Рабочая программа педагога доп.обр.по изо Андреевой О.В.


Рабочая программа педагога дополнительного образования по изодеятельности Андреевой Ольги Владимировны
«Рисуя, я познаю мир».
ГБОУ СОШ №448 (ДО)
Москва
ВАО
2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка……………………………………………………3
1.2.Принципы и подходы к формированию программы................................6
1.3.Возрастные особенности ...…………................………………………….8
1.4. Планируемые результаты освоения Программы………………………12
2.Организационный раздел
2.1. Режим дня………………………………………………………………....12
2.2.Тематическое планирование ………………………………………..…....24
3. Содержательный раздел
3.1. Художественно-эстетическое развитие………………………………....25
4. Список литературы………………………………………………..……...27
5.Приложения
5.1. Сетка занятий……………………………………………………………..28
5.2.Годовое планирование в группах №2,3,4,5,6………………………….
5.3. Индивидуальные и групповые беседы с родителями воспитанников….
5.4. Индивидуальная работа с детьми…………………………………………
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка.
Особенности рабочей программы педагога дополнительного образования по ИЗО ГБОУ СОШ №448 ДО г.Москвы Андреевой О.В.
Рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014г., образовательной программы ГБОУ СОШ№448 ДО в соответствии с ФГОС ДО для работы с детьми дошкольного возраста, согласно возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Парциально используются программы Копцевой Т.А. «Природа и художник», Горяевой Н.А. «Первые шаги в мире искусства», Лыковой И.А. «Ладошки».
Современный ребенок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Многолетние исследования, проводимые авторами программы, позволяют нам наметить «штрихи» современного дошкольного детства, которые нельзя не учитывать, организуя образовательный процесс детского сада.
Современный ребенок – маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современные дети ориентированы на будущее. Это яркая отличительная черта маленьких граждан современности – они с уверенностью смотрят в будущее.
Внутренние резервы современного ребенка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Но, в отличие от сверстников прошлых лет, он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Он органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Он – носитель субкультуры, присущей только дошкольнику и отличающей его от детей другого возраста и взрослых. Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада как раз то место, где он реализует принципиальные для него потребности.
Поэтому, детский сад – это вторая семья ребенка, в которой ему благополучно и интересно живется. Современные дети с удовольствием идут в детский сад, любят его!
Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и стала тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает.
В то же время ребенок по-прежнему сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в один процесс. В новых видах деятельности, таких как экспериментирование, создание микро и макро-проектов, коллекционирование, импровизация современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.
С учетом основных принципов, требований к организации и содержанию изобразительной деятельности в ДОУ, основными целями и задачами которой являются: развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства; воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ. Предполагается обучение детей в течение 4лет: с 3 до 7лет. Программа строится спиралеобразно: от простого к сложному. На каждом витке (году обучения) повторяясь в расширенном, усложнённом варианте.
Тематический блок занятий по художественному творчеству способствует развитию активности, самостоятельности и творчеству детей, побуждает их вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учит сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как они это делали.
Много внимания в программе уделяется изучению традиционных русских народных художественных промыслов, русскому костюму, русским народным сказкам, цветоведению, бумажной пластике. С помощью интерактивных технологий совершаются путешествия в музеи.
Для успешного овладения детьми художественно-творческой деятельностью и развития креативности в программе соблюдены следующие условия:
обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать;
разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов;
уважение к творчеству детей, использование детских работ в оформлении помещений детского сада, в организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым.
Каждый тематический блок в рабочей программе заканчивается коллективным просмотром всех созданных ребятами изображений, организацией выставки, участием в конкурсах. Очень важно, чтобы дети видели общий результат, слышали оценку педагогом их работ, активно включались в доступный им разговор, оценку выразительных образов предметов, явлений; чтобы каждый ребенок видел свою работу среди работ других детей. Например, неделя "Дары осени" заканчивается выставкой совместных с родителями поделок из природного материала и т.д.
Цели и задачи реализации Программы
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе,к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как: патриотизм; воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей, таких как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
• активная жизненная позиция; приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
• уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в изостудии атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
1.2.Принципы и подходы к формированию Программы
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
При разработке Программы учитывались лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Программа основывается на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Н.С. Карпинская).
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Нацеленность на дальнейшее образование:
Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте; понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей
Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.
Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка
Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).1.3.Возрастные особенности
На первом году обучения дети 3-4 лет:
Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. В возрасте 3-4х лет педагог должен знакомить детей с доступными для их понимания произведениями изобразительного искусства. Это прежде всего картинки с отображениями явлений природы в разное время года, иллюстрации русских народных сказок. Дети с удовольствием рассматривают изображения зайчишек, медвежат, лисят и других животных.
Педагог помогает ребенку увидеть наиболее существенное в образе каждого персонажа.Так же необходимо знакомить детей с некоторыми предметами декоративно-прикладного искусства: дети узнают яркие цветы в узоре на деревянной игрушке, любуются ярким нарядным сарафаном матрешки. Взрослому необходимо стремиться вызвать у детей радость, желание самостоятельно еще раз рассмотреть предмет или картинку.
