Урок русского языка в 5 классе на тему: Повторение и закрепление по теме «Лексикология».


Урок русского языка в 5 классеТема: Повторение и закрепление по теме «Лексикология».Урок-путешествие
Выполнила: учитель русского языка и литературы МКОУ «Цветочненская СШ» Кайбуллаева Л.Р.Тема: Повторение и закрепление по теме «Лексикология».Цели: закрепить знания о лексических разрядах слов, навыки работы с толковыми словарями; формировать навыки самоконтроля, рефлексии.Планируемые результаты: учащиеся узнают основные лексические разряды слов; научатся проводить лексический анализ слова; пользоваться разными видами словарей; объяснять языковые явления; научатся применять полученные знания и умения на практике. Ход урока :I. Организационный момент.II. Сообщение темы. Мотивация.Слово учителя: Л. Н. Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью » Вопрос: А что делает русский язык таким?(слово) Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку. Если буду я молчать, как ты сможешь меня понять? А выручить меня готово любимое родное …(слово) (см. слайд)Но чтобы пользоваться языком, говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их связывать, изменять.Ребята! Мы изучили с вами большой раздел русского языка.Итак, попробуйте сформулировать тему нашего урока . (Тема урока на доске закрыта. Ученики пытаются определить тему урока. После этого учитель открывает на доске тему )Вопрос: Какие цели нашего урока? Что мы сегодня будем делать ?(повторять и закреплять полученные знания по теме «Лексикология»).Актуализация знанийСлово учителя: Я вам предлагаю урок-путешествие. А что бы наше путешествие было интересным и неопасным, нам нужно вспомнить правила 1.Что такое лексика? 2.Что такое лексикология? 3.Что такое лексическое значение слова? 4.Где можно найти толкование слова? 5.Какие вы знаете виды словарей? 6.Какие слова называются однозначными, многозначными? Например? 7.Что такое «Переносное значение слова»? Например ? 8.Лексическая сочетаемость? Задание: послушайте песенку А. Арканова и скажите, где нарушается лексическая сочетаемость? (звучит песня А. Арканова «Оранжевая песня») 9.Какие слова называются синонимами? Например ? 10.Антонимы.Например? 11.Омонимы.Например? 12.Чем отличаются многозначные слова от омонимов? (см. слайд)
III.Работа по теме. Ребята мы смело можем начинать наше путешествие. Будьте внимательны.(учитель называет домашнее задание-сочинение «Наше путешествие») Мы должны уложиться в урок и не заблудиться! В этом нам поможет карта (на доске карта )на карте города, сёла, озёра. 1.Первая наша станция-село « Синонимы » Работаем в группах, на время. Задание. Придумать и написать как больше синонимов к словам 1.Изумительный 2.Идти 3.КартинаПроверка. Вывод. Что такое синонимы?Ряду-победителю-приз.2.Вторая станция-озеро «Антонимы»А) Игра «Лото». Проверка.Б) Задание. Восстановить пословицы по «перевертышам»-Враг забывается в радости.(Друг познается в беде).-Быстро идёшь-ближе не станешь.(Тише едешь-дальше будешь.)Вывод: Что такое антонимы?3. «Поле чудес»Вопрос:Какая птица в лесу самая мудрая?(сова)Задание: разгадать загадку совыМы слова из русской речи,Из родного языка!Одинаково нас слышат,Одинаково нас пишут.Но важна не только внешность,Потому не торопись,Не всегда нужна поспешность,Ты до смысла доберись.Наподобие начинкиСмысл запрятан в серединкеСходным лицам вопрекиМы по смыслу далеки.(Омонимы) (см. слайд)4.Остановка «Омонимы».Задание по вариантам в конвертах.1 конверт(1В)Буратино долго искал золотой ключ. Ключ, который открыл бы волшебную дверь.И вот черепаха дает ему этот ключ. Сбылась мечта Буратино.2 конверт(2В)
Ребята гуляли по лесу. Выйдя на полянку они увидели прозрачный ключ бьющий из под земли. Он переливался, искрился на солнце. Дети умылись ключевой водой.Вопросы и задания:Прочитать вслух. О чём идет речь в каждом тексте? Чем являются эти слова?Вывод: Что такое омонимы?ФизкультминуткаПотрудились – отдохнем.Встанем, глубоко вздохнем.Руки в стороны, вперед,Влево, вправо поворот.Три наклона, прямо встать,Руки вниз и вверх поднять.Руки плавно опустили,Всем улыбки подарили. (см. слайд)5.Станция-«Слова с прямым и переносным значением»Задание по слайдуВыпишите словосочетания с переносным значением(примеры в слайде)Взаимопроверка. Обменялись тетрадями. (см. слайд)6.Орфографическая разминка. Вставить пропущенные буквыЧ..ртсвый,ш..рох,ш..пот,пч..лка,крыж..вник,приш..л,печ..нка,расч..ска,ш..ссе,ш..колад,деш..вый. (см. слайд)7.Станция «Однозначные и многозначные словаЗадание: Составить предложения с многозначными словами(рукав, молния, звезда.)Задание по рядам. Проверка. Запись предложений в тетрадь.IV. Подведение итогов.Вопросы :-Что мы сегодня делали на уроке?-Мне понравилось …?-Мне не понравилось …?-Моё настроение…?-Мне хотелось бы…?(см. слайд)V. Оценивание VI. Домашнее задание :Сочинение на тему «Наше путешествие»