Программа психолого-педагогического исследования уровня адаптации младшего школьника с интеллектуальными нарушениями.


Программа психолого-педагогического исследования уровня адаптации младшего школьника с интеллектуальными нарушениями.
Алешина О.В. , педагог-психолог ГОУ ТО «ТОЦО» г.ТулаИсследование направлено на:выявление эмоционального состояния (тревожности);
диагностику учебной мотивации;
определение сформированности внутренней позиции школьника;
оценку психосоциальной зрелости по тестовой беседе;
выявление уровня сформированности способностей к обучению у младших школьников с интеллектуальными нарушениями;
выявление уровня сформированности саморегуляции в учебной деятельности.
Методика 1. Измерение эмоционального состояния (тревожности). Тест М. Люшера.
Проводилось традиционным способом на основе теста М. Люшера (1990) с предъявлением детям цветных карточек. В обработке данных нас интересовало выделение количества тревог. М. Люшер утверждает, что в норме основные цвета должны находиться в начале ряда предпочтений, т. е. восприниматься испытуемым как приятные. Дополнительные цвета должны оказываться во второй половине ряда, т. е. восприниматься как безразличные или неприятные. Отсюда вытекают следующие основные правила:
• появление любого основного цвета на последних трех местах в ряду предпочтения обозначает наличие тревоги;
• появление любого дополнительного цвета на первых трех местах декларируется М. Люшером «ненормальным» и обнаруживает наличие компенсаций: вынужденного, вычурного, самозащитного поведения и соответствующих переживаний.
Для условно-численной оценки выраженности тревог М. Люшер (1990) предлагает такие обозначения:
• ! (1) если основной цвет стоит на 6 месте (дополнительный на 3);
• !! (2) если основной цвет стоит на 7 месте (дополнительный на 2);
• !!! (3) если основной цвет стоит на 8 месте (дополнительный на 1).
Запись выборов испытуемого осуществляется в условных цифровых обозначениях их порядкового номера: основные цвета: серый — 0, темно-синий — 1, зеленый — 2, оранжево-красный — 3, желтый — 4; дополнительные цвета: фиолетовый — 5, коричневый — 6, черный — 7.
В нашей практике мы немного изменили слова инструкции, и в нашем предъявлении они звучат так: «Посмотри внимательно на эти восемь карточек. Представь, что это окна в комнатах, где в каждой горит своя цветная лампочка. Выбери и отложи в сторону наиболее приятный, симпатичный в данный момент для тебя цвет. В комнате с каким цветом ты бы хотел сейчас находиться? Постарайся не связывать цвет с какими-либо вещами: цветом машин, одежды и т. д. Выбирай цвет наиболее приятный сам по себе». Указанный испытуемым цвет убирается в сторону и кладется цветом вниз, чтобы полностью убрать его из поля зрения.
Продолжение инструкции: «Хорошо, а теперь выбери наиболее симпатичный цвет из оставшихся». Эта инструкция (и выборы испытуемого) повторяются до тех пор, пока перед испытуемым останутся три последние карточки. М. Люшер считает, что в среднем последние три цвета воспринимаются испытуемыми как неприятные. Для облегчения работы испытуемого, когда остается два или три цвета, инструкция изменяется: «Хорошо, а теперь укажи наиболее несимпатичный, неприятный цвет из оставшихся».
Методика 2. Диагностика учебной мотивации. Анкета школьной мотивации Н. Г. Лускановой.
Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к учебе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».
1. Как ты чувствуешь себя в школе?
1) Мне в школе нравится.
2) Мне в школе не очень нравится.
3) Мне в школе не нравится.
2. С каким настроением ты идешь утром на уроки?
1) С хорошим настроением.
2) Бывает по-разному.
3) Чаще хочется остаться дома.
3. Если бы тебе сказали, что завтра на уроки не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?
1) Пошел бы на уроки.
2) Не знаю.
3) Остался бы дома.
4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?
1) Мне не нравится, когда отменяют уроки.
2) Бывает по-разному.
3) Мне нравится, когда отменяют уроки.
5. Как ты относишься к своему учителю?
1) Мне нравится наш учитель.
2) Не знаю, затрудняют ответить.
