Инновационная деятельность педагога доп.образования,как повышение педагогического мастерства


Государственное Бюджетное Учреждение
Центрального района г. Санкт-Петербурга
«Инновационная деятельность педагога дополнительного образования, как ресурс повышения педагогического мастерства»
Педагог дополнительногообразования
высшей квалификационной категории,
хореограф цирковой студии
Сорокина Н.В.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво звучат»
В.А.Сухомлинский
Цирковое искусство – одно из древнейших. Невозможно представить себе артиста цирка, не владеющего своим телом, и не имеющим чувства ритма. Здесь на помощь приходит хореография, которая не только выполняет вспомогательную функцию развития опорно-двигательного аппарата, но и раскрывает удивительный мир танца. Занимаясь хореографией, учащиеся формируют правильную и красивую осанку, познают красоту и силу своего тела. При постоянном занятии хореографией развивается устойчивость корпуса, координация движений, гибкость и пластика, что является необходимым в цирковом искусстве. Знания, усвоенные на занятиях хореографией, помогут воплотить в высокохудожественный номер все свои навыки на ранней стадии обучения.
Хореография (гр. choreia пляска, grapho пишу) – искусство танца. Занимаясь хореографией, учащиеся формируют правильную и красивую осанку, познают красоту и силу своего тела. При постоянном занятии хореографией развивается устойчивость корпуса, координация движений, гибкость и пластика, что является необходимым в цирковом искусстве.
Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала учащихся, формирование в них устойчивой мотивации к занятиям хореографией в цирковой студии и достижение ими высокого творческого результата используются различные методы работы.
В цирковом искусстве традиционная форма передачи информации от учителя к ученику основана на демонстрации. Объяснение нюансов исполнения того или иного движения невозможно исключительно в описательной форме. Именно поэтому при изучении хореографической дисциплины в цирковом направлении приобретают актуальность современные электронные технологии визуальной подачи материала. Развитие компьютерной сети Интернета в настоящее время происходит в соответствии с концепцией «покажи себя», что сформировало своеобразное социальное явление – стремление показать в видеоматериалах лучшие достижения цирковых номеров, уникальные трюки, новые образы в сочетании с танцевальными движениями . Таким образом, возникла возможность ознакомления с наиболее современными течениями, с признанными достижениями постановочной работы.
Описанное явление, связанное с популярность видеосервисов, в большей мере отражает ситуацию с развитием наиболее популярных цирковых направлений. В настоящее время, в связи с распространением цифровых технологий видеозаписи, произошло кардинальное удешевление производственного процесса. Обработка итогового материала может выполняться на стандартном современном персональном компьютере. Цифровая видеокамера уже привычный бытовой прибор, а распространение возможно в формате DVD дисков, которые возможно записать на том же среднестатистическом современном персональном компьютере.
Таким образом, создание видеометодических материалов в области циркового искусства, является наиболее удобной формой, требующей минимальных ресурсов при наибольшей эффективности использования. Распространение цифровых технологий видеозаписи намного упрощает использование такой формы учебных материалов, делает его общедоступным. Развитие видеосервисов компьютерной сети Интернет в настоящее время происходит в соответствии с концепцией «покажи себя», что сформировало своеобразное социальное явление – стремление показать в видеоматериалах лучшие достижения, уникальные свойства, неповторимые моменты . Таким образом, возникла возможность ознакомления с наиболее современными течениями, с признанными достижениями, что способно влиять на становление профессиональных предпочтений и навыков, существенно расширяя кругозор и степень ознакомления с предметом.
Устоявшиеся формы хореографии так же широко используют видеотехнологии в качестве основы для создания методических материалов. Это в большей степени связано с упрощением в настоящее время процесса их использования и постоянным пополнением списка видеозаписей семинаров, мастер-классов и различных вступлений. Эти материалы активно распространялись со времён видеокассет формата VHS, однако приобрели совершенно другое качество и значение с появлением цифровых технологий видеозаписи, и теперь распространяются на цифровых носителях, преимущественно в формате DVD дисков. Ранее для создания обучающего видеокурса требовалось множество дорогостоящего оборудования, необходимого для записи, сведения и монтажа видеоматериала, после чего существенных затрат на тиражирование. В настоящее время, в связи с распространением цифровых технологий видеозаписи, произошло кардинальное удешевление производственного процесса. Обработка итогового материала может выполняться на стандартном современном персональном компьютере, не самой производительной конфигурации. Цифровая видеокамера уже привычный бытовой прибор, а распространение возможно в формате DVD дисков, которые возможно записать на том же среднестатистическом современном персональном компьютере. Также существует возможность цифровой дистрибьюции, когда итоговый материал распространяется в виде файлов через сеть Интернет .Существуют лицензионные отчисления при официальном использовании видеоматериалов, созданных сторонними правообладателями. Задача окончательного распространения методических видеоматериалов среди учащихся может быть решена на основе использования современных информационных технологий, в рамках единой платформы электронного обучения. Решение подсказывает популярность видеосервисов компьютерной сети Интернет, с помощью которых один файл становится доступен миллионам пользователей. Следовательно, воспользовавшись современными информационными технологиями, имеется возможность распространения методические видеоматериалы сходным образом.