Знакомство детей с искусством проводится в повседневной жизни и конечно же на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией и во время самостоятельной деятельности. Педагог может использовать потешки, песенки, стихи. Например, показывая детям картинку с изображением петушка, можно вспомнить русскую народную потешку «Петушок, петушок, золотой гребешок». Такие красочные характеристики могут помочь ребенку запомнить того или иного персонажа.
Изобразительная деятельность детей четвертого года жизни отличается тем, что благодаря формообразующим движениям в рисунке, лепке, аппликации возникают уже отчетливые изображения предметов (умишки круглые ушки, у девочки на голове бантик и т. п.)
Взрослый должен помочь ребенку хорошо рассмотреть предмет: обвести его по контуру, задать вопросы, которые направляют внимание детей на существенные детали (цвет, форма, наличие деталей) .Можно попробовать применить игровые приемы, например побеседовать от лица персонажей, именно это создает интерес у детей к занятию данным видом деятельности.
На занятиях рисованием необходимо развивать у детей способность замечать выразительность сочетаний цвета краски и бумаги (например, как красиво сочетается желтый и синий цвет) .Иногда работу можно выполнять и коллективно. Такой вид деятельности может оказаться очень полезным тем, что учит видеть, как постепенно на мольберте создается одна большая картина. В результате общих усилий создается веселый поезд или праздничный букет и полянка с цветочками.
Конечно же изобразительная деятельность должна иметь место и в повседневной жизни. Для этого необходимо создать условия, которые смогут заинтересовать ребенка, вызвать у него эмоциональный отклик, направить интересы детей. Надо способствовать так же тому, чтобы родители проявляли интерес к детскому творчеству. Педагог должен давать родителям рекомендации, как лучше организовать данный процесс дома, в семье.
Взрослые всегда должны помнить: необходимо прежде всего уважать любые результаты детского творчества и быть всегда рядом с ребенком и в любую минуту прийти к нему на помощь!
На втором году обучения дети 4-5 лет:

Символической формой игровой индивидуальной деятельности дошкольников является изобразительная деятельность. В рисование постепенно все более активно включаются представления и мышление. От изображения того, что он видит, ребенок постепенно переходит к изображению того, что помнит, знает и придумывает сам. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности.
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Формируются навыки планирования последовательности действий. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Начинает складываться произвольное внимание. Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной. В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
На третьем году обучения дети 5-6 лет:
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 20 – 30 минут. В изобразительной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.
Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого куска глины (пластелина), моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат - в несколько треугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.
На четвертом году обучения дети 6-7 лет:
Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участник игры. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Они свободно владеют обобщёнными способами  анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им  объёмными предметами. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Целевые ориентиры
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
К концу обучения дети достигают определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, замечают изобразительно-выразительные средства (цвет, ритм, форму, композицию), с помощью этих средств создают образ в рисунке, оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания.У детей формируются творческие способности, необходимые для последующего обучения изобразительному искусству в школе.
Формы работы: беседы, занятия, фронтальные, индивидуальные, подгрупповые, комплексные, экскурсии, коллективные работы.Итоги реализации данной программы подводятся в форме выставки детских работ.
2.Организационный раздел
2.1 Режим дня
Разные формы двигательной активности: утренняя гимнастика, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, плавание и другие.
Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и сезона года.
Следует предусмотреть объем двигательной активности воспитанников 5 - 7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности до 6 - 8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных организаций.
Для реализации двигательной активности детей следует использовать оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка.
Закаливание детей, оно включает систему мероприятий:
элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;
специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.
Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы ДО, со строгим соблюдением методических рекомендаций.
Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительности в зависимости от сезона года, температуры воздуха в групповых помещениях, эпидемиологической обстановки.
При организации плавания детей используются бассейны, отвечающие требованиям к плавательным бассейнам, их устройству, эксплуатацию и качеству воды.
В холодный период года занятия в бассейне предпочтительно проводить после прогулки. При организации плавания в бассейне перед прогулкой для предупреждения переохлаждения детей необходимо предусмотреть промежуток времени между ними не менее 50 минут. Для профилактики переохлаждения детей плавание в бассейне не следует заканчивать холодовой нагрузкой (холодный душ, проплывание под холодной струей, топтание в ванночке с холодной водой). Продолжительность нахождения в бассейне в зависимости от возраста детей должна составлять:
в младшей группе - 15 - 20 мин.,
в средней группе - 20 - 25 мин.,
в старшей группе - 25 - 30 мин.,
в подготовительной группе - 25 - 30 мин.
Присутствие медицинского персонала при организации плавания в бассейне и при приеме детьми процедур в сауне обязательно.
Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы профилактических мероприятий.
Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.
Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм).
Работа по физическому развитию проводится с учетом состояния здоровья детей при регулярном контроле со стороны медицинских работников.
Таким образом, в соответствие с СанПиН, условиями реализации ПОО программ в зависимости от их направленности должен быть распорядок дня, который включает:
прием пищи (в соответствие с длительностью пребывания ребенка);
ежедневная прогулка детей;
дневной сон;
самостоятельная деятельность детей;
непосредственная образовательная деятельность;
каникулы;
общественно полезный труд (для детей старшей и подготовительной групп);
разные формы двигательной активности;
закаливание детей;
занятия по дополнительному образованию (не обязательное условие)
В соответствие с требованиями СанПиН примерный режим дня скорректирован с учётом климата (тёплого и холодного периода).