3) Я хотел бы, чтобы у нас был другой учитель.
6. Есть ли у тебя друзья в классе?
1) У меня много друзей в классе.
2) У меня мало друзей в классе.
3) У меня нет друзей в классе.
7. Как ты относишься к своим одноклассникам?
1) Мне нравятся мои одноклассники.
2) Мне не очень нравятся мои одноклассники.
3) Мне не нравятся мои одноклассники.
Обработка результатов
Проводится как количественная, так и качественная обработка результатов.
Количественный анализ
Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:
• ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
• нейтральный (средний) ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
• ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
Максимально возможная оценка равна 21 баллам. Было установлено 5 основных уровней школьной мотивации.
5-й уровень. 18—21 баллов (максимально высокий уровень мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
4-й уровень. 15—18 балла (хорошая мотивация). Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3-й уровень. 10—14 баллов (нейтральное отношение к обучению). Такие дети достаточно хорошо чувствуют себя в интернате, однако чаще их привлекает возможность пообщаться с друзьями. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало интересует.
2-й уровень.7—10 баллов (низкая мотивация). Подобные школьники посещают уроки неохотно, испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к интернату.
1-й уровень. Ниже 7 баллов (негативное отношение к обучению, дезадаптация). Такие дети испытывают серьезные трудности в интернате: они не справляются с учебной деятельностью и режимом, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с воспитателем. интернат воспринимается ими как враждебная среда. Ребята переживают, плачут, могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения психического здоровья.
Методика 3. Рисунок школы.
Цель: выявить доминирующий мотив, определить эмоциональное отношение к школе.
Ход выполнения.
Для оценки отношений в классе между воспитанниками и учителем использовался проективный тест «Рисунок себя, учеников, учителя». Для работы необходимо использовать лист белой бумаги 15х20 см или 21х29 см, карандаш, ластик.
Инструкция: «Нарисуй то, что тебе больше всего нравится в школе». Нарисовать можно в любой обстановке: в классе, на перемене, на прогулке, в комнате. При необходимости можно повторить инструкцию. При групповом выполнении теста время ограничивают 15-20 минутами.
Оценка результатов.
Своеобразие рисунка определяется не столько интеллектуальной сферой ребенка — его умом, зрительной памятью, запасом знаний (что лишь частично отражается на содержании и правильности рисунка), сколько его эмоциональной сферой — тоном настроения, интересами, активностью. Выявлено, что, например, очень подвижные дети, чаще изображают подвижные объекты; рисунки активных, стеничных детей отличаются крупным форматом, яркостью красок и наоборот, робких, астеничных — бесцветностью и мелкостью изображения. У очень эмоциональных, импульсивных детей отмечается небрежность рисунка, размашистый штрих, уплотненность, закрашивание всей площади, заполнение всех межконтурных пространств, что свидетельствует о наличии внутреннего беспокойства ребенка. Техника и манера исполнения принимались во внимание, если они свидетельствовали о каких-то психологических свойствах учащегося.
Примерная схема оценки детских рисунков:
1. Несоответствие теме указывает на:
а) отсутствие учебной мотивации;
б) детский негативизм (ребенок упорно отказывается рисовать на заданную тему и рисует то, что он лучше всего любит и умеет рисовать). Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний;
в) неверное истолкование поставленной задачи. Такие дети чаще срисовывают у других сюжеты. Чаще всего это свойственно детям с интеллектуальными нарушениями.
2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, взаимоотношения в классе с учениками и учителем. При этом учитывается сюжет рисунка, т.е. что именно изображено:
а) учебные ситуации. Свидетельствует о высокой учебной мотивации и учебной активности ребенка, обращается внимание лишь на расположение людей;
б) ситуации неучебного характера свойственны детям с положительным отношением к школе в целом.
При анализе рисунков нами оценивались следующие показатели:
1. Соответствие заданной теме.
2. Сюжет (что именно изображено).
3. Расположение воспитателя, самого ребенка, учеников.
4. Размеры рисунка и отдельных деталей.
5. Законченность рисунка.
При анализе детских рисунков на тему «Что мне нравится в школе» использовалась 30-балльная шкала.
