Открытого занятия на тему: Здоровый ребенок. Факторы, влияющие на его здоровье

Методическая разработка открытого занятия на тему: «Здоровый ребенок. Факторы, влияющие на его здоровье
Тип урока – Урок усвоение новых знаний
Вид урока: Урок открытых мыслей
Метод обучения: коллективный и индивидуальный способ обучения, работа в малых группах, самостоятельная работа учащихся, беседа, проблемный, творческий, рейтинговая система оценок
Цели урока:
Образовательная: Ознакомить учащихся с факторами, влияющими на здоровье ребенка; формирование знаний и понятий «репродуктивное здоровье», «планирование семьи», «объем питания детей первого года жизни»;
Воспитательная: Осознание учащимися необходимости особо тщательного и бережного отношения к репродуктивному здоровью;
Развивающая: Развитие способности планирования семьи, расчета питания.
Задачи:
Обучение навыкам общения, принятия осознанных решений, формирование здорового образа жизни;
Мотивация к сохранению своего здоровья и здоровья своего партнера
Утверждение ценностей семейной жизни;
Разъяснение необходимости контроля за сексуальным и репродуктивным поведением в соответствии с социальными, личностными и этическими нормами;
Формирование сознательного отношения к своему будущему потомству, сексуальности;
Научить рассчитывать необходимое количество питания детям первого года жизни.

Оборудование: проектор, слайды: статистика, гестационный период, карточки с ситуационными задачами, шарики-витаминчики для оценивания результатов ответа, «Древо здоровья»
Межпредметные связи: Биология, валеология, основы медицинских знаний ОБЖ, гигиена, анатомия, педиатрия, акушерство

План урока:
Организационная часть – 2мин.:
Проверить подготовку к уроку
Психологический настрой учащихся

Основная часть – 43 – 45мин.:
2.1. Актуализация темы урока. Объявление цели и задач урока
2.2. Статистические данные по России за 2011-2016г.г.
2.3. Планирование семьи:
Репродуктивное здоровье (приложение 1.)
Планирование семьи (приложение 2.)
Методы контрацепции (приложение 3.)
Менструальный цикл, определение критических дней (приложение 4.)

2.4. Гестационный период (приложение 5.):
Эмбриональный период;
Плацентарный пеиод;
Пороки развития эмбриона

2.5. Вскармливание детей первого года жизни
Типы вскармливания (приложение 6.);
Преимущества естественного вскармливания;
Расчет необходимого количества питания (приложение 7-8.)

Заключительный этап -8 – 10 мин.:
Самостоятельная работа учащихся: Древо здоровья (приложение 9.)
Выявление победителя по сосуду «Здоровья» (приложение 10.)
Общие выводы по уроку.


Приложение 1.
Репродуктивное здоровье
Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы. Проще говоря, полная гармония общего состояния организма, включая функции половой системы для воспроизводства здорового потомства.
Состояние репродуктивного здоровья мужчин и женщин оценивается следующим образом:
По уровню материнской и детской смертности, самопроизвольных выкидышей, абортов;
По показателям частоты рождения детей с врожденными пороками развития и заболевемости репродуктивной системы мужчин и женщин;
По состоянию менструальных функций женщины и половых функций мужчин;
По результатам анализов крови, мочи, сперматозоидов и гормонов.


Приложение 2.
Планирование семьи
Каждый человек в будущем желает иметь здоровую семью, детей. Эти объясняется актуальность планирования семьи, которое заключается:
В рождении желанных, здоровых детей;
В сохранении здоровья женщины;
В достижении гармонии;
В психо-сексуальных отношениях в семье;
В осуществлении жизненных планов.

Для того, чтобы родительство было ответственным, чтобы на свет появлялись желанные и здооовые дети, каждый современный человек должен знать как сохранить свое репродуктивное здоровье:
Оптимальный возраст для рождения детей 20-30лет;
Интервалы между родами не менее 2-2,5 лет;
Аборт самый небезопасный метод регулирования рождаемости, его можно избежать с помощью современных методов контрацепции;
Инфекции, передаваемые половым путем, часто являются причиной бесплодия у мужчин и женщин.