2.1.ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ ДЛЯ ГРУПП ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Режим дня 2-ой младшей группы (3-4 года).
Холодный период года
Мероприятия Время проведения
Дома
Подъем, утренний туалет, закаливание 06.30(07.00)-07.30
В дошкольном учреждении
Прием и осмотр детей, игры, утренняя гимнастика 07.00-08.20
Подготовка к завтраку, завтрак 08.20-08.40
Самостоятельная деятельность, игры, общественно полезный труд 08.40-09.00
Непосредственно образовательная деятельность 09.00-09.15;
09.25-09.40
Второй завтрак 09.40- 09.55
Подготовка к прогулке 09.55- 10.15
Прогулка (игры, наблюдения, общественно полезный труд) 10.15-12.00
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду 12.00-12.20
Обед 12.20-12.50
Подготовка ко сну. Дневной сон 12.50-15.00
Постепенный подъем, закаливание, полдник 15.00-15.30
Игры, самостоятельная деятельность 15.30-16.15
Подготовка к прогулке 16.15-16.35
Прогулка, игры, самостоятельная деятельность детей, уход детей домой 16.35-18.30 (19.00)
Дома
Прогулка с детьми, возвращение домой, легкий ужин, спокойные игры, гигиенические процедуры. 18.30 (19.00)-20.30 (21.00)
Ночной сон 20.30 (21.00)-06.30 (07.30)
Теплый период года
Мероприятия Время проведения
Дома
Подъем, утренний туалет 06.30 (07.00)-07.30
В дошкольном учреждении
Прием детей, игры, утренняя гимнастика, прогулка 07.00-08.20
Подготовка к завтраку, завтрак 08.20-08.55
Игры, самостоятельная деятельность, подготовка к прогулке 08.55-09.35
Прогулка. Игры, наблюдения, самостоятельная деятельность, воздушные и солнечные процедуры. 09.35-10.35
Подготовка ко 2 завтраку, завтрак 10.15-10.45
Прогулка. Игры, наблюдения, самостоятельная деятельность, воздушные и солнечные процедуры. 10.45- 11.35
Возвращение с прогулки, водные процедуры, закаливание 11.35-12.00
Подготовка к обеду, обед 12.00-12.40
Подготовка ко сну. Дневной сон 12.40-15.00
Постепенный подъем, закаливание, полдник 15.00-15.35
Самостоятельная деятельность, игры, подготовка к прогулке 15.35-16.15
Прогулка, самостоятельная деятельность детей, уход детей домой 16.15-18.30(19.00)
Дома
Прогулка с детьми, возвращение домой, легкий ужин, спокойные игры, гигиенические процедуры 18.30(19.00)-20.30(21.00)
Ночной сон 20.30(21.00)-06.30(07.00)
Режим дня средней группы (4-5 лет)
Холодный период года
Мероприятия Время проведения
Дома
Подъем, утренний туалет 06.30(07.00)-07.30
В дошкольном учреждении
Прием, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика, дежурство 6.30(07.00)-8.25
Подготовка к завтраку, завтрак 8.25-8.50
Игра, самостоятельная деятельность 8.50-9.00
Непосредственно образовательная деятельность 9.00-9.20;
9.30-09.50
Подготовка ко 2 завтраку, завтрак 09.50-10.20
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) 10.20-12.10
Возвращение с прогулки, игры 12.10-12.30
Подготовка к обеду, обед 12.30-13.00
Подготовка ко сну, закаливание, дневной сон 13.00-15.00
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры 15,00-15.25
Подготовка к полднику, полдник 15.25-15.50
Игры, самостоятельная деятельность детей, игры, 15.50-16.40
Прогулка, игры, самостоятельная деятельность, уход детей домой 16.40-18.00(19.00)
Дома
Прогулка 18.00(19.00)-19.10(20.00)
Возвращение с прогулки, общественно полезный труд, спокойные игры, гигиенические процедуры 19.10(20.00)-20.40(21.00)
Подготовка ко сну, закаливание, ночной сон 20.40(21.00)-6.30(07.00)
Теплый период года
Мероприятия Время проведения
Дома
Подъем, утренний туалет 06.30(07.00)-07.30
В дошкольном упреждении
Прием детей, прогулка, игры, утренняя гимнастика 06.30(07.00)-08.15
Подготовка к завтраку, завтрак 08.15-08.50
Игры, подготовка к прогулке 08.50-09.00
Прогулка:игры, наблюдения, самостоятельная деятельность, воздушные и солнечные процедуры. 09.00-10.15
Подготовка ко 2 завтраку, завтрак 10.15-10.45
Возвращение с прогулки, водные процедуры 10.45-12.30
Подготовка к обеду, обед 12.30-13.00
Подготовка к дневному сну, сон. 13.00-15.00
Постепенный подъем, закаливание, полдник 15.00-15.50
Самостоятельная деятельность, игры, подготовка к прогулке 15.50-16.20
Прогулка: игры, самостоятельная деятельность детей. Уход детей домой 16.20-18.30(19.00)
Дома
Прогулка с детьми, возвращение домой, легкий ужин, спокойные игры, гигиенические процедуры 18.30(19.00)-20.30(21.00)
Ночной сон 20.30(21.00)-06.30
Режим дня старшей группы (5-6лет)
Холодный период
Мероприятия Время проведения
Дома
Подъем, утренний туалет 06.30(07.00)-07.30
В дошкольном учреждении
Прием и осмотр, игры, общественно полезный труд, утренняя гимнастика 6.30(7.00)-8.30
Подготовка к завтраку, завтрак, общественно полезный труд 8.30-8.55