1. Несоответствие заданной теме может указывать на:
а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и проч. Это свидетельствует о незрелости учебной мотивации;
б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению учебных и режимных требований;
в) неверное истолкование поставленной задачи, ее непонимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.
При несоответствии рисунка заданной теме в процессе количественной обработки проставляется 0 баллов.
2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе; при этом учитывается сюжет рисунка, т. е. что именно изображено:
а) учебные ситуации — учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т. п. свидетельствуют о высокой учебной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов (30 баллов);
б) ситуации неучебного характера — здание школы, ученик на перемене, бытовые сцены и т. п. — свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние атрибуты (20 баллов);
в) игровые ситуации — качели на дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе, и т. п. свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой направленности (10 баллов).
Методика 4. Стандартная беседа Т. А. Нежновой.
Цель: исследование внутренней позиции школьника, выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность.
В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из 3-х типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.
Вопросы беседы Варианты ответов Баллы
1. Хочешь ли ты идти в школу? А — очень хочу
Б — так себе, не знаю
В — не хочу 2
1
0
2. Почему ты хочешь идти в школу? А — интерес к учению: хочу научиться читать, писать, считать, стать грамотным, умным, узнавать новое и т.д.Б — интерес к внешней школьной атрибутике: новая форма, книги, портфель
В — внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, «мама сказала» 2
1
0
3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься к школе? А — освоение некоторых навыков чтения, письма: с мамой буквы учили, решали задачки и т.д.
Б — приобретение формы, школьных принадлежностей
В — занятия не относящиеся к школе 2
1
0
4. Что тебе нравится (не нравится) больше всего в школе (предварительно спрашивают, был ли ребенок в школе)? А — уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка
Б — внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса
В — уроки художественно-физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе 2
1
0
5. Если бы тебе не надо было ходить в школу, чем бы ты занимался в свободное время, как бы проводил свой день? А — занятия учебного типа: писал бы буквы, цифры, читал и т.д.
Б — дошкольные занятия: рисование, конструирование
В — занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гулянье, уход за животными 2
1
0
1–4 балла — внутренняя позиция школьника не сформирована;
5-8 баллов — начальная стадия формирования;
9-10 баллов — внутренняя позиция школьника сформирована.
Методика 5. Оценка психосоциальной зрелости по тестовой беседе
В процессе беседы психолог получает сведения об общих представлениях ребенка, о его способности ориентироваться в простых жизненны ситуациях, о положении в семье. Беседа необходима для установления контакта с ребенком, создания атмосферы доверия в процессе обследования. Психолог, независимо от успехов ребенка, подает ему положительные, одобрительные оценки, подбадривает его. Психологу лучше заранее знать состав семьи, наличие или отсутствие кого-либо из родителей. По окончанию беседы анализируется вся информация, полученная при ответах на вопросы, особое внимание обращается на контрольные вопросы.
 № Вопросы к беседе
1 Назови свою фамилию, имя, отчество
2 Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
3 Кем работает твоя мама (папа)?
4 Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
5 Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей?
6 У тебя есть брат (сестра)? Кто старше?
7 Сколько тебе лет? Сколько будет через год, через два года?
8 Сейчас утро или вечер (день или утро)?
9 Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь – утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин?
10 Какое сейчас время года: зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
11 Когда можно кататься на санках - зимой или летом?
12 Почему снег бывает зимой, а не летом?
13 Что делают почтальон, врач, учитель?
14 Зачем нужны звонок, парта, портфель?
15 Ты сам(а) хочешь учиться? Почему?
16 Какую руку поднимают ученики, когда хотят ответить?
17 Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье и т. д.?
18 Покажи свой левый глаз, правое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
19 Каких зверей ты знаешь, каких птиц?
20 Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног: у собаки или у петуха?
21 Что больше: 8 или 5; 5 или 3? Посчитай от 6 до 9; от 5 до 3.
22 Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Обработка результатов.
1. За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл. Например, при ответе на п. 5: «Я девочка. А когда вырасту, буду тетей», - начисляется 1 балл. Исключение составляют контрольные вопросы.
2. Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.
3. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу и достаточно полные, например: «Папа работает инженером на «Азоте», «У собаки больше ног, чем у петуха, потому что у собаки их четыре, а у петуха – две». Ошибочными считаются ответы: «Мама Люда», «Папа работает на работе», а также, если ребенок путает времена года, их признаки, «больше – меньше» без наглядных примеров.
4. К контрольным относятся пункты-вопросы: 4, 7, 10, 22. Они оцениваются следующим образом:
4 - за полный домашний адрес с названием города - 2 балла;
7 - если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет - 1 балл, если он отвечает с точностью до месяцев - 3 балла;
10 - за обоснованный ответ с перечислением признаков (не менее 3 признаков) - 2 балла, до 3-х признаков - 1 балл;
14 - за каждое правильное указание применения школьной атрибутики - 1 балл;
22 -за правильный ответ «Попрошу прощения. Отдам свою», - 2 балла.
5. Пункт 15 оценивается совместно с п. 14 и п. 16. Если в п. 14 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ в п. 15 или 16, то отмечается положительная мотивация к обучению (за п. 14-16 надо набрать 4 балла).
Дети, желающие учиться, могут ориентироваться на саму учебу (что является наиболее благоприятным фактором), другие - на внешние атрибуты (красивые форма, портфель, веселые друзья и переменки и т.д.). Нежелание детей идти в школу может быть связано с боязнью строгих правил, установленных в ней или критическим отношением к себе, а также нежелание расставаться с привычными условиями, с положением дошкольника, страхом перед новизной - все это отмечается в их высказываниях.
Общая оценка результатов. Итоговый балл вычисляется суммированием всех баллов, полученных ребенком по всем пунктам. «Школьно-зрелыми» считаются дети, получившие в сумме 24-29 баллов, средний уровень школьной зрелости определяется 20-23 баллами, условно неготовыми к школьной жизни можно считать детей, получивших 15-19 баллов, полностью неготовые к обучению считаются дети, набравшие менее 15 баллов.
Методика 6. Методика диагностики сформированности учебных способностей у младших школьников с ЗПР У. В. Ульенковой и О. В. Лебедевой.
Характерными особенностями данной методики является приближение экспериментальных занятий к обычным, проводимым с детьми еще в дошкольном учреждении: игра, продуктивная деятельность в различных вариациях и т. п.
Длительность занятия — 15—20 мин.
Обработка данных идет в строгом соответствии с выделенными оценочными критериями. На основании критериев определяются уровни (их 5) сформированности учебных способностей. Одновременно такая оценка результатов помогает увидеть актуальные и потенциальные (зону ближайшего развития) особенности развития каждого отдельно взятого ребенка.
Методика проведения занятий не предусматривает «пошаговую помощь» ребенку в приобретении новых знаний в момент исследования. Она предназначается для первичной ориентировки в уровнях его учебных способностей, а также для контроля за формированием этой сферы активности в специально организованных педагогических условиях. Использованы следующие оценочные критерии сформированности у детей учебных способностей (мотивационного, операционного, регуляционного).
Критериями эмоционального отношения к данной деятельности (мотивация) являются: 1) интерес к заданию; 2) особенности эмоционального отношения к процессу деятельности и его результату; 3) стремление продолжить работу.
Критерии «фонда действенных знаний» (операционный компонент): 1) запас знаний об окружающем мире в виде общих представлений и элементарных житейских понятий; 2) конкретные особенности их простейшей систематизации — овладение иерархией обобщений; 3) специфика использования детьми системы доступных знаний об окружающем в процессе решения мыслительных задач, требующих определенного уровня владения операциями абстрагирования и обобщения.Критерии саморегуляции учебной деятельности: 1) степень полноты принятия задания; 2) его сохранения до конца занятия; 3) качество самоконтроля в процессе выполнения задания и при оценке результатов деятельности. В соответствии с этими оценочными критериями выделяется пять уровней сформированности учебных способностей у младших школьников с ЗПР в направлении от высшего к низшему, получивших выражение в условных баллах: 5, 4, 3, 2, 1. Уровни используются для количественной и качественной обработки и оценки фактических материалов. Охарактеризуем их.
