Презентация на тему: Методология педагогики как система знаний и как область научно-познавательной деятельности (Краевский В.В)


Методология педагогики как система знаний и как область научно-познавательной деятельности(Краевский В.В)Исполнитель:Панфилова Ксения, студентка 3 Б группы Отправной пункт, определяющий подход к разработке вопросов методологии - позиция практики.Наука – определяется как сфера человеческой деятельности, функции которой является разработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.Педагогическая наука и ее методология существуют ради практической деятельности. Практическая деятельностьПедагогическая наукаМетодологияНаука должна опережать практику! Научная деятельность генерирует знание, точнее - особый тип знания, именуемый научным знанием.Наука представляет собой динамичный функционирующий организм, существующий в той мере, в какой имеет место порождение знания, его созидание, производство. Методология в деятельностном аспекте – это не только и не столько система знаний, сколько сфера деятельности по производству методологических знаний как дескриптивного, так и нормативного типа. Методология – одна из отраслей науки.Методология - это область познавательной деятельности.Понятие "методологическая деятельность" введено в научный обиход. Определение методологии педагогики (М.А.Даниловым)есть система знаний об исходных положениях, обоснования и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих ... педагогическую действительность...также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований Отличия специально-научного исследования от методологического{69C7853C-536D-4A76-A0AE-DD22124D55A5}Специально-научное исследованиеМетодологическое исследованиеОбъект анализаИзучение проблемы методов обучения, проблема содержания образования, проблема построения современного урокаМы смотрим на то, как мы все это исследуем. Исследуется в данном случае не урок, а то как мы исследуем урок.Направленностьнепосредственно на педагогическую действительностьна процесс и результаты научного отображения этой действительности {69C7853C-536D-4A76-A0AE-DD22124D55A5}Проблемапроблемы классификации методов обучения, ценности учебно-воспитательного процесса, определение элементов содержания образованиявопросы использования дидактических знаний в школьной практике,виды дидактических знаний,связь дидактики с методиками обучения школьным предметам,соотношение педагогики и психологии, проблемы педагогического факта, логики педагогического исследования, границы и условия применения формализации в педагогических исследованиях, обобщение опыта школы как метод педагогического исследования. Методологическое обеспечение исследовательской работы (в области педагогики) - обозначается совокупность знаний особого ряда, находящихся в сложном иерархическом соподчинении и выполняющих роль регулятивов, контролирующих процесс исследования. На основе тезиса о единстве теории и практики, разработаны представления о единстве и различиях объектов, средств и Rt ПРК и Н пед. Д., о единстве аспектов, в которых ОБ выступает перед дидактикой как объект изучения и объект конструирования. Методологические исследованияТакие исследования дают ориентиры для проведения специально-научных исследований в области педагогики.Задача таких исследований - выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ понятийного состава и методов познания в педагогике. Различие не исчезает от того, что в ходе методологического исследования возникает необходимость обращаться к педагогической действительности в целях выявления наиболее эффективных способов отражения ее в теории, и в конечном счете:усиления влияния этой теории на практику;в деятельности учителей - заставляют ученых обращаться сначала к науке, к возможным пробелам в научном знании, а затем - к методологическому анализу причин, приведших к этим пробелам и недостаткам. Методологические проблемы педагогики могут исследоватьсяОбобщение опыта научно-исследовательской деятельности в той или иной области педагогики ценно как само по себе, так и в качестве материала для последующего теоретического анализа в области методологии педагогики.на теоретическом уровнеформируются также в процессе конкретного специально-научного исследования как результат методологической рефлексии - размышлений исследователя о применяемых им способах научного познания. на эмпирическом уровне Виды методологической деятельностиформирование методологического обеспечения каждого конкретного исследования (призваны заниматься все научные работники, использующие имеющиеся методологические знания или результаты собственной методологической рефлексии. )методологическое исследование (занимается численно ограниченная группа людей, ставящих своей целью получение одного из видов знаний, предназначенных для включения в состав методологического обеспечения) Предмет методологии педагогики можно определить как соотношение между педагогической действительностью и ее отражением в педагогической науке. Чтобы сделать более наглядными изложенные представления и различения, обозначим схематически то место, где порождается методологическая проблематика в контексте связи педагогической науки и педагогической практики. Вне этого контекста любые методологические (и специально-научные) представления неизбежно окажутся умозрительными, оторванными от действительности. Покажем связь и различия между методологическим исследованием, с одной стороны, и методологическим обеспечением, с другой, на примере формирования двух концепций: методологической концепции научного обоснования обучения и специально-научной теоретической концепции содержания общего среднего образования. Исходным практическим ориентиром для методологического анализа была необходимость научного обоснования материалов, в соответствии с которыми развертывается деятельность обучения: учебных программ, учебников, рекомендаций для педагогов. Практическая деятельность обучения должна изучаться и обосновываться с позиций различных наукпсихологиисоциологиипедагогикипреподаваемой науки