Приложение 3.
Виды контрацепции
Гормональные контрацепции;
Внутриматочная контрацепция;
Барьерная контрацепция;
Химическая контрацепция;
Хирургическая контрацепция;
Естественные методы контрацепции.

Приложение 4.
Определение критических дней
От менструального цикла отнимаем 18 – это начало опасных дней;
От менструального цикла отнимаем 11 – это последний день опасного пеиода.

Например: менструальный цикл – 28 дней.
28 – 18=10; 28 – 11=17, значит с 10 по 17-й день от начала менструации опасные дни.

Приложение 5.

Что такое гестационный срок-период и какими методами его можно установить. Зачем знать гестационный возраст ребенка? Гестационный период это период от оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом до рождения ребенка. Гестационный период у человека составляет 40 недель, с колебаниями в 14 дней (38-42 недели). Определение гестационного срока в акушерской практике имеет большое значение: по нему выявляют соответствие внутриутробного развития ребенка нормам, высчитывают предварительную дату родов, устанавливают срок выхода женщины в декретный отпуск. Также гестационный период позволяет отнести новорожденного младенца к одной из групп: доношенным, недоношенным или же переношенным детям.
Дети, родившиеся ранее 38-й недели гестации, считаются недоношенными, они могут нуждаться в особых условиях для выхаживания. Малышей, появившихся на свет после 42-й недели, называют переношенными, у них часто выявляются нарушения в работе центральной нервной системы, склонность к инфекционно-воспалительным заболеваниям.

Приложение 6.
Типы вскармливания:
Естественное
Искусственное
Смешанное

Приложение 7.
Расчет необходимого количества питания:
Определение веса ребенка на данный момент:
m (масса тела при рождении) + (800х п) – до 6месяцев
m (масса тела при рождении) + (800х 6) + 400х(п – 6) – старше 6месяцев
2. Суточный объем питания:
Объемно-весовой метод:
2 нед – 2 мес. – 1/5 массы тела
2мес. – 4 мес. – 1/6 массы тела
4 – 6 мес. – 1/7 массы тела
6 – 9 мес. – 1/8 массы тела
9 мес. – 12 мес. – 1/9 массы тела
3. Разовый объем питания:
От 0 – 1 мес. – 7 раз в день
От 1 – 6 мес. – 6 раз в день
От 6 – 12 мес. – 5 раз в день
Старше 12 мес. – 4 раза в день
Приложение 8.

Ситуационная задача:
Ребенку 4 мес. Масса тела при рождении 3250г. Найти разовый объем питания
Решение:
3250 + (800х4)=6450г.
6450 : 7=921мл.
921 6 6=154мл.
Ответ: 154 мл. на 1 кормление

Приложение 9.
Задание:
Каждой группе выдается нарисованное на ватмане «Древо здоровья». За 1 минуту учащиеся должны заполнить пустые листочки: зеленые листья – благоприятные факторы, темные – неблагоприятные факторы.
Оценивание ответов:
Для оуенивания группы меняются рисунками, считают количество правильных ответов, сравнивая с эталоном ответов (на экране). Для озвучивания ответов с каждой команды приглашаются по одному учащемуся
Критерии оценок:
Благоприятные факторы:
От 12-14 правильных ответов – 3 витамина
От 9 – 11 – 2 витамина
От 6 – 8 – 1 витамин
Неблагоприятные факторы:
От 11-13 правильных ответов – 3 витамина
От 8 – 10 – 2 витамина
От 5 – 7 – 1 витамин

Приложение 10.

Сосуд здоровья
На столах у учащихся имеются прозрачные сосуды. За каждый правильный ответ преподаватель дает учащимся по 1 шарику-витамину, который они кладут в сосуд. Побеждает та команда, которая больше всех наберет шариков-витаминов. Победившей команде присуждается звание «Лучший будущий родитель».
Заголовок 1 Заголовок 215