Урок русского языка в 6 классе по теме:Текст как важная единица языка


Разработка открытого урока порусскому языку в 6 классе
Тема: «На урок с К. Г. Паустовским». Текст как важная семантическая единица русского языка.
Цель: Обобщить знания учащихся по теме: «Текст»; совершенствовать учебные навыки лингвистического анализа текста, учитывая уровень развития личностных возможностей учащихся; формировать рефлексивное мышление и собственное мнение; воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: мультимедийная презентация, творческие мини-проекты учащихся, тексты, карточки со вспомогательным материалом, запись фортепианной пьесы П. И. Чайковского «Ноябрь». «На тройке» из цикла «Времена года», репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень»; словарь синонимов, эпитетов, высказывания русских писателей.
Тип урока: урок обобщающего контроля.
Применяемые технологии и методики: метод проектов, творческая лаборатория письма, метод проблемного обучения, игровые технологии.
Ход урока
Организация класса.
Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока.
Интрига.
Учитель. Дети, сегодня на уроке у нас гости .давайте их поприветствуем! Садитесь, начнём урок.
Ребята, посмотрите на экран, прочитайте слова Паустовского.
«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы назвать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна,тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей- сложных и простых, -для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» ( слова на слайде)
Итак, сегодня мы должны доказать, что эти слова Паустовского как нельзя лучше подходят к любому языковому явлению и, несомненно, к нашей теме. Тема сегодняшнего урока: « Текст как важная семантическая единица русского языка». Запишите в рабочих тетрадях сегодняшнее число и тему.
Посмотрите ещё раз на экран. Я вам предлагаю несколько фотографий: паутины, которую сплёл паук, оренбургского платка, рыболовной сети (слайды). По какому признаку их можно объединить?
( они напоминают сплетение чего-либо, при этом в определённой последовательности).
А почему рядом с ними можно поставить слово текст?( Текст- ткань, сплетение; только сплетение предложений в единое целое)
Итак, цель нашего урока: ещё раз убедиться и доказать, что текст- важная семантическая единица русского языка, которая способна заставить нас думать, размышлять, решать, а чтобы это доказать, нас ждут разнообразные задания, проекты, творчество.
3.Работа над темой урока.
1. Текстоведческий анализ.
Задание. Положите перед собой текст №1 Это отрывок из рассказа К. Паустовского «Мещёрская сторона» ( это местность недалеко от Москвы, между Владимиром и Рязанью) Прочитайте текст вслух. А теперь самостоятельно выполните задания. На эту работу вам отводится 3 мин.
(См. текст №1 на листе)
-Докажите, что это текст.
( Это текст, так как в нём предложения связаны между собой по смыслу и грамматически; содержание подчинено одной теме)
-Определите микротемы текста.
Прелесть русской природы Мещёрского края.
Богатство и разнообразие Мещёрского края.
Ночь в стогу, как в запертой комнате.
- Составьте план текста и запишите его в тетрадь.
1. Притягательная сила Мещёрского края.
2.Что можно увидеть в Мещёрском крае?
3.Ночь в стогу в октябре.
- Выполнив это задание, какие вы можете назвать признаки текста?
- Верно. А теперь посмотрите на экран. Ещё раз зачитаем признаки текста.
2.Защита учащимися мини-проектов.
Следующий этап нашего урока: защита мини-проектов.
Две ученицы подготовили мини-проекты , которые они нам сейчас представят.
Мини-проект Стили речи» подготовила Юля. Пожалуйста, Юля .Мини-проект «Типы речи» подготовила Алина Хмара.
-После удачной защиты мини –проектов, переходим к следующему этапу нашего урока.
3.Анализ отрывка из рассказа К. Паустовского «Мещёрская сторона».
-Проанализируем ещё один отрывок Из рассказа Паустовского
- Положите перед собой текст №2. Прочитайте его вслух. Выполните задание. На выполнение задания снова 3 мин.
- Определите типы речи в тексте.
(Описание, так как автор описывает одно из природных явлений.)
- каков стиль речи в данном тексте? Какие художественно-изобразительные средства использует автор?
Стиль: художественный; средства: сравнения: листья белокрыльника похожи на листья
Ландыша;
-метафоры: изумрудная пыль;
- эпитеты: Сладковатый запах лилий
4.Работа со словарём синонимов.
Восстановительный диктант.
Следующий пункт нашего урока – это работа со словарём.
