Программа дополнительного образования Дорога к успеху


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Ужурский центр дополнительного образования»
Рекомендовано Утверждаю:
Педагогическим советом Директор МБОУ ДО
Протокол №1 УЦДО
« » сентября 2016 г. /_______/ Т.П. Уварова
Дополнительная общеообразовательная программа
«Дорога к успеху»
Возраст детей: 14-16 лет
Срок реализации: 1 год
Шнякина Татьяна Михайловна
педагог дополнительного образования
г. Ужур, 2016 год
 Актуальность программы.
Факты и случаи, излагаемые в средствах массовой информации, в газетах, по телевидению говорят о том, что «неблагополучные семьи» и дети в этих семьях – это проблемные вопросы, которые сопровождают жизнь человеческого общества с давних времен и в наше современное время обозначены достаточно остро. Примеры, приводимые СМИ, подтверждают, что во многих больших и малых городах и селах нашей страны увеличивается число «неблагополучных семей». Государство обеспокоено и пытается найти пути решения проблем, касающихся самих неблагополучных семей, особенно детей, живущих в таких семьях. В Ужурском районе также существует данная проблема, которая требует участия в её разрешении большого числа заинтересованных лиц. Дополнительное образование также призвано стать одним из участников оказания помощи и содействия детям из неблагополучных семей.
 Семейное благополучие не подлежит точному измерению с помощью каких-либо универсальных показателей. Отдельные его составляющие: жилищные условия, уровень доходов, состояние здоровья членов семьи, можно сравнить со среднестатистическими показателями. Однако в целом благополучие семьи определяется самоощущением её членов - ответом на вопрос: «Хорошо им в семье или плохо?». И благополучие ребенка оценивается по главному критерию - по тому, хорошо ли ему в семье, чувствует ли он любовь и понимание, окружен ли заботой, имеет ли условия для полноценного развития и чувства защищённости. Разумеется, в каждой семье есть проблемы, нередко они накапливаются, мешают спокойному течению жизни.
Пояснительная записка
Данная программа предоставляет дополнительную возможность создания благоприятных условий для развития и поддержки лидерских качеств детей из неблагополучных семей в различных областях интеллектуальной, творческой и социально – активной деятельности.
 В Ужурском районе работает ряд служб, на которые может рассчитывать ребенок, оказавшись в сложной жизненной ситуации. В тоже время и дополнительное образование не остается в стороне от возможности помочь в разрешении проблем, которые имеются или возникают в то время.  
Как и любая современная школа, МБОУ ДО «Ужурский центр дополнительного образования» имеет возможность строить, моделировать и проектировать развитие своей деятельности в направлении воспитания и обучения детей из неблагополучных семей.     
Данная программа создает условия для овладения подростками из неблагополучных семей демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешной жизни. Программа дополнительного образования «Дорога к успеху» создает для таких ребят площадку для общения и взаимодействия. В период школьных каникул организуется работа выездной школы, а в учебный период проводятся деловые игры, тренинги, дискуссии, районные конкурсы, акции.
Программа «Дорога к успеху» - это программа:
во имя детей;
для детей;
Во имя детей, потому что: сегодня детство оказалось самым незащищенным - разрушены традиционные детские структуры, а новые создаются с трудом.
Для детей, потому что она отвечает потребностям каждого ребенка в общении, творчестве, созидании; создает условия для того, чтобы найти свое место в жизни, когда сфера образования становится сферой рынка труда, товаров и услуг; ориентирует на осознанный выбор профессии, проектирование своего будущего.
Программа «Дорога к успеху» формирует у детей современное аналитическое мышление, заниматься исследовательской деятельностью, моделированием ситуации на уровне района. Создание психолого-педагогических условий для развития личности, позволяет им усвоить основополагающие понятия, такие как: «личность», «активная жизненная позиция», «гражданин», «патриотизм», «толерантность», «проектная культура», «мобильность».Цель программы: становление организационно-управленческой, коммуникативной и гражданской компетентностей подростков из неблагополучных семей, посредством вовлечения их в активную социально-значимую деятельность и процессы управления общественными инициативами.
Задачи:
- развитие самоопределения подростков через их участие в детском общественном движении;
- освоение технологии волонтерской просветительско-оздоровительной деятельности;
- формирование качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
- создание условий для осознания необходимости овладения коммуникативной культурой как условия комфортного существования личности, ее самореализации.
Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется в очно-заочной форме по 144 часа в год. Она включает в себя 3 очных образовательных модуля (в период осенних, весенних и летних каникул – 90 часов) и межмодульное сопровождение (54 часа). Межмодульное сопровождение включает в себя выполнение практических работ.
В рамках модулей используются такие технологии, как дискуссии, дебаты, проектный семинары, ролевые и деловые игры, презентации, круглые столы, экспертизы проектов, тренинги.
Освоение содержания образования происходит в процессе группового анализа, дискуссий, рефлексии, проектирования, экспертизы собственной деятельности и сопровождается работой тьютора.
Целевая аудитория – дети из неблагополучных семей, ребята, заинтересованные в общественно-полезной деятельности, активные участники школьных и районных мероприятий.
Ожидаемые результаты:
Метапредметные результаты освоения образовательной программы:
1. Освоение форм познавательной и личностной рефлексии;
2. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
3. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
4. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
5. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;6. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
Личностные результаты освоения образовательной программы:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности;
2. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
5. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Учебно-тематический план
Курс Количество часов
Теория Практика
«Лидер» 18 22
«Мой имидж» 16 28
«Основы профессии» 15 18
«Будущее в твоих руках» 11 16
Итого 60 84
144 часа
 
