Значение свежего воздуха, физкультуры и спорта для укрепления здоровья и работоспособности учащихся


КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат VIII вида»
Значение свежего воздуха, физкультуры и спорта для укрепления здоровья и работоспособности учащихся
Подготовил: учитель физкультуры Деркачев Ю.В.

2015 г.
Школьный возраст – это период быстрого роста и физического развития детей. Поэтому школа должна приложить возможно больше усилий, чтобы обеспечить нормальное физическое развитие учащихся.
Именно об этом говорил в своё время М.И.Калинин.
Поставив русский язык и математику на первое место среди учебных предметов, М.И.Калинин сказал далее, что третьим важным предметом он считает физкультуру.
«Почему же я поставил физкультуру на одну линию с русским языком и математикой? В первую очередь потому, что я хочу, чтобы все вы были здоровыми гражданами. Если наша школа будет выпускать людей с испорченными нервами и расстроенными желудками, то куда же это годится? Таким людям будет трудно найти счастье в жизни. Какое же может быть счастье без хорошего, крепкого здоровья? Мы должны готовить себе здоровую смену – здоровых мужчин и женщин.. »
Регулярные занятия физкультурой и спортом укрепляют здоровье и повышают работоспособность учащихся. Юные спортсмены не боятся резких охлаждений и меньше болеют простудными заболеваниями, реже пропускают уроки в школе и не отстают в учёбе. Под действием тренировок улучшается физическое развитие, работа сердца, повышается сила дыхательных мышц и становится более глубоким вдох и выдох. В результате в организм поступает больше кислорода, а это влияет на умственную работоспособность. Это благоприятное воздействие заметно при правильном чередовании умственного труда с различными физическими упражнениями в виде утренней гимнастики, подвижных игр на свежем воздухе в перемены, физкультпауз на уроках и во время приготовления домашних заданий .
Под влиянием ежедневных физических упражнений усиливается рост тела, увеличивается окружность грудной клетки, жизненная ёмкость лёгких, мышечная сила, улучшается работа сердечно сосудистой системы.
У юного спортсмена частота сердечных сокращений реже, обеспечивается и лучшее кровоснабжение работающих органов и тканей.
Регулярные занятия физическими упражнениями повышают силу межреберных дыхательных мышц и диафрагмы, дыхательный объем легких. При регулярных физических упражнениях возрастает способность выполнять работу и в условиях, когда в организме при интенсивной работе возникает недостаток кислорода.
Обследования юных и взрослых спортсменов показали, что в результате регулярных тренировок повышается прочность суставов, связок, а под влиянием направленных упражнений также их эластичность и гибкость.
Гимнастику до занятий лучше проводить на открытом воздухе при температуре не ниже +10 ос или, если погода не позволяет, проводится в хорошо проветренных коридорах.
Физкультурные минутки проводятся во время уроков. Они способствуют восстановлению умственной работоспособности, снимают влияние статических нагрузок на организм, предупреждают нарушения осанки . В 1-4 классах физкультпаузы проводятся 2-3 раза в день, начиная со второго урока, в5-9 –по мере необходимости.
Важное место в укреплении здоровья занимают естественные факторы природы - солнечные лучи, воздух и вода, которые при правильном использовании укрепляют здоровье и закаляют организм.
Активный отдых детей на свежем воздухе - необходимое условие для успешной учёбы ребёнка, важнейший элемент в режиме его дня, средство закаливания.
Закаливание воздухом - наиболее доступная процедура. Её можно проводить даже во время сна летом при открытых окнах, а в холодное время года – при открытой форточке. Свежий, прохладный и чистый воздух, температура около +18 во время ночного сна благоприятно действует на кожные сосуды и дыхательные пути, повышая сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Закаляться можно во время прогулок, походов, катания на коньках, ходьба на лыжах, любых гимнастических упражнений и спортивных игр, выполняемых на4 свежем воздухе. Самая простая закаливающая процедура – воздушные ванны. Их лучше начинать принимать летом при температуре воздуха не ниже +20 в безветренную погоду в легкой спортивной форме с открытыми шеей, грудью, руками и ногами. В зимнее время воздушные ванны принимаются в комнате при открытой форточке или фрамуге.
После уроков школьник не должен сразу приступить к выполнению домашних заданий. Промежуток времени от уроков в школе до момента выполнения домашних заданий у детей должен составлять не менее 2- 3 часов. Из них 1- 1,5 часа должны отводиться на подвижные игры.
На уроках физкультуры и при внеклассной беседе довести детей сведения о значении пребывания на свежем воздухе, учителя должны контролировать одежду учащихся на уроках физической культуры, проводимых на открытом воздухе. На родительских собраниях необходимо рекомендовать приобрести для детей коньки, лыжи, санки и т. д. и соответствующую одежду к ним.
Дети должны знать об особенностях режима дня во время летних каникул, значении посильного физического труда на свежем воздухе, правилах приёма солнечных и воздушных ванн и т.д.
Туристские походы - одна из замечательных форм оздоровительных, закаливающих мероприятий. Однако в поход школьники допускаются только с разрешения врача. В очень жаркую погоду идти в поход не рекомендуется. Походы на лыжах или пешком устраивать лучше в безветренную погоду, при температуре не ниже – 8-15 .
На классных часах провести беседы на темы: «Богатство не богатство а здоровье- богатство», «Кто любит спорт, тот здоров и бодр», «Береги здоровье смолоду», «От безделья человек киснет», «Радость и труд здоровье берегут», «Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле», «Здоровье всему голова».