Слайд №5 « Многие русские слова сами по себе излучают поэзию»,- писал К. Г. Паустовский.
Откройте словарь, найдите слово красный, зачитайте к нему синонимы.
Подходящие из них вставьте вместо пропусков в предложенный текст №3 К. Г. Паустовского.( текст на экране, а так же у вас на парте)
_ можете воспользоваться подходящими словами из справки. (на экране)
На работу отводится 2 мин.
Зачитаем получившийся текст.
Осина даёт осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево. Лист у неё чистой раскраски, красный, лимонный и даже чёрный с золотым крапом.
А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском: небо, покрытое облаками, всё же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали как багровые пожары.
- Как называется такой троп? ( эпитет)
- В каком типе речи его чаще всего употребляют? (описание)
- Найдите по 2 примеры с орфограммами « Безударная гласная в корне слова» и Чередующаяся гласная в корне слова». И запишите в тетрадь.
Даёт- даст; золотым- золото; дожди-дождь; леса- лес;
Загораться, блеском.
5.Сочинение- миниатюра « Описание картины И. И. Левитана «Золотая осень» ( слайд картины).
Переходим к творческой работе. Сейчас вам предстоит написать сочинение-миниатюру. Вам нужно будет описать картину Левитана «Золотая осень».
А как вы понимаете слово пейзаж?
(Пейзаж- это описание природы- Теперь рассмотрите осенний пейзаж, изображённый И. И. Левитаном, который вам предстоит описать.
- Выберите жанр сочинения: сочинение-экскурсия, сочинение- наблюдение.
- Воспользуйтесь советом А. П. Чехова, который говорил, что «обязательно нужно представить самого себя среди того пейзажа, который написан художником,- тогда картина оживёт».
- Попробуйте «войти» в картину, почувствовать чистый, прозрачный воздух осени, тихие переливы воды, шорох золотых листьев.
- Опишите свои ощущения, то настроение, которое возникло у вас, когда вы оказались в светлый осенний день на берегу маленькой речушки.
- На доске записаны высказывания великих русских писателей. К ним вы также можете обратиться. – Давайте их зачитаем:
1.« Берёза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно- голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего…» ( И. С. Тургенев).
2. «Как украсили и зажгли лес берёзы! Зелёные, они сливались с лесом, а сейчас горят среди сосен золотыми кострами» ( Г. Е. Николаева).
3. « Берёзовые рощи стоят, как толпы девушек- красавиц в шитых золотым листом полушалках» (К.Г. Паустовский).
Хорошо. Сейчас вы приступите к сочинению- миниатюре, на которое отводится примено 7 мин.. Кроме того, у каждого из вас на парте лежит вспомогательный материал, который можно использовать при написании сочинения.
( Учащиеся пишут сочинение. Тихо играет музыка.)6.Слушание и комментирование сочинений учащихся.
- А теперь заслушаем ваши работы.
7. Анализ текста.
- А вот как писал об этой картине Паустовский: «Невольные слёзы обожгли мне глаза… Я стоял перед «Золотой осенью Левитана. Эта картина вошла в моё сознание как проявление такой величавой и облагораживающей красоты, что до сих поря даже не мог поверить, что такая красота существует на свете… Всё дрожало у меня в душе. Я чувствовал, что со мною происходит что-то непонятное.
А происходило величайшее событие в моей жизни: я нашёл свою родную страну. Я уже любил её до последней прожилки на каждом незаметном листике. Я был готов отдать этой стране все силы души и тогда ещё молодого сердца.»- Какова основная мысль этого текста?( Красота родного края).
- Определите тип речи ( описание)
8.Завершение.
- Вернёмся к нашему эпиграфу.
( Чтение эпиграфа)
Итак, ребята, я думаю , нам сегодня удалось доказать , что эти слова Паустовского как нельзя лучше подходят к любому языковому явлению, и, несомненно к нашей теме.
- И завершаем урок «Хвалебным словом русскому языку»
( чтение наизусть стихотворения в прозе И. С. Тургенева ; Читает Сёмина Юля)
9.Подведение итогов урока.
Урок подошёл к концу. Сегодня вы хорошо поработали. За урок Получаете…
Рефлексия.
Продолжи фразу.
_ Урок для меня это… ( получение новых знаний, открытие чего-то нового).
- Я научился (-лась) на уроке ( навыкам анализа текста, выражать собственное мнение, ещё больше любить и уважать родной язык)
10.Домашнее задание.
Найти в художественном тексте любого писателя описание пейзажа.