Игры, самостоятельная деятельность, 8.55-9.00
Непосредственно образовательная деятельность 9.00-9.25
9.35-09.55
Подготовка ко 2 завтраку, завтрак 09.55- 10.25
Игры, подготовка к прогулке, общественно полезный труд, прогулка (игры, наблюдения, труд)10.25-12.15
Возвращение с прогулки, игры 12.15-12.40
Подготовка к обеду, обед 12.40-13.10
Подготовка ко сну, дневной сон 13.10-15.00
Постепенный подъем, закаливание 15.00-15.25
Подготовка к полднику, полдник 15.25-15.40
Непосредственно образовательная деятельность (2-3 раза в неделю) 15.40-16.05
Прогулка: игры, самостоятельная деятельность детей, общественно полезный труд 16.05-18.30(19.00)
Дома
Прогулка 18.30(19.00)-19.15(19.45)
Возвращение с прогулки, спокойные игры, общественно полезный труд, гигиенические процедуры 19.15(19.45)-20.45(21.00)
Укладывание, ночной сон 20.45(21.00)-6.30 (7.30)
Теплый период года
Мероприятия Время проведения
Дома
Подъем, утренний туалет 06.30(07.00)-07.30
В дошкольном учреждении
Прием на улице, осмотр, игры, общественно полезный труд, утренняя гимнастика 6.30(07.00)-8.30
Подготовка к завтраку, завтрак 8.30-8.55
Игры, самостоятельная деятельность 8.55-9.15
Подготовка к прогулке, общественно полезный труд, прогулка (игры, наблюдения, труд), самостоятельная деятельность 9.15-10.15
Подготовка ко 2 завтраку, завтрак 10.15-10.45
Прогулка, возвращение с прогулки, игры 10.45-12.40
Подготовка к обеду, обед 12.40-13.10
Подготовка ко сну, дневной сон 13.10-15.00
Постепенный подъем, закаливание 15.00-15.25
Подготовка к полднику, общественно полезный труд, полдник 15.25-15.40
Прогулка, игры, самостоятельная деятельность детей 15.40-18.30 (19.00)
Дома
Прогулка 18.30-19.15
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры 19.15 (19.00)-20.45 (21.00)
Укладывание, ночной сон 20.45(21.00)-6.30 (7.30)
Режим дня подготовительной к школе группы (6-7 лет)
Холодный период года
Мероприятия Время проведения
Дома
Подъем, утренний туалет 06.30(07.00)-07.30
В дошкольном учреждении
Прием и осмотр детей, игры, утренняя гимнастика, общественно полезный труд 06.30(07.00)-08.30
Подготовка к завтраку, завтрак 08.30-08.50
Самостоятельная деятельность, игры, общ.полезный труд. 08.50-09.00
Непосредственно образовательная деятельность 9.00-9.30; 9.40-10.10;
10.20-10.50
Подготовка ко 2 завтраку, завтрак 10.50-11.20
Игры, подготовка к прогулке 11.20-11.30
Прогулка, общественно полезный труд (игры, наблюдения, труд) 11.30-12.35
Возвращение с прогулки, игры, общественно полезный труд 12.35-12.45
Подготовка к обеду, обед 12.45-13.15
Подготовка к дневному сну, сон. 13.15-15.00
Постепенный подъем, закаливание. 15.00-15.25
Подготовка к полднику, полдник 15.25-15.40
Игры, самостоятельная деятельность детей, общ.полезный труд, дополнительное образование. Уход детей домой 15.40-18.30(19.00)
Дома
Прогулка с детьми, возвращение домой, легкий ужин, спокойные игры, общественно полезный труд, гигиенические процедуры. 18.30(19.00)-20.45
Ночной сон 20.45(21.00)-06.30 (07.30)
Теплый период года
Мероприятия Время проведения
Дома
Подъем, утренний туалет 06.30(07.00)-07.30
В дошкольном упреждении
Прием детей, игры, общественно полезный труд, утренняя гимнастика 06.30(07.00)-08.35
Подготовка к завтраку, завтрак 08.35-08.55
Подготовка к прогулке 08.55-09.05
Прогулка:игры, наблюдения, занятия, самостоятельная деятельность детей, воздушные и солнечные процедуры, общественно полезный труд . 09.05-10.30
Подготовка ко 2 завтраку, завтрак 10.30-11.00
Прогулка, возвращение с прогулки, водные процедуры 11.00-12.30
Подготовка к обеду, обед 12.30-13.00
Подготовка к дневному сну, сон. 13.00-15.00
Постепенный подъем, бодрящая гимнастика, полдник 15.00-15.20
Прогулка: игры, самостоятельная деятельность, общественно полезный труд 15.20-16.15
Игры. Вечерняя прогулка. Уход детей домой 16.15-18.30(19.00)
Дома
Прогулка с детьми, возвращение домой, общественно полезный труд, легкий ужин, спокойные игры, гигиенические процедуры 18.30(19.00)-21.00
Ночной сон 21.00-06.30 (07.30)
ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ ДЛЯ ГРУПП КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Для групп комбинированной направленности характерным является работа с детьми воспитателя и учителя-логопеда (специализация в соответствие с дефектом развития). Образовательную деятельность общеразвивающей направленности проводит воспитатель, специализированные занятия – учитель-логопед. Основной формой организации детей является подгрупповые занятия с ними. Для каждой подгруппы решаются свои общеразвивающие и компенсирующие задачи. Распорядок дня включает традиционный режим и индивидуальные занятия, составленные в соответствие с режимом работы учреждения.