I уровень. Задачи сразу заинтересовывают ребенка, что прежде всего видно по его мимике. Положительное эмоциональное состояние сохраняется в процессе всего занятия; ребенок проявляет удовольствие, когда находит правильные ответы, стремится продолжать работу, может просить об этом. Он понимает задачу быстро, не нуждается в ее повторении и разъяснении. «Фонд действенных знаний» для ее решения у него достаточен, нередко даже богат. Все мыслительные операции ребенок совершает правильно и самостоятельно, выделяя в доступном содержании общее и более или менее существенное. В задачах на классификацию картинок может вербально обосновать свое решение, а в заданиях на умозаключение рассуждает, делает индуктивно-дедуктивные доказательства.
Ребенок проявляет некоторые возможности саморегуляции интеллектуальной деятельности: самостоятельно сосредоточивается на задаче, старается обдумать свое решение, не спеша отыскивает правильный ответ, совершая там, где это требуется по ее условиям, умственные действия в определенной последовательности. Помощь взрослого при решении задач ему не нужна или она минимальна: направить на предмет мысли. Ребенок думает над результатом решения, оценивает степень его правильности, если недоволен, то может изменить его, улучшить. Оценка учебной деятельности — 5 баллов.
II уровень. Задача или ситуация «отгадывания загадки» интересуют ребенка. Он проявляет положительное эмоциональное отношение к заданию, выполняет его в целом охотно.
Ребенок понимает задание без дополнительных разъяснений, хотя иногда ему требуется услышать его повторно. «Фонд действенных знаний» для решения задач у него достаточен. Все предложенные мыслительные операции совершает более или менее правильно.
Ребенок принимает задание, сосредоточивается на нем, но ходом его выполнения может управлять хорошо лишь при помощи взрослого, который при затруднениях помогает ему системой побуждающих, а в ряде случаев — наводящих вопросов. Ошибки при решении задач может заметить и сам, но большей частью с помощью взрослого, который помогает их исправлять. Оценка учебной деятельности — 4 балла.
III уровень. Ребенок интересуется предложением взрослого «отгадывать загадки», но к содержанию занятий остается индифферентным. Он готов, если ему предложат, прекратить работу, перейти к новой задаче, не решив предыдущую. По ходу работы нуждается в постоянном поощрении за любые, даже самые малые проявления мысли и желание думать. Самостоятельно принимает лишь наиболее легкие задачи. В преобладающем большинстве случаев нуждается в дополнительном повторении инструкции, разъяснении задания, подчас — в прямой помощи в форме практических действий и показа наглядного материала.
«Фонд действенных знаний» беден и узок. Ребенок не обладает необходимым запасом более или менее дифференцированных общих представлений и простейших житейских понятий. Необходимыми операциями в умственном плане владеет явно недостаточно. Решает лишь некоторые задачи, да и то главным образом при опоре на восприятие или непосредственные действия с предметом мысли. Ответы ребенка чаще всего ситуативны, ему не удается вычленить главное. Иногда правильно выполненные практические действия он не может обосновать вербально.
Возможности саморегуляции у детей на этом уровне меньше, чем на II и тем более на I. Самостоятельно они задачу не понимают (не могут сосредоточиться на ней, учесть ее условия, обдумать ход решения). Включаются в умственный труд только при активной его организации взрослым: выделении объекта мысли, определении последовательности действий и т. п. По ходу работы ребенок постоянно нуждается в наводящих и подсказывающих вопросах взрослого. Ошибки при решении задач не замечает ни самостоятельно, ни с помощью взрослого. Оценка учебной деятельности — 3 балла.
IV уровень. Предложение взрослого «отгадать загадки» ребенок встречает с некоторым интересом, правда, очень кратковременным. К содержанию задачи, процессу деятельности и ее результату индифферентен.
«Фонд действенных знаний» настолько узок и беден, что содержание задания ребенку вообще не понятно. Вопросы взрослого по существу задачи он «не замечает», дает поспешные, импульсивные ответы, связанные не с содержанием, а чаще всего имеющие отношение к ситуации или побочным ассоциациям, ожившим в памяти.