Использование видеоматериалов в цифровом формате возможно по следующей модели:
1. Подготовка и обработка видеоматериала.
2. Размещение видеоматериала в рамках электронного курса на сервере платформы
электронного обучения.
3. Создание возможности просмотра видеоматериала, используя любой доступный
вариант подключения к серверу платформы электронного обучения.
4. Создание возможности обсуждения содержание видеоматериала, на основе
опорных вопросов составленных преподавателем, используя инструменты платформы
электронного обучения.
5. Предоставление возможности загрузки видеоматериала на удаленный компьютер
для просмотра без обращения к серверу платформы электронного обучения.
Использование такой технологии включения видеоматериалов в методическую основу учебного курса позволяет разрешить множество проблем, сформулированных ранее – единый цифровой источник видеоматериала упрощает хранение и обновление, а использование сетевых технологий позволяет решить задачу распространения информации. Благодаря такой форме представления видеоматериала, учащимся создаются более комфортные условия процесса обучения в сравнении с групповым просмотром или использованием видеотеки. Возможность просматривать видеоматериалы, размещенные в рамках электронного курса на сервере платформы электронного обучения, позволяет учащимся выбирать удобное время просмотра, индивидуальный темп, возможность повторения нужных фрагментов, а благодаря инструментам взаимодействия, сохраняется элемент причастности к групповой работе, позволяющим создать аналог обсуждения просмотренного материала на занятии. Преподаватель может управлять открытым обсуждением, дискуссией, формулируя опорные вопросы .Для успешного формирования правильных навыков исполнения требуется обязательный контроль и корректировка действий ученика со стороны педагога.
При подготовке исполнителей разных цирковых постановок использование возможностей электронного обучения носит вспомогательный характер, призванный помочь в освоение теории, на которой базируется техника исполнения танцевальных движений.
Таким образом, создание видеометодических материалов в области циркового искусства является наиболее удобной формой, требующей минимальных ресурсов при наибольшей эффективности использования.
Распространение цифровых технологий видеозаписи намного упрощает использование такой формы учебных материалов, делает его общедоступным.
Наличие видеозаписей цирковых номеров на сходную тему поможет избежать повторного использования одного и того же видеоматериала, позволив сосредоточиться на создании новых выразительных форм.
Преимущества технологий электронного обучения не ограничиваются использованием технологий цифровой видеозаписи для просмотра уже готового материала. Благодаря развитию мобильных устройств, возможность записи видеороликов, в достаточно высоком качестве, присутствует в большинстве современных моделях сотовых телефонов, распространённость которых, особенно в молодёжной среде, является повсеместной. Если рассматривать возможность применения технологий записи цифрового видео, то записанные с помощью мобильного телефона видеоролики могут использоваться в качестве формы промежуточного контроля в процессе подготовки цирковых номеров.
В случае использования устройств видеозаписи позволяющим записывать видео в более высоком качестве, нежели мобильный телефон, например, бытовую цифровую видеокамеру, возможна публикация отснятого материала в рамках электронного курса в качестве итоговой формы контроля выполнения задания. Способ контроля выполнения итогового задания на основе публикуемых видеоматериалов позволяет представить на оценку лучший вариант исполнения. Он может быть всесторонне оценен, учитывая уже описанные преимущества использования технологий цифрового видео – возможность многократного просмотра и просмотра в удобное время, что позволяет преподавателю сохранить чистоту восприятия, которая может снижаться при оценке множества работ показываемых учащимися .Литература.
1. Агаев В.Т. Методические рекомендации по подготовке материалов дляучебных аудио-видеосредств.//М.: МИЭП, 1996 - С. 8.
2. Андреев А. А. Методические аспекты использования форумов припроведении занятий в Интернете /А.А. Андреев// Информатика и образование. - 2006. -
№4.-С. 12-16.
3. Бурдюкова Е.В Видеоматериалы и сетевые видеосервисы в работе
учителя: практическое пособие//Изд-во «Бином.ЛЗ». 2008-с. 90.
4. Долгов СВ. Использование Web-технологий в учебном процессе //
Применение новых технологий в образовании: Материалы Международной конференции.
- Троицк, 2000. - С. 35 - 36