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства» Москва «Просвещение» 1991Горяева Н.А. «Методическое пособие к учебнику» Москва «Просвещение» 2003Неменский Б.М. «Искусство вокруг нас» Москва «Просвещение» 2004Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд. Программа» Москва «Просвещение» 2005Харитонова Е.Д. «Пермский областной краеведческий музей» «Пермское художественное издательство» 1990Чудакова Н.В. «Я познаю мир» Москва «АСТ» 1996www.google.ru (Музей – заповедник деревянного зодчества. Кижи.)http://www.talci.ru/photo3.htm (Музей заповедник «Тальцы»Opera - [ВЕЛИКИЕ ИСПОЛНИТЕЛИ РОССИИ ХХ ВЕКА. СОФЬЯ ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ (МЕЦЦО-СОПРАНО) MP3 (мп3). Великие исполнители России ХХ века. Софья Преображенская (меццо-сопрано) cd. Диски Великие исполнители России ХХ века. Софья Преображенская (меццо-сопрано). Сборник Великие исполнители России ХХ века. Софья Преображенская (меццо-сопрано). Коллекция Великие исполнители России ХХ века. Софья Преображенская (меццо-сопрано).]http://www.mp3cd.ru/page.php?path=catalog&element_id=3976&folder_id=145