Старания взрослого помочь ребенку сосредоточиться на задаче, выделить ее условия, предмет мысли, определить последовательность действий, заинтересоваться процессом деятельности оказываются тщетными. Умственные действия ребенка на всем протяжении деятельности даже при немалой помощи взрослого остаются бессистемными, хаотичными, а поведение в целом «бездумным». Оценка учебной деятельности — 2 балла.
V уровень. Ребенок индифферентен как к ситуации задания, так и к содержанию задачи. Предлагаемый процесс деятельности его не интересует. Он не реагирует на вопросы взрослого, связанные с задачей, наблюдается полное ее неприятие. Оценка учебной деятельности — 1 балл.
А теперь перейдем к конкретным учебным заданиям. В непосредственной, привлекательной форме (чаще игровой) дети последовательно выполняют 7 заданий, состоящих из нескольких задач на обобщение рядов конкретных понятий малого объема, конкретизацию понятий, сравнение нескольких пар объектов по признакам различия и сходства, не равноценных по объему и содержанию, простейшие дедуктивные умозаключения и др.
Задание 1. Обобщение рядов конкретных понятий малого объема при помощи знакомых родовых терминов.
Дается задание на обобщение 14 рядов конкретных понятий.
Им предлагается «назвать одним словом» следующие ряды:
1) тарелки, стаканы, миски; 2) столы, стулья, диваны;
3) рубашки, брюки, платья; 4) башмаки, галоши, валенки;
5) супы, каши, кисели; 6) одуванчики, розы, ромашки;
7) березы, липы, ели; 8) воробьи, голуби, гуси;
9) караси, щуки, окуни; 10) малина, земляника, вишня; 11) морковь, капуста, свекла; 12) яблоки, груши, мандарины; 13) танкисты, пехотинцы, артиллеристы; 14) столяры, маляры, плотники.Задание 2. Конкретизация понятий.
Предлагается назвать объекты, входящие в понятие более широкого объема: «Назови, какие (какая) бывают: 1) игрушки, 2) обувь, 3) одежда, 4) цветы, 5) деревья, 6) птицы, 7) рыбы, 8) животные».В основном эти же понятия дети использовали в качестве обобщающих терминов в предыдущем задании.
Задание 3. Обобщение рядов понятий более широкого объема.
В этом задании последовательно предлагаются задачи на обобщение пяти рядов понятий более широкого объема через понятие третьей степени общности. Последний ряд предполагает обобщение через абстрактное родовое понятие.
Методика проведения этого занятия в основном та же, что и первого. Детям говорят: «А теперь мы будем отгадывать загадки потруднее. Думай хорошенько». Далее последовательно предлагаются следующие понятия: 1) птицы, звери, рыбы; 2) деревья, травы, кустарники; 3) мебель, посуда, одежда; 4) часы, весы, градусники; 5) пожары, болезни, ураганы.В основном все задачи этого варианта для шестилетних детей, безусловно, являются задачами повышенной трудности, требующими от них продуктивного мышления.
Задание 4. Классификация.
Ребенку предъявляется 16 карточек с изображением птиц, рыб, посуды и мебели (4 карточки в каждой группе). Дается следующая инструкция: «Посмотри хорошенько на эти картинки и разложи их на 4 кучки. В каждой кучке картинки должны подходить друг к другу так, чтобы их можно было назвать одним словом». После выполнения этой части задания ребенку предлагается из четырех кучек сделать две, но так, «чтобы в каждой кучке картинки также подходили друг к другу, были бы чем-то похожи, чтобы их тоже можно было бы назвать одним словом». И в том, и в другом случае от него требуется объяснить свои действия и ответы.
Выполняя это задание, ребенок должен сделать обобщение через родовое понятие сначала второй, а затем — третьей степени общности. Основное его отличие от предыдущего задания на обобщение состоит в том, что ребенок может опереться на наглядный материал и непосредственные действия с ним.
Задание 5. Сравнение.
Детям предлагается сравнить пять пар объектов по представлению, найти признаки различия и сходства: 1) одуванчики и ромашки; 2) ели и березы; 3) кошки и собаки; 4) звери и люди; 5) животные и растения. По объему и содержанию термины неравноценны. Например, последние две пары при выделении признаков различия и особенно признаков сходства требуют от детей значительных усилий самостоятельной мысли, систематизации представлений, владения соотношением иерархией элементарных житейских представлений и родовых понятий (или общих представлений) в пределах трех степеней общности.