Режим дня старшей группы (5-6лет)
Холодный период
Мероприятия Время проведения
Дома
Подъем, утренний туалет 06.30 (07.00)-07.30
В дошкольном учреждении
Прием и осмотр, игры, общественно полезный труд, утренняя гимнастика 6.30 (7.00)-8.30
Подготовка к завтраку, завтрак, общ.полезный труд 8.30-8.55
Игры, самостоятельная деятельность, 8.55-9.00
Непосредственно образовательная деятельность 9.00-9.25
9.35-09.55
Подготовка ко 2 завтраку, завтрак 09.55- 10.25
Игры, подготовка к прогулке, общественно полезный труд, прогулка (игры, наблюдения, труд)10.25-12.15
Возвращение с прогулки, игры 12.15-12.40
Подготовка к обеду, обед 12.40-13.10
Подготовка ко сну, дневной сон 13.10-15.00
Постепенный подъем, закаливание 15.00-15.25
Подготовка к полднику, полдник 15.25-15.40
Непосредственно образовательная деятельность(2-3 раза в неделю) 15.40-16.05
Прогулка: игры, самостоятельная деятельность детей, общественно полезный труд 16.05-18.30 (19.00)
Дома
Прогулка 18.30 (19.00)-19.15 (19.45)
Возвращение с прогулки, спокойные игры, общественно полезный труд, гигиенические процедуры 19.15 (19.45)-20.45 (21.00)
Укладывание, ночной сон 20.45 (21.00)-6.30 (7.30)
Теплый период года
Мероприятия Время проведения
Дома
Подъем, утренний туалет 06.30 (07.00)-07.30
В дошкольном учреждении
Прием на улице, осмотр, игры, общественно полезный труд, утренняя гимнастика 6.30 (07.00)-8.30
Подготовка к завтраку, завтрак 8.30-8.55
Игры, самостоятельная деятельность 8.55-9.15
Подготовка к прогулке, общественно полезный труд, прогулка (игры, наблюдения, труд), самостоятельная деятельность 9.15-10.15
Подготовка ко 2 завтраку, завтрак 10.15-10.45
Прогулка, возвращение с прогулки, игры 10.45-12.40
Подготовка к обеду, обед 12.40-13.10
Подготовка ко сну, дневной сон 13.10-15.00
Постепенный подъем, закаливание 15.00-15.25
Подготовка к полднику, общественно полезный труд, полдник 15.25-15.40
Прогулка, игры, самостоятельная деятельность детей 15.40-18.30 (19.00)
Дома
Прогулка 18.30-19.15
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры 19.15 (19.00)-20.45 (21.00)
Укладывание, ночной сон 20.45 (21.00)-6.30 (7.30)
Режим дня подготовительной к школе группы (6-7 лет)
Холодный период года
Мероприятия Время проведения
Дома
Подъем, утренний туалет 06.30 (07.00)-07.30
В дошкольном учреждении
Прием и осмотр детей, игры, утренняя гимнастика, общественно полезный труд 06.30 (07.00)-08.30
Подготовка к завтраку, завтрак 08.30-08.50
Самостоятельная деятельность, игры, общественно полезный труд. 08.50-09.00
Непосредственно образовательная деятельность 9.00-9.30
9.40-10.10
10.20-10.50
Подготовка ко 2 завтраку, завтрак 10.50-11.20
Игры, подготовка к прогулке 11.20-11.30
Прогулка, общественно полезный труд (игры, наблюдения, труд) 11.30-12.35
Возвращение с прогулки, игры, общественно полезный труд 12.35-12.45
Подготовка к обеду, обед 12.45-13.15
Подготовка к дневному сну, сон. 13.15-15.00
Постепенный подъем, закаливание. 15.00-15.25
Подготовка к полднику, полдник 15.25-15.40
Игры, самостоятельная деятельность детей, общественно полезный труд, дополнительное образование. Уход детей домой 15.40-18.30 (19.00)
Дома
Прогулка с детьми, возвращение домой, легкий ужин, спокойные игры, общественно полезный труд, гигиенические процедуры. 18.30 (19.00)-20.45
Ночной сон 20.45 (21.00)-06.30 (07.30)
Теплый период года
Мероприятия Время проведения
Дома
Подъем, утренний туалет 06.30 (07.00)-07.30
В дошкольном упреждении
Прием детей, игры, общественно полезный труд, утренняя гимнастика 06.30 (07.00)-08.35
Подготовка к завтраку, завтрак 08.35-08.55
Подготовка к прогулке 08.55-09.05
Прогулка:игры, наблюдения, занятия, самостоятельная деятельность детей, воздушные и солнечные процедуры, общественно полезный труд . 09.05-10.30
Подготовка ко 2 завтраку, завтрак 10.30-11.00
Прогулка, возвращение с прогулки, водные процедуры 11.00-12.30
Подготовка к обеду, обед 12.30-13.00
Подготовка к дневному сну, сон. 13.00-15.00
Постепенный подъем, бодрящая гимнастика, полдник 15.00-15.20
Прогулка: игры, самостоятельная деятельность, общественно полезный труд 15.20-16.15
Игры. Вечерняя прогулка. Уход детей домой 16.15-18.30 (19.00)
Дома
Прогулка с детьми, возвращение домой, общественно полезный труд, легкий ужин, спокойные игры, гигиенические процедуры 18.30 (19.00)-21.00
Ночной сон 21.00-06.30 (07.30)
2.2.Тематический план на 2015-2016 учебный год
Сентябрь
«Здравствуй, детский сад!»
«Мой город, моя страна»
«Безопасность»
«Во саду ли, в огороде» (фрукты, овощи)
Октябрь
«Осень золотая в гости к нам пришла» , «Хлеб»
«Дары леса» (грибы, ягоды, орехи)
«Осенний праздник», «Выставка осенних поделок»
«Поздняя осень», «Перелётные птицы», (экскурсия в школьную библиотеку 26.10.2015)
Ноябрь
«День народного единства» (Многоликая Россия)
«Домашние животные»
«Домашние птицы»
«День матери», «Моя семья»
Декабрь
«Встреча зимы» (приметы, признаки)
«Дикие животные», Выставка «Зимняя сказка»
«Зимующие птицы»
« Новый год»
Январь
«Каникулы»
« Коляда» (старшие группы), «Неделя зимней игры и забавы»
«Одежда»
«Обувь», «Головные уборы»
Февраль
«Театр», «Неделя игры и игрушки»
«Профессии», «Труд взрослых»
«День защитника Отечества»
«Мебель», « Здания»
Март
«Весна», «Цветы», «8 Марта»
« Масленица», «Посуда»
«Транспорт»
«Вода» (22.03.-день воды), «Рыбы»
«День открытых дверей»
Апрель
«День смеха», «Неделя птиц»
«Космос»
«День здоровья», «Виды спорта»
« Пасха», «Продукты»
Май
«День Победы»
«Деревья»
«Насекомые»
«Выпускной», «Школа», «Школьные принадлежности»
Июнь
«День защиты детей», «Безопасное лето»
3. Содержательный раздел
3.1. Художественно-эстетическое развитие
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;— становление эстетического отношения к окружающему миру;— формирование элементарных представлений о видах искусства;— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;2) опыт художественно-творческой деятельности.
Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.
В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.

4. Список литературы
Методическая литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014.2. Программа «Природа и художник» /Под ред. Т.А.Копцевой3. Мейстер Н.Г. «Бумажная пластика»
4. Неменский Б.М. Программы его школы.
5. Программа «Первые шаги в мире искусства» /Под ред. Н.А. Горяевой
6. Казакова Т.Г. Развивайте у детей творчество. М.: Просвещение, 1995г.
7. Комарова Т.С, Обучение детей техники рисования. М: Просвещение, 1996.
8. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 2005г.
9. Кузин В.С. Психология. Учебное пособие для художественно-графических училищ. М.: Просвещение, 2004г.
10. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство для детей дошкольного возраста М: Мозаика – Синтез, 1997г.
5.Приложения
5.1. Сетка занятий
5.2.Годовое планирование в группах №2,3,4,5,6
Примерный календарно-тематический план работы с детьми 3-4 лет
№ занятия Календарно-тематическое планирование младшая группа №2 Часы Дата
1 Разноцветные карандаши – удалые малыши. 2 сентябрь
2 Королева КИСТОЧКА. 3 «Поможем зайчику». Лесенка до солнышка. 1 4 «Что нам осень принесла…» Овощи. 1 5 «За грибами в лес пойдём» 1 октябрь
6 Осенний праздник. 1 7 «Под ногами коврик новый – жёлто-розовый, кленовый!» 1 8 Знакомство с хохломской росписью. 1 9 «Первый снег». 1 ноябрь
10 «Морозные узоры». 1 11 «Моя любимая игрушка». 1 12 «Мы слепили снежный ком…» 1 13 Украшаем филимоновскую свистульку: котика, барашка. 1 декабрь
14 «Идёт зима аукает, мохнатый лес баюкает…» 1 15 «Замок для снежной королевы» 1 16 «В лесу родилась ёлочка». 1 17 Гжель. Знакомство. 1 январь
18 «Животные севера» Умка. 1 19 Мезенские лошадки. 1 20 «Вьюги и метели землю одолели» 1 февраль
21 Знакомство с богородской игрушкой. 1 22 «На что это похоже?» Бумажный комок. 1 23 Дымковская игрушка. Узоры. 1 24 Иллюстрации Ю.Васнецова к сказке «Теремок» 1 март
25 Живая вода. 1 26 «Блещет в речке быстрой спинкой серебристой…» 1 27 «Грачи прилетели». 1 28 «Распустилась вербочка…» 1 апрель
29 «На ракете полетим». 1 30 «Ты катись, катись, яичко…» 1 31 «Курочка Ряба» 1 32 Майские цветы. 1 май
33 «Цып, цып, цып, мои цыплятки…» 1 34 Бабочки, насекомые. 1 35 «Одуванчик маленький…» 1 июнь
36 «Разбежались белые ромашки на лугу» 1 37 «Мама, папа, я – дружная семья» 1 38 «Солнышко лучистое улыбнулось весело…» 1 Примерный календарно-тематический план работы с детьми 4-5 лет
№ занятия Календарно-тематическое планирование средняя группа №3 Часы Дата
1 «Поможем зайчику». Лесенка до солнышка. 1 сентябрь
2 «На солнечной поляночке». 1 3 «Что нам осень принесла…» Овощи. 1 4 «За грибами в лес пойдём» 1 5 «Под ногами коврик новый – жёлто-розовый, кленовый!» 1 октябрь
6 «Такой большой ветер…» знакомство с соусом, углём и сангиной. 1 7 «Гроздья рябины под окном мне не дают никак уснуть…» Знакомство с хохломской росписью. 1 8 Золотая осень в картинах русских художников. 1 9 Осенний праздник. 1 ноябрь
10 Городецкие розаны. 1 11 Гжель. Знакомство. Гжельские цветы. 1 12 «Моя улица» 1 13 Первый снег. 1 декабрь
14 «Мы слепили снежный ком…» 1 15 «Идёт зима аукает, мохнатый лес баюкает…» 1 16 «В лесу родилась ёлочка». 1 17 «Моя любимая игрушка». 1 январь
18 «И полетит снежинок хоровод…» 1 19 «Замок для снежной королевы» 1 20 «Нарядная рукавичка». 1 февраль
21 Филимоновская игрушка. Знакомство с узором. 1 22 Филимоновские свистульки: котик, барашек. 1 23 Дымковская игрушка. Узоры. 2 24 Дымковская игрушка. Лошадка. март
25 «Облака – белокрылые лошадки…» 1 26 Мезенские лошадки. 1 27 «Грачи прилетели». 1 28 Живая вода. 1 апрель
29 «Блещет в речке быстрой спинкой серебристой…» 1 30 «Кто тебя выдумал, звёздная страна? Снится мне издавна, снится мне она». 1 31 «Ты катись, катись, яичко…» 2 32 Сказка «Гуси-лебеди» май
33 Салют Победы. 1 34 Майские цветы. 1 35 «На что это похоже?» Бумажный комок. 1 июнь
36 «Моя семья» 1 37 «Солнышко лучистое улыбнулось весело…» 1 38 Знакомство с богородской игрушкой. 1 Примерный календарно-тематический план работы с детьми 5-6 лет
№ занятия Календарно-тематическое планирование старшая группа № 4 Часы Дата
1 Как я провёл лето… 2 сентябрь
2 Королева-Кисточка 3 «Поможем зайчику». Лесенка до солнышка. 1 4 «На солнечной поляночке». 1 5 «Что нам осень принесла…» Овощи. 1 6 «За грибами в лес пойдём» 1 7 «Под ногами коврик новый – жёлто-розовый, кленовый!» 1 8 «Такой большой ветер…» знакомство с соусом, углём и сангиной. 1 9 «Гроздья рябины под окном мне не дают никак уснуть…» Знакомство с хохломской росписью. 1 октябрь
10 Золотая осень в картинах русских художников. 1 11 Осенний праздник. 1 12 Городецкие розаны. 1 13 Городецкие индюки. 1 14 «Моя улица» 1 15 Первый снег. 1 16 «На севере диком стоит одиноко на горной вершине сосна». Картина И.Шишкина. 1 17 «Морозные узоры» 1 ноябрь
18 Улетают птицы в тёплые края. 1 19 «Моя любимая игрушка». 1 20 «Мы слепили снежный ком…» 1 21 «Одевайся потеплей!» Одеваем человечка в зимнюю одежду. 1 22 «Нарядная рукавичка». 1 23 Филимоновская игрушка. Знакомство с узором. 1 24 Филимоновские свистульки: котик, барашек. 1 декабрь
25 «Идёт зима аукает, мохнатый лес баюкает…» 1 26 «Новогодние игрушки». 1 27 «Замок для снежной королевы» 1 28 «Животные севера» Умка. 1 29 «В лесу родилась ёлочка». 1 30 «И полетит снежинок хоровод…» 1 31 Гжель. Знакомство. 2 32 Гжельские цветы. январь
33 «Облака – белокрылые лошадки…» 1 34 Мезенские лошадки. 1 35 Домашние животные. 1 36 Домашние птицы. 1 37 «Вьюги и метели землю одолели» 1 38 «Февральская лазурь» И.Грабарь 1 февраль
39 Звериные следы на снежной поляне. 1 40 Знакомство с богородской игрушкой. 1 41 «Моя семья» 1 42 «Папа может…» 1 43 «На что это похоже?» Бумажный комок. 1 44 Дымковская игрушка. Узоры. 2 45 Дымковская игрушка. Лошадка. март
46 «Моя мамочка» 1 47 «Ёжик в тумане» мультфильм Ю.Норштейна1 48 Иллюстрации Ю.Васнецова к сказке «Теремок» 1 49 «Грачи прилетели». 1 50 Солнечные зайчики очень дружат с солнышком!» 1 51 «Бегут ручьи …» 1 52 «А подснежник маленький вырос на проталинке» 1 53 «Кто тебя выдумал, звёздная страна? Снится мне издавна, снится мне она». 1 апрель
54 «На ракете полетим». 1 55 Живая вода. 1 56 «Блещет в речке быстрой спинкой серебристой…» 1 57 «Распустилась вербочка…» 1 58 «Ты катись, катись, яичко…» 1 59 «Курочка Ряба» 1 60 «Люблю грозу в начале мая…» Решение темы двумя красками: чёрной и белой. 1 61 Майские цветы. 1 май
62 Салют Победы. 1 63 «Муха-цокотуха» К.И.Чуковский. Бабочки, насекомые. 2 64 «Муха-цокотуха» К.И.Чуковский 65 Насекомые. Рисунок с натуры. 1 66 «На солнечной поляночке…» Пленэр. 1 67 «Мы в город Изумрудный идём дорогой трудной…» Портрет Страшилы. 1 июнь
68 «Изумрудный город» - зелёная гуашь, оттенки зелёного цвета. 1 69 «Солнечный город» - оттенки желтого, красного цвета. 1 70 «Как тёплые краски подружились с холодными». Маркер, акварель. 1 71 «Волшебные ладошки» 1 72 «Точка, точка, огуречик – вот и вышел человечек!» 1
Примерный календарно-тематический план работы с детьми 6-7лет
№ занятия Календарно-тематическое планирование старшая - подготовительная к школе группа № 5, 6 Часы Дата
1 «Как я провёл лето» 4 сентябрь
2 Осенний ковёр. 3 «Что это?» Бумажная пластика. 4 Картины художников на тему осени. 5 «Безопасный переход» 1 6 «Моя улица» 1 7 «Ходит осень по дорожкам…» 2 8 «Ходит осень по дорожкам…» - завершение 9 «У медведя во бору грибы, ягоды беру…» 1 октябрь
10 Золотая хохлома. 2 11 Золотая хохлома. Завершение. 12 В.Даль «Война грибов», иллюстрации Е.Поленовой 1 13 «Летят перелётные птицы…» 1 14 «Падает снег» С.Адамо 1 15 Белые медведи. «Умка» 1 16 Животные Африки. «У жирафа шея длинная». 1 17 Слон. 1 ноябрь
18 «Одевайся потеплей, собирайся побыстрей…» 1 19 Рукавичка. Украшаем узором. 1 20 «Идёт зима аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка…» 2 21 «Идёт зима аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка…» завершение. 22 «Заюшкина избушка». 2 23 «Заюшкина избушка». Завершение. 24 Зима в картинах русских художников. 1 декабрь
25 «Мороз и солнце – день чудесный…» 2 26 «Мороз и солнце – день чудесный…».Завершение. 27 «Новогодняя сказка». 2 28 «Новогодняя сказка». Завершение. 29 «Маленькой ёлочке холодно зимой…» 1 30 «Новогодние игрушки: бусы и хлопушки». 1 31 Великая Отечественная война в картинах художников. 1 январь
32 Мезенская роспись. 2 33 Мезенская роспись. 34 Зимняя фантазия. Вырезывание дерева. Объёмная инсталляция. 1 35 «Вьюги и метели Землю одолели…» 1 36 «Голубые снеги…» 1 37 Музыка в бумаге. Инсталляция. 1 февраль
38 «Февральская лазурь». И.Грабарь 1 39 Гжель. Знакомство. 3 40 Синий букет. 41 «Облака – белокрылые лошадки…» 42 «Папа может, папа может, папа может…» 1 43 Аппликация. «Белые цветы». Вырезывание. 1 44 Дымковская игрушка. 2 март
45 Дымковская игрушка. Завершение. 46 «Мамочка милая, самая красивая…» Портрет мамы. 1 47 «Моя семья» 1 48 «Менины» Веласкес. 2 49 «Менины» Пикассо. Знакомство с абстрактным искусством. 50 «Грачи прилетели» Саврасов. 1 51 Солнце на лето –зима на мороз! 1 52 Стали птицы песни петь, и расцвёл подснежник! 2 апрель
53 Стали птицы песни петь, и расцвёл подснежник. Завершение. 54 «Мы – дети ГАЛАКТИКИ…» 3 55 Парад планет. 56 «Он сказал: «Поехали!..» 57 «Весна» Филонов. 1 58 Городецкие индюки. 2 59 Городецкие розаны и купавки. 60 Море. Живая вода. 2 май
61 На дне морском. 62 Победный салют. 2 63 «Весна 45-ого года…!» 64 «Муха-цокотуха» К.И.Чуковский 1 65 Насекомые. Рисунок с натуры. 1 66 Хоровод. Бумажная пластика. 1 июнь
67 Крыса. Бумажная пластика. 1 68 Динозавры. Бумажная пластика. 1 69 «Наш любимый детский сад». 1 70 «На солнечной поляночке!» пленэр 1 71 «Заплету берёзке косыньки…!» Троицын День. 1 72 «Зелёный цвет без зелёной краски». Гуашь. 1 73 «Ах, Лето!" Фломастеры. 1