Календарно-тематический план
№ Наименование курсов и тем Количество часов
Теория Практика Общее количество
Курс «Лидер»
1.1 Теории лидерства 0 2 2
1.2 Лидерские качества и поведение 2 2 4
1.3 Стадии развития коллектива 2 2 4
1.4 Детское общественное движение 1 2 3
1.5 Способы взаимодействия детских общественных объединений с общественными, государственными и коммерческими организациями 1 2 3
1.6 Основы тьюторской работы 1 1 2
1.7 Механизмы реализации конкурсов социальных проектов 2 0 2
1.8 Основные направления деятельности районной детско-молодежной общественной организации 2 2 4
1.9 Психологические основы общения, ведение дискуссии, отстаивания своей точки зрения 1 3 4
1.10 Экспертиза инициатив и проектов детских общественных объединений района 3 2 5
1.11 Разработка проектов «Я – Гражданин» 3 2 5
1.12 Защита проектов «Я - Гражданин» 0 2 2
Итого по курсу 18 22 40
Курс «Мой имидж»
2.1 Слагаемые имиджа делового человека 2 2 4
2.2 В человеке все должно быть прекрасно 2 2 4
2.3 Технология создания имиджа 1 1 2
2.4 Искусство говорить 2 2 4
2.5 Имидж руководителя и сотрудника 2 2 4
2.6 Вопросы конфликтологии 4 4 8
2.7 Культура письменной и деловой коммуникации 2 2 4
2.8 Тренинг публичного выступления 0 3 3
2.9 Тренинг межличностного взаимодействия 0 3 3
2.10 Тренинг на преодоление конфликта 0 3 3
2.11 Тренинг уверенности в себе 0 3 3
2.12 Индивид. Личность. Индивидуальность 1 1 2
Итого по курсу 16 28 44
Курс «Основы профессии»
3.1 Мир профессий 3 2 5
3.2 Характеристика труда: характер, процесс и условия труда 2 1 3
3.3 Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах 1 1 2
3.4 Анализ рынка труда в Ужурском районе и Красноярском крае 2 3 5
3.5 Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей 2 0 2
3.6 Встреча с будущим: встречи с интересными людьми, экскурсии на предприятия 2 4 6
3.7 Планирование карьеры и выбор профессии и места работы по этой профессии 1 2 3
3.8 Личные профессиональные планы 1 2 3
3.9 Модели построения профессиональной карьеры 1 1 2
3.10 Тренинг «Ярмарка профессий» - 2 2
Итого по курсу 15 18 33
Курс «Будущее в твоих руках»
4.1 Здоровье и факторы, формирующие его. Здоровый образ жизни 2 - 2
4.2 Организация оздоровительной работы. Социальные акции 5 5 10
4.3 Вредные привычки и образ жизни 2 2 4
4.4 Тренинги «Пропаганда здорового образа жизни» - 4 4
4.5 Право и подросток 2 1 3
4.6 Разработка лана мероприятий на 2017-2018 уч. год - 2 2
4.7 Районный конкурс «Волонтер года» - 2 2
Итого по курсу 11 16 27
ИТОГО 60 84 144

Содержание дополнительной образовательной программы «Дорога к успеху»
Курс «Лидер» (40 часов)
Лидерские качества и поведение. Этапы личностного продвижения в позицию лидера. Условия формирования лидерства. Стадии развития коллектива. Классификация групп. Коллектив и личность. Детские общественные объединения в школах: символика, традиции, достижения. Способы взаимодействия детских общественных объединений с общественными, государственными и коммерческими организациями. Основы тьюторской работы. Опыт тьюторства в России и Красноярском крае. Механизмы реализации конкурсов социальных проектов. Психологические основы общения, ведение дискуссии, отстаивания своей точки зрения. Экспертиза инициатив и проектов детских общественных объединений района. Разработка социальных проектов «Я – Гражданин». Защита проектов «Я- Граданин». Районный конкурс «Лидер».
Курс «Мой имидж» (44 часа)
Слагаемые имиджа делового человека. Принципы поведения делового человека. В человеке все должно быть прекрасно. Технология создания имиджа. Искусство говорить. Умение вести беседу. Имидж руководителя и сотрудника. Технология управления профессиональным статусом, владение индивидуальными выразительными средствами в представлении профессиональных, статусных, социальных и личных качеств. Партнеры по бизнесу и конкуренты. Вопросы конфликтологии. Культура письменной и деловой коммуникации. Тренинги публичного выступления. Тренинги межличностного взаимодействия. Тренинги на преодоление конфликта. Тренинги уверенности в себе. Индивид. Личность. Индивидуальность.
Курс «Основы профессии» (33 часа)
Мир профессий. Рекомендации по выбору профессии. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах. Анализ рынка труда в Ужурском районе и Красноярском крае. Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Встреча с будущим: встречи с интересными людьми, экскурсии на предприятия. Планирование карьеры и выбор профессии и места работы по этой профессии. Личные профессиональные планы. Модели построения профессиональной карьеры. Тренинг «Ярмарка профессий».
Курс «Будущее в твоих руках» (27 часов)
Здоровье и факторы, формирующие его. Здоровый образ жизни. Организация оздоровительной работы. Социальные акции. Волонтерское движение в Ужурском районе. Вредные привычки и образ жизни. Тренинги «Пропаганда здорового образа жизни». Право и подросток. Разработка плана работы на 2017-2018 учебный год. Районный конкурс «Волонтер года».