Задание 6. Простейшие дедуктивные умозаключения.
Ребенку в привлекательной форме предъявляются две задачи-загадки, отгадав которые, он должен сделать два умозаключения дедуктивного характера.
1. Сережа сидел на берегу реки и смотрел: вот плывет лодочка, вот плывет большое бревно. Мама спросила его: «А будет ли дедушкина деревянная палка плавать?» Что ответил Сережа? А почему он так думает?
2. Сережа нашел на берегу реки какой-то шарик и бросил его в воду. Шарик утонул. Сережа сказал маме: «Я думал, что шарик деревянный, а оказывается, он не деревянный». Мама спросила его: «Как ты догадался, что шарик не деревянный?» Как ты думаешь, что ответил Сережа?
Задание 7. Размышление о самом близком опыту предмете на уровне простейшего житейского понятия. С ребенком проводится небольшая беседа о таком близком объекте, как кукла, отсутствия знаний о которой у него быть не может. С раннего возраста кукла включена в его деятельность и обычно приобретает для него особое значение.
Он должен произвести ряд мыслительных операций и подойти к определению куклы через указание ближайшего родового и видового отличий, ответив на следующие вопросы и в такой последовательности: Что делают с куклами? Какие бывают куклы? У стула есть сиденье, спинка, ножки; а что есть у куклы? Чем куклы похожи на людей? А чем куклы не похожи на людей? (Если ребенок указывает на какой-то частный признак, например на то, что кукла не ест, то его спрашивают, почему она этого не может делать.) Куклы, мячи, пирамидки — все это? Теперь ты подумай и скажи о кукле самое важное, самое главное, чтобы сразу можно было понять, что ты говоришь о ней. Что же такое кукла? Если ребенок говорит, что это игрушка, то ему возражают, что и пирамидка-игрушка а нужно сказать так, чтобы сразу было понятно, что он говорит о кукле. «Так что же такое кукла?» — спрашивают его вновь.
Методика 7. Методика диагностики сформированности саморегуляции в учебной деятельности у младших школьников с ЗПР У. В. Ульенковой и О. В. Лебедевой.
В основу методики положен принцип моделирования творческой деятельности, в структуре которой имеет большое значение регулятивный компонент. Прежде всего обязательно учитываются возрастные возможности саморегуляции интеллектуальной деятельности 9-10-летних детей в условиях группового занятия, подчиненного общей учебной цели. Ребенок должен принять задание взрослого, содержащее ряд правил, и подчинить ему свою деятельность в отведенном временном интервале.
Задание состоит в следующем: в начале учебного года на тетрадном листе в одну линейку в течение 15 мин писать простым карандашом системы палочек и черточек, соблюдая при этом четыре правила: 1) писать палочки и черточки в заданной последовательности; 2) не писать на полях; 3) правильно переносить системы знаков с одной строки на другую; 4) писать не на каждой строчке, а через одну.
В соответствии с общим замыслом методики разработаны следующие оценочные критерии сформированности действий самоконтроля на основных этапах творческой деятельности детей:
1) степень полноты принятия задания (ребенок принимает задание во всех компонентах; принимает частично; не принимает совсем);
2) степень полноты сохранения задания до конца занятия (ребенок сохраняет задание во всех компонентах; сохраняет лишь отдельные его компоненты; полностью теряет задание);
3) качество самоконтроля по ходу выполнения задания характер допущенных ребенком ошибок (замечает ли он свои ошибки; исправляет или не исправляет их);
4) качество самоконтроля при оценке результата деятельности (ребенок старается еще раз основательно проверить работу и делает это); ограничивается беглым просмотром; вообще не смотрит работу, а отдает ее взрослому сразу же по окончании.
Кратко опишем процедуру диагностического занятия с детьми по данной методике.
Педагог организовывает и рассаживает детей, как на обычном учебном занятии. Перед каждым ребенком кладет двойной тетрадный лист в одну линейку. В доступной и привлекательной форме он сообщает общую цель занятия: «Дети, перед каждым из вас лежит лист из школьной тетради. Сейчас вы будете писать карандашом палочки и черточки, соблюдая при этом четыре правила. А я покажу вам на доске, как нужно писать палочки и черточки, и скажу, какие правила при этом надо помнить».
Далее следует краткое (не более 4—5 мин) инструктирование детей. «Смотрите и запоминайте, как я буду писать на доске», — говорит педагог, подходя к доске, разлинованной так же, как тетрадный лист. — Я пишу на доске палочки и черточки в таком порядке: сначала одну палочку, потом черточку. Дальше нужно написать две палочки — черточку. Затем три палочки — черточку, а потом все повторить снова. Надо все время считать, чтобы не ошибиться. Это первое правило, которое вам нужно соблюдать при письме. (Педагог повторяет это правило еще раз.) Второе правило: если вы заполнили всю строчку до полей (показывает), то писать на них нельзя. Третье правило: надо правильно переходить с законченной строчки на новую и на новой строчке продолжать писать то, что не поместилось на предыдущей. Смотрите: я написала две палочки, а черточка не поместилась, я ее переношу на новую строчку, а дальше пишу три палочки — черточку и т.д. (Объясняет разные варианты переноса.) Четвертое правило: между строчками должно быть расстояние в одну линейку, иначе у вас все написанное сольется, и будет выглядеть некрасиво».
Педагог повторяет все правила еще раз, потом вместе с детьми. Затем, чтобы убедиться, правильно ли все дети нашли первую строчку, поля, третью строчку, он просит поставить на них указательный палец. Убедившись, что все дети ориентируются на тетрадном листе, прекращает инструктаж, стирает написанное на доске и говорит: «Старайтесь писать правильно, аккуратно, молча, чтобы не мешать друг другу. Если что-то непонятно, то спросите сейчас».
Далее, после короткой паузы, педагог добавляет: «Будете писать до тех пор, когда я вам скажу: достаточно, проверьте написанное. А теперь пишите!» Засекается время начала работы. Помощь детям в процессе работы методикой не предусматривается.
В соответствии с оценочными критериями сформированности действий самоконтроля мы выделяем пять уровней сформированности саморегуляции в творческой деятельности детей (в направлении от высшего к низшему). Уровни служат целям количественной и качественной оценки сформированности саморегуляции. Кратко опишем их.
I уровень. Ребенок принимает задание полностью и во всех компонентах сохраняет его до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь на протяжении всего занятия и в основном точно, если и допускает ошибки на то или иное правило, то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдать работу сразу же после сигнала об окончании, а еще раз проверяет написанное; в случае необходимости вносит поправки, делает все, чтобы работа была не только выполнена правильно, но и выглядела аккуратной, красивой. Данный уровень саморегуляции в творческой деятельности ребенка оценивается баллом «5».
II уровень. Ребенок принимает задание полностью, его также сохраняет до конца занятия во всех компонентах; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки на те или иные правила, но не замечает и не устраняет их; также не устраняет ошибки и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничиваясь лишь беглым просмотром написанного; качество работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат есть. Этот уровень саморегуляции в творческой деятельности ребенка оценивается баллом «4».
III уровень. Ребенок принимает лишь часть инструкции, но до конца занятия может не сохранить ее в принятом объеме — в результате пишет палочки и черточки в беспорядке; в процессе работы допускает ошибки не только из-за по невнимательности, но прежде всего потому, что не запомнил правила выполнения задания; ошибок не замечает, не исправляет их по ходу работы и в конце занятия; после сигнала об окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату равнодушен. Такой уровень саморегуляции в творческой деятельности ребенка оценивается баллом «3».
IV уровень. Ребенок принимает лишь небольшую часть инструкции, но почти сразу ее полностью теряет; пишет палочки и черточки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет; не использует и время для проверки в конце занятия; после сигнала об окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной работы индифферентен. Данный уровень саморегуляции в творческой деятельности ребенка оценивается баллом «2».
V уровень. Ребенок совсем не принимает задания, более того, он вообще не считает, что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать с карандашом и бумагой; пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек на листе; о саморегуляции на заключительном этапе занятия говорить также не приходится. Уровень оценивается